«В Рубеж вернутся кукольники»: В Клецком районе готовятся провести пасхальный обряд для жителей вымирающей деревни

 

В Клецком районе решили воссоздать по воспоминаниям земляков традицию обхода дворов на Пасху. Участники, среди которых будут только мужчины, в первый день Светлого Христова Воскресения споют старинные волочебные песни, заходя в дома клетчан. Их услышат жители деревни Рубеж, куда накануне была организована этнологическая экспедиция, чтобы изучить тексты песен и особенности местного пасхального обряда.

Инициаторами проекта стали работники Клецкого районного центра культуры Ольга Пилецкая и Татьяна Горшкова. Они же этой зимой провели детальную реконструкцию обрядового праздника «Щедрец».

В этот раз девушки планируют не костюмированное действо, а аутентичный ритуал с привлечением парней и мужчин, в которых пожилое население деревни Рубеж узнает себя в 20-30-летнем возрасте.

Для трех десятков жителей вымирающего Рубежа эта инициатива станет настоящим праздником.

Когда-то в населенном пункте кипела жизнь. 88-летний Виктор Александрович Коршун, кукольник с большим стажем, вспоминает, что в деревне насчитывалось пять десятков домов. Именно он стал для Ольги Пилецкой и Татьяны Горшковой основным источником информации о пасхальном обходе дворов.

С кукольниками на Пасху я начал ходить с молодых лет, – говорит мужчина. – Каждый год до армии участвовал. Примерно за неделю до Великодня решали, кто пойдет. Соглашалось обычно около десятка человек – одни мужчины разных возрастов. Сейчас уже ходят и женщины, но этот обряд считается мужским. Мы собирались у кого-нибудь в хате, вспоминали песни, чтобы никто не сбивался.

Тексты передавали от старшего поколения к старшему. Хорошо помню некоторые из них. Многие уже забыл. Были отдельные песни с обращением к хозяину и хозяйке дома. В процессе подготовки к обходу выбирали самого смелого и бойкого парня, который говорил приветственные слова к хозяевам двора. Чаще всего, эту роль брал на себя я.

Виктор Александрович рассказал, что кукольники носили с собой "кошык", куда складывали угощения, которыми одаривали их односельчане:

В основном за пасхальные песни и пожелания благополучия семье, нас принявшей, угощали крашеными яйцами, салом, "гарэлкай", иногда давали немного денег. Завершив обход, собирались в одной хате, делили собранное и устраивали застолье с танцами.

Для участия в обряде, по словам старожила деревни Рубеж, надевали праздничную одежду, самую лучшую, что нашлась.

Если на тебе была шапка, то во время исполнения песен головной убор надо было снять. Старшие мужчины начинали обход ближе к вечеру. Те, кто помладше, собирались в первой половине дня. Звали с собой музыканта, если в селе такой жил. Не пропускали ни одного двора. Иногда расходились только под утро. Считалось: не зайти к кому-то, равноценно, что обидеть человека.

Стучались в окно и громко говорили «Христос Воскрес». Если у кого-то на тот момент был траур по умершему родственнику, то хозяин сообщал об этом и мы не пели песни, нам просто давали в качестве угощения некрашеные яйца. Затем шли дальше. Даже посещали соседние деревни.

Инициативу Ольги Пилецкой и Татьяны Горшковой воссоздать обряд обхода дворов на Пасху и провести его в Рубеже, Виктор Александрович воспринял положительно:

Заходите и ко мне. Припасу для вас угощения. Раньше людей в нашем селе жило много, весело было. А сейчас только старики остались, кто уже ничего не слышит, кто – не видит, по-разному. Многие дома пустуют – хозяева умерли.        

В этнологической экспедиции Ольга Пилецкая и Татьяна Горшкова встретились с жителями РубежаВладимиром Демьяновичем и Софьей Антоновной Курило. Супруги поименно вспоминают односельчан, которые в годы их молодости участвовали в пасхальном обряде.

Делятся подробностями, о которых ранее говорил Виктор Александрович Коршун. Владимир Демьянович Курило и сам не раз оказывался среди кукольников, самостоятельно научился играть на барабане:

Мне было семь лет, когда меня впервые позвали ходить по дворам и петь пасхальные песни. И мой отец молодым ходил. Нравилось. Это считалось важной традицией. Всем хотелось, чтобы у них побывали кукольники. Угощали тем, что у кого было на столе. В нашем «кошыку» в концу обхода собиралось много крашеных яиц – зеленых, синих, красных, и, бывало, лежало несколько белых, от тех хозяев, у кого траур.

Хоть бы не «памерці», дождаться «хлопцаў», которые решили вспомнить традиции, которые мы многие годы чтим. Нам будет за радость, если зайдете к нам, – поддерживает Софья Антоновна Курило идею воссоздать пасхальный обряд их деревни.

Об одном из главных ритуальных символов Пасхи – пасхальном яйце, рассказала Анна Иосифовна Лобко из агрогородка Кухчицы:

Жизнь раньше была такая, что «цыбулі» «жадны» были. Помню, как в послевоенные годы красили яйца дерезой и корой дуба. Дубом можно было красить на разные цвета. Если меньше коры добавить, то яйца получались темно-бордовыми, если совсем немного – розовыми, а когда побольше использовать – черными. Дереза окрашивала яйца в светло-зеленый цвет. Нужно много было ее натаскать.

Шли за ней в лес. Бросали дерезу в кипящую воду, затем опускали туда яйца. Там они и окрашивались в течение 5-10 минут, чтобы не полопались. Не было больше, чем окрашивать. Позже, в 60-ые годы, уже появилось много всяких красок. Пасхальных яиц готовили много. Раньше семьи были большими, а, кроме того, в дом на Пасху могло зайти несколько групп кукольников.

Анна Иосифовна каждый раз накануне Светлого Христова Воскресения внимательно следит за украшением придорожного креста:

С начала Великого поста снимаем все украшения и крепим возле распятия черный фартушок, в знак траура, а накануне Великодня, в Чистый четверг, меняем его на белый, а крест украшаем цветами, лентами и рушниками.

Подготовка к реализации пасхального проекта Ольги Пилецкой и Татьяны Горшковой уже началась. Ольга занимается реконструкцией «кошыка» для угощений, вместе с Татьяной продумывает сценарий ритуала, уточняются тексты песен.

Через несколько недель начнутся репетиции и тихие улицы деревни Рубеж 2 мая, спустя много лет, «оживят» голоса кукольников.

Юрий Мыслицкий.

Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *