«Называться мамой легко, сложнее – ею быть…»

ПерваяЛучезарность этих милых лиц, теплые искренние улыбки, широко открытые горящие глаза и самое нежное, ласковое, любящее отношение друг к другу. Эти четыре человечка – как одно целое: визуально похожи между собой, и хотя имеют совершенно разные характеры, в жизни дополняют одна другую, и всегда держатся только вместе.
"Вы – самые родные и близкие люди, вы всегда должны быть рядом" – говорит своим трем очаровательным дочуркам Алине, Милене и Соне молодая многодетная мама Татьяна Викторовна Попок.
В канун, пожалуй, самого важного для женщин праздника – Дня матери – мы попросили нашу героиню поделиться сокровенным, и разговор начали с вопроса, который ей задают чаще всего: сложно ли растить троих детей, тем более девочек?
– Я бы не сказала, что сложно. Есть такой штамп, что троих легче растить, чем двоих, и с этим совершенно согласна. В нашей ситуации возможно потому, что у детей хорошая разница в возрасте. Между Алиной и Миленой – 3,5 года. Они, когда были поменьше, всегда находили общие интересы и занятия, но я чувствовала, как непросто с ними справляться. Вероятно, мы сами были моложе, меньше опыта имели. А сейчас они – друг за дружку. Алине было 10 лет, когда появилась Софья, и на нее как на старшую, спустя год-полтора, вполне можно было оставить ребенка. И сейчас она у меня палочка-выручалочка. Работаю до 7-8 вечера, и если нужно забрать из сада малышку, то Алина всегда на подхвате.
– На самом деле очевидно, как она трепетно и несколько по-матерински относится и к Соне, и к Милене: обхаживает, заботится, настоящая старшая сестра, похоже, в будущем станет хорошей мамой.
– Алина, действительно, как мамочка. Когда мы ждали Милену, она тоже ждала вместе с нами – живот гладила: "Сестричка, я тебя люблю".
Если едет в какую поездку со школы, или с "Тушилкой", где активно участвует, от музыкальной на конкурсы (кстати, она уже закончила фортепианное отделение ДШИ, занимается на художественном, пошла осваивать гитару), с каждой привозит сестричкам какие-то гостинцы, себе может не купить, а их – обязательно побалует вкусностями. По дому она – первая помощница, и эта подмога очень ощутима. Алина может даже что-то приготовить. Например, сырники, у нее получаются намного вкуснее, чем у меня, мы это все уже оценили, и если их готовим, то это делает непременно Алина. Или на прогулку выйти с Соней – тоже она. Такие навыки понадобятся ей в будущем. Хотя девочки очень загружены и в школе, и в музыкальной. Не всегда хватает времени. Учатся хорошо: Алина – отличница, у Милены только пару восьмерок, она занимается хореографией, на художественном отделении в ДШИ. Всегда их настраиваю на больший результат. В жизни пригодятся разные интересы. Никто не знает, какой выбор придется сделать, чем дальше будут заниматься. Вместо того, чтобы дома сидели в телевизоре или компьютере, пусть лучше развиваются и занимаются полезными делами. Это – и разностороннее общение, и развитие интересов.
– Девочки по характеру все разные или похожи между собой, уже, наверное, и в нарядах переборчивы?
– Со старшей размерами одежды и обуви мы практически одинаковы и можем кое-чем обмениваться. Алина никогда не требует и не перебирает в нарядах. А вот средней дочери не могу навязать свое мнение. Если ей не понравилось что-то хоть чуть-чуть, не уговоришь ни за что. Софья пока со всем соглашается. Ей обещаешь – она верит, но выполняем обязательно. По характеру трое все совершенно разные. Самая категоричная – Милена. У нее такой мощный стержень! Возможно, когда я была ею беременная, на узи нам не говорили пол будущего ребенка до последнего момента, и мы почти все 9 месяцев ждали Никитку, и даже называли ребенка так. Предполагали, что будет мальчик, и, вероятно, что-то заложилось в ней такое – сильное и категоричное. Хотя внешне она такая миниатюрная и миленькая, и имя такое – Милена – звучит мягко, мелодично. Наверное, если бы было другое с более твердыми и звонкими согласными, то было бы еще сложнее. Характер у нее: сказала, как отрезала.
Алина более сговорчивая, мягкая, лояльная, даже если поначалу на чем-то настаивает, есть возможность ее переубедить, а Соня – с ней мне легче, чем было со старшими девочками. Настоящей мамой я себя ощутила, родив третьего ребенка. Не скажу, что не чувствовала родительских позывов раньше, но глубокое осознание материнства (может, это с возрастом пришло, когда было уже за 30, и все воспринимается по-другому, нежели в 20 с чем-то) усилилось именно после рождения Софьи.
Ожидая появление на свет Алины в роддоме, спрашивала у женщин из палаты, что они ощущали, как это – осознавать себя мамой. "Принесут ребенка – и сразу почувствуешь", – отвечали мне. И вот она родилась – чуть раньше срока и совсем маленькой. Мне отдали такую кроху, я смотрю на нее, понимаю, конечно, что это моя малышка, моя доченька, но восторженных, эйфорических чувств, взрыва эмоций, как, наверное, должно быть у женщин в этот момент – нет. Про себя думаю, может, это со мной что-то не так. Или все происходило из-за того, что экстренно делали кесарево сечение. Хотя настоящие материнские волнения, чувства более сильно начинают приходить не сразу, когда тебе показывают эту кроху, а с ее первым зубом, первыми коликами, первым ночным переживанием, появляется трепетная боязнь за нее, когда порой не знаешь, как и чем помочь. Все это происходит постепенно – так мне кажется сейчас. Повторюсь, что истинной мамой я себя почувствовала именно после рождения Сони. Не зря говорят, что полноценное материнство – это когда имеешь троих детей.
Соня у нас очень любвеобильная: и "Мамочка, я тебя люблю", и "Папочка, люблю тебя сильно-сильно", и сестричек, и бабушек. Как-то на днях шли в сад, а она говорит: " Мама, я так всех люблю, только родных наших". "А почему только родных? – спрашиваю. – Всех же надо любить. Боженька всех нас любит".
Она маленькая, все ее обхаживают, внимание уделяют, балуют, она чувствует эту заботу и отвечает взаимностью. Соня очень шустрая, ее везде много, если в доме тишина минут пять, это уже подозрительно.
– Насколько часто удается куда-либо вырваться совсем без детей, побыть наедине с собой?
– Очень редко. Лишь в праздничные дни иногда. Хочется хоть на полчаса за книгу сесть, и то времени нет. Но это не в тягость, это только в радость. Получаешь удовольствие, когда себя отдаешь семье. Летом, если дети на несколько дней уходят к бабушке, свекрови, один день и ночевка без них – тоска невыносимая. Для нас – родителей – тяжело и непривычно, начинаем скучать по ним, не хватает, может, порой чересчур ненужного шума, но такого дорогого и родного!
– Думаю, глядя на Вас, многие женщины по-доброму позавидуют и зададутся вопросом, как Вам удается после трех родов удерживать такую прекрасную форму, хорошо выглядеть при высокой домашней загрузке и занятости на работе?
– Считаю, что уборка по дому, готовка и глажка – лучший фитнес. Откровенно, времени на себя не хватает категорически. Очень помогают бабушки – и мама моя, и свекровь по первому зову, по первой просьбе всегда у нас. Женское начало в семье – крепкое. Папа работает на Клецком филиале Слуцкого сыродельного комбината. И ему порой сложно с нами четырьмя, нет у него мужской опоры и помощи.
– А не планируете ему подарить эту опору?
– Мы так далеко не заглядываем. Наверное, вряд ли. Хотя, когда выписывалась из областного роддома с Миленой, там работала съемочная группа, и случайно у меня спрашивают: "Не планируете ли сюда возвращаться?" Сейчас пересматриваю это видео и улыбаюсь, я тогда такую фразу бросила: "Не знаю, не будем зарекаться". И вернулись за Соней. Поэтому ничего категорично утверждать нельзя. Как Господь распорядится, так и будет.
Мы не думали и не планировали троих детей. Бог дал, значит так нужно, возможно, это предназначение мое такое – быть матерью.
– Татьяна Викторовна, а что лично для Вас значит сегодняшний День?
– Праздник матери лично дня меня – это праздник не мой, а моей мамы – Людмилы Александровны Карсюк из агр.Заостровечье. В этот день хочется ей высказать самые искренние и теплые слова с пожеланиями здоровья и счастья, выразить благодарность, что она нас вырастила. Ведь я сама тоже из многодетной семьи. К сожалению, родители наши разошлись, и мама нас четверых, можно сказать, вырастила одна, сама поднимала на ноги. Личную жизнь не устраивала, всю заботу, внимание и время посвятила нам, нежность и любовь вкладывала в двух дочерей и сыновей. Самая старшая в семье – я, брат Виктор имеет жену и двоих ребятишек, живет и работает в Минске. Младшая сестра Наталья обосновалась в Озеречье. К сожалению, потеряли мы братишку – он трагически погиб в 16-летнем возрасте, пусть земля ему будет пухом… Жили мы все достаточно дружно, но в детстве с сестрой были не так близки, как сейчас. Больше сроднились, когда разъехались учиться, создали семьи, тогда и стали чаще общаться. Кстати, у меня три дочери, и у моей бабушки – маминой мамы – тоже три дочери – повторилось все через поколение.
Так вот, я мама, потому что моя мама дала мне жизнь – это ее заслуга. Возможно, для моих детей этот День тоже станет праздником их родителей.
– Какой бы Вы дали совет "неопытным" мамам, чего бы пожелали им в праздник?
– Называться и стать мамой легко, сложнее – ею быть. Родить – это одно, конечно, проходишь через физические боли. Но вести по жизни детей – это больший труд. Поколения меняются, и родителям надо научиться слушать и слышать своих детей, потому что иногда мы, взрослые, хотим, чтобы было лучше и настаиваем на своем, а, вероятно, и дети оказываются правы. Нужно прислушиваться к их мнению обязательно. Вместе с ними расти, развиваться, если ты будешь неинтересна своим детям, так кто им будет что-то подсказывать и помогать? Необходимо жить и их жизнью. Когда я стала мамой, мои личные интересы стали на второй план. В первую очередь – развитие, образование, увлечения детей. Сейчас мой ребенок чему-то может научить меня больше, чем я умею. И это нормально, когда дети превосходят своих родителей. Главное – чтобы они радовали, никогда не огорчали, были здоровы и счастливы.

Ирина Шаг.

Фото Александра Абрагимовича.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *