Зависим от своих пороков

 

Мы все, так или иначе, зависимы от общественного мнения или своих слабостей. Одни не могут жить без сладостей, другие – без крепких, будоражащих кровь напитков с приличной долей алкоголя.

Кто-то зависим от нежности и тепла, иные не представляют семейной жизни без скандалов и агрессии. Зависимости есть у всех, но характер у них – разный, соответственно, отличаются и последствия.

Фото носит иллюстративный характер.

Зависимость – это форма саморазрушительного поведения, – поясняет Оксана Савицкая, заведующий отделением социальной адаптации и реабилитации Клецкого ТЦСОН, – при котором человек как бы стремится скрыться от окружающей его реальности, фиксируя свое внимание на каких-­либо видах деятельности или изменяя собственное психоэмоциональное состояние путем употребления различных веществ. Со временем она (зависимость) уже «диктует» модель поведения, круг интересов, чем подчиняет себе человека.

Условно специалисты разделяют зависимости на химические и психологические. Химические – алкоголизм, наркомания, токсикомания, чрезмерное и систематическое курение и т.д. Есть еще фармакологическая и другие. К психологической относятся: игромания, интернет­зависимость, шопоголизм, трудоголизм, переедание, любовная зависимость и др. При всем этом главной целью действий, которые они вызывают, является изменение состояния сознания.

Входя в него, – рассказывает Оксана Леонидовна, – человек на время фактически забывает о нерешенных проблемах, требованиях общества. Когда же зависимость начинает занимать все большую часть жизни человека, то все помыслы и стремления замыкаются на обслуживании этого навязчивого поведения.

Например: курильщик ощущает необходимость постоянно иметь в кармане пачку сигарет и перио­дически выходить «подымить»; алкоголик чувствует себя совершенно «опустошенным», если не выпьет; наркоман испытывает постоянную потребность находиться под действием веществ; игроману нужны переживания, которые характерны только для игры.

Где найти свой «гормон счастья»

В общем понимании термин «дофамин» характеризуется как гормон счастья. Психологиче­­­  с­кая составляющая алкоголизма связана именно с нарушениями баланса дофамина. После «алкоинъекции» возникает чувство постоянного беспокойства, тревоги, страхи, общая напряженность.

Вызвано это следующим, – рассказывает Оксана Савицкая, – нервная система поняла, что на эмоциональной сетке координат появилась «точка сверхвысокого наслаждения» в виде алкоголя, и теперь все обычные удовольствия жизни просто померкли.

То есть, алкогольная зависимость заставила в один момент искусственно выплеснуть столько гормона дофамина, сколько организм раньше не получал ни от чего другого!

Теперь обыденные вещи доставляют раздражение, размеренная жизнь перестает удовлетворять, часто вызывая злость и даже агрессию. Вот почему люди, которые находятся в этой зависимости, имеют испорченные отношения с окружающими, настроены враждебно к миру и ощущают себя жертвой.

Из каждой ситуации есть, как минимум, два выхода. От алкогольной зависимости тоже можно избавиться. Процесс этот, конечно, трудоемкий и затяжной, но побороться – стоит.

Сначала выпивоху необходимо изолировать от вредной привычки, – объясняет Оксана Леонидовна, – полностью поменять обстановку. Через какое­то время придет осознание, что жизнь без спиртного, мучавшего долгое время, намного радостней. Но главное условие на этом пути – собственное желание излечиться, признание, что не все в порядке. Только тогда человек хотя бы будет рассматривать позитивно те рекомендации, которые ему предлагаются.

Полностью согласна, что мало забрать у несчастного бутылку, нужно еще предложить что­то взамен.

– Необходимо дать надежду на новую жизнь и новый, здоровый круг общения, – резюмирует О.Савицкая. – Лучшее лекарство от зависимости – реальная перспектива новой жизни и вера в то, что есть шанс жить иначе. Главное, чтобы к тому времени его личность не успела деградировать, то есть хватило умственных способностей оценить предложенную помощь.

Из исповеди алкоголика

Сумевший побороть самого себя Николай говорит, что бывших алкоголиков не бывает.

Избавившись от зависимости, работать над собой надо постоянно. Это как в спорте: пропустил несколько тренировок  – и победы уже не видать. Излечить коварную болезнь  можно лишь в том случае, если «пациента» лишить всего сопутствующего: возможности пить, работать, бесплатно получать еду и кров над головой.

Одним словом – помощь в этом должна быть от всех (родных, близких, даже совершенно посторонних людей!), чтобы пьяница понял: он – отброс, которого в этом мире фактически не существует! Да, это жестоко, – говорит Николай, много лет назад выбравшийся из ямы, в которую вогнал себя сам, – но иначе нельзя.

Когда я фактически умирал под забором (бросила жена, родители домой не пустили, с работы уволили, друзья отвернулись), в какой­то момент пришла мысль: а ведь я совсем никому не нужен! И тогда в прямом смысле слова пополз в больницу... А начиналось все с хорошего вина, веселой компании, которая собиралась все чаще и чаще, причем за мой счет…    

Будущие алкоголики, наркоманы, игроманы как правило вырастают в семьях, где родители или другие взрослые этому уже подвержены. Дети лишь все копируют. У ребенка отсутствует критика к тем, от кого он полностью зависит. И чтобы выжить, он должен подстроиться к среде своего существования...

Проводник «традиций»

Самая мощная, но при этом иногда и страшная реклама – это та, которая демонстрируется в доме, в семье. Приведем наглядный пример. На детские праздники у многих принято покупать детское шампанское – ведь это же не спиртной напиток, а обычная газировка!

Да, алкоголя там действительно нет, да и сам по себе напиток безопасен. Но посмотрите на атрибутику: бутылка настоящая, хлопок и разлитый по бокалам шипящий напиток впечатляют. А ведь по сути все это приучает ребенка к тому, что веселиться без выпивки нельзя!

Получается, что взрослые приучают собственных отпрысков все радостные события в жизни связывать со спиртным. Стоит ли потом удивляться, что фактически на каждом заседании районной комиссии по делам несовершеннолетних разбираются подобного рода дела, а на учете у врача­нарколога райбольницы состоят подростки?!

Мы постоянно слышим о том, как опасна выпивка для психологического и физического здоровья человека. Но вряд ли эти разговоры окажут нужный эффект, если не будут подкреп­ляться делами и собственным примером.

Если отец с матерью в течение часа «проводят воспитательные мероприятия» о том, как вреден алкоголь, а потом на глазах своего сына или дочери «отмечают благое дело», то со стопроцентной уверенностью можно констатировать: эти беседы пройдут мимо ушей и не оставят ни малейшего следа.

Чтобы в семье не было насилия

Именно на это направлены мероприятия, запланированные и реализуемые на территории района в рамках республиканской профилактической акции «Семья без насилия».

Еженедельно сотрудниками правоохранительных органов с учас­тием всех заинтересованных организуются рейдовые выезды по семьям, где отмечены конфликты и есть проблемы с воспитанием детей. Во время одного из таких мероприятий в агрогородке Морочь впечатления, признаться, зашкаливали.

Мама 16­летнего подростка, который попал в поле зрения милиции за употребление спиртных напитков, на момент визита стражей правопорядка была абсолютно трезвой. Но в квартире – полный хаос кругом, беспорядок, захламленность, коты и собака – тут же под ногами.

Это уже можно считать порядком в сравнении с тем, что мы наблюдали раньше, – поясняет начальник инспекции по делам несовершеннолетних РОВД Евгений Гвозд.Нет замечаний пока и к юноше. Надеемся, парень усвоил урок, и впредь будет вести себя благоразумно. Во всяком случае, он это пообещал.

Сейчас на контроле правоохранитей значатся двое подростков из  Морочи, находящихся в социально­опасном положении, которые проживают в двух семьях. По второму адресу также не возникло вопросов к матери девочки­подростка, да и бытовые условия там в разы лучше. Но есть проблема взаимоотношений между взрослыми, поэтому успокаиваться на их счет еще рано.

Очень плохо, что свидетелями конфликтов двух поколений, – говорит Евгений Михайлович, – являются несовершеннолетние. Живущие под одной крышей люди не могут мирно сосуществовать, а в результате страдает неокрепшая детская психика. Мать должна быть защитой и опорой (тем более – для дочки!), а она, наоборот, в некоторых случаях проявляет собственную несостоятельность, теряя уважение в глазах ребенка.

Эта реабилитация может быть очень долгой, и разобраться иногда бывает крайне сложно. Поэтому и посещаем такие семьи как можно чаще, интересуемся, какая помощь нужна. В наших рейдовых группах есть медики, психологи, которые окажут необходимую помощь. Да, не всегда люди идут с первой встречи на доверительные разговоры, но «в штыки» уже не встречают нас.

Как показывает практика посещения СОПовских семей, регулярная работа со взрослыми и их чадами имеет действие. Когда попавшие в поле зрения знают, что к ним несколько раз в месяц могут приехать с проверкой – это дисциплинирует их.

Как, например, в Морочи, где постепенно наводится порядок, снят вопрос с трудоустройством. А глядя на то, что родители меняют свой образ жизни, дети также будут стремиться к хорошему.

Валентина СЕНКЕВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *