Роль театрализованной деятельности в развитии дошколят с речевыми нарушениями

 

Речь - чудесный дар природы. Развитие речи детей дошкольного возраста - одна из приоритетных задач в обучении и воспитании дошкольников.

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Одним из видов детской деятельности,  широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей  является театрализованная деятельность.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение.

В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.

В своей работе я использую разные виды театров. Пальчиковый театр -  это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Пальчиковый театр - это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер.

Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас     и активизируют речевые функции.

Театр картинок на  фланелеграфе предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Настольный театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью; привлекает детей не только сюжетными возможностями, но и декорациями. Играя, ребёнок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей.

Театр «Масок» дает возможность ребёнку без затруднений мимикой и речью передать характер персонажа которого он играет. Ребенок самостоятельно ведёт роль своего персонажа, он действует за него, изображает его интонацией, мимикой, пантомимикой.

Использование в работе с детьми теневого театра положительно влияет    на процесс обучения, способствует воспитанию и развитию дошкольников. Именно театр теней позволяет реализовать и развивать огромные, не востребованные обычной повседневной жизнью творческие и эмоциональные возможности детей.

Дома родители могут организовать свой театр из подручных средств, дерева, картона, перчаток. Так же можно самостоятельно изготовить куклу, сшить новый наряд либо приобрести её в объекте розничной торговли. Ко всему необходимо привлекать ребенка, чтобы   он проявлял интерес и участвовал в создании чего-то необычного. Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки     и дедушки.

Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. В дальнейшем ребенок сам начнет обыгрывать созданные персонажи, придумывать рассказы или ставить уже знакомые ему сюжеты. Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

Екатерина Кузьмич, учитель-дефектолог высшей категории

Клецкого ЦКРОиР.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *