Символ веры

IMG_8359Рубрику ведет иерей Геннадий Белоус, клирик храма Воскресения Господня г.Клецка, бакалавр богословия

Все необходимые для нашего спасения истины заключены в сокращенном виде в Символе веры – кратком, но точно изложенном учении о том, во что должны верить христиане. Образец самого краткого учения о вере оставил Сам Господь Иисус Христос. Он, посылая своих учеников на всемирную проповедь, сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28,19). В этих словах Спасителя изображена вся сущность нашей веры.
Из-за возникавших в той или иной Поместной Церкви заблуждений требовалось более подробное толкование слов Христа, результатом чего и стал Символ веры, изложенный Отцами I и II Вселенских Соборов 325 и 381 годов. Из истории Церкви известно, что уже во второй половине V века Никео-Цареградский Символ распространился повсеместно и был единственным и единым исповеданием веры для всех христиан.
Символ веры разделен на 12 частей. В этой статье будет рассмотрен отрывок первой из них.
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».
О вере
Слово «верую» относится не только к первому члену Символа веры, но и ко всем последующим. Только с помощью веры человек может переступить пределы своей естественной ограниченности в деле познания Бога. Как говорит Спаситель: «Все возможно верующему. Имейте веру Божию» (Мк.9,23; 11,23). «Вера, – замечает святой праведный Иоанн Кронштадтский, – ключ к сокровищнице Божией».
Через веру мы соединяемся с Самим Христом. А где Христос, там не может быть какого-либо колебания или увлечения «всяким ветром учения» (Еф.4,14). «Не тот верующий, который верит всему, – учит святитель Иоанн Златоуст, – но кто верует Богу. Где вера, там и сила. А там где нет веры, там немощь».
Вера динамична. По мере исполнения заповедей Божиих, она может возрастать или уменьшаться. Все зависит от желания христианина следовать за Христом.
О том, что вера должна быть связана с добрыми делами, свидетельствует Священное Писание и учат Святые Отцы. Спаситель заповедует основывать веру на покаянии: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1,15). «Вера без дел мертва», – пишет апостол Иаков (Иак.2,20).
Святитель Феофан Затворник так рассуждает по этому поводу: «Дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал, до тех пор, вера будто не вера. Она видною и крепкою становится только в делах. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют».
Вера отличается от знания. Святитель Феофан Затворник пишет: «Рассудочный анализ не приложим в области веры. Он может иметь место только в преддверии ее. Вкусив однажды приятной и здоровой пищи, человек знает, что она пригодна и принимает ее в ряд питающих его веществ. Химия, ни прежде, ни после, не помощница ему в этом убеждении. Убеждения человека основаны на личном опыте, непосредственно. Сама вера вселяет в нем непоколебимое убеждение, что она – вера. В том и разумность веры, чтобы непосредственно знать, что она вера. Рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере».
Святитель Николай Сербский следующими словами убеждает в преимуществе веры перед знанием: «Господь дал человеку неограниченные возможности верить и ограниченные – знать. Христос сказал апостолу Филиппу: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин.14,10). Видишь, Он открывает тайну вере, а не знанию».
О необходимости исповедовать веру свидетельствует Священное Писание. «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, – говорит Господь, – того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8,36).
Исповедуют веру не только те, кто терпит телесные страдания, но и все, кто желает жить по Евангелию. «Кто не может потерпеть чувственную смерть за Христа, – учит преподобный Петр Дамаскин, – тот должен, по крайней мере, потерпеть ее мысленно – произволением, и будет он мученик совестью».
О Единстве Божием
Слова Символа веры: «Во единаго Бога», указывают на то, что Бог – Един, и не может быть Бога, кроме Единого. «Мир един, – учит священномученик Ириней Лионский, – один должен быть и Творец, следовательно, один Бог».
Идолопоклонники имели богов для всякой потребности. «Мир, – говорил греческий философ Фалес, – полон богов». Язычники считали веру во Единого Бога ущербной и бедной. Верующие же во Единого Бога смотрели на язычников с сожалением, как смотрят на тех, кто, имея много, не имеет ничего. «Многобожие, – учит святитель Афанасий Великий, – то же, что и безбожие, точно так же как многоначалие, есть безначалие».
Господь говорит избранному народу: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх.20,2-3).
Святой апостол Павел пишет: «Никтоже Бог ин, токмо един» (1Кор.8,4).
Заметим, что христианская истина единства Божия углубляется истиной единства Триипостасного.
Непостижимость существа Божия
Единый Бог, в которого веруют христиане, непостижим в Самом Своем существе. Он выше всякого познания. Когда Моисей просил у Бога показаться ему, то Господь ответил: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33,20). Апостол Павел говорит, что Бога «никтоже видел есть от человек, ниже видети может» (1Тим.6,16).
В христианстве вопросы Богопознания наиболее всесторонне исследовали великие Вселенские учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Святые Отцы неоднократно подчеркивали, что сущность Бога совершенно непознаваема, не именуема, не сообщаема даже разумной твари. Так святитель Иоанн Златоуст, толкуя слова «Бога не видел никто никогда» (Ин.1,18), говорит: «Того, что есть Бог, не видели ни пророки, ни даже ангелы и архангелы. Ибо каким образом то, что есть природа сотворенная, могло бы видеть то, что не тварно?».
Святитель Григорий Богослов так говорит о непостижимости существа Божия: «Божество необходимо будет ограничено, если оно постигается мыслью, ибо и понятия есть вид ограничений».
В то же время Бог, в которого веруют христиане – Бог личностный, живой, не есть какая-то неопределенная бездна, в которой ничего нельзя разобрать. Во Христе человечество навсегда соединилось с Боже-ством. Поэтому все люди, прежде всего христиане, не только могут, но и должны иметь о Боге понятия определенные и истинные.
Для обозначения возможности иметь определенные знания о Боге, Святые Отцы использовали понятие «энергии» или «действия» Божии. Эти «действия» проявляются в видимом мире и в нашей совести, а особенно в Его сверхъестественном Откровении. «Энергии» сообщаемы разумной твари, и, следовательно, познаваемы. Часто они именуются «благим даром», или «благодатью», которая теснейшим образом может соединяться с нашей тварной, то есть, созданной природой.
Энергии – способность природы выявлять свое существование во вне, делать ее доступным познанию и причастности.
Святитель Василий Великий учит: «Утверждая, что мы познаем Бога в его энергиях, мы отнюдь не обещаем того, чтобы приблизиться к Нему в Самой Его сущности, ибо если Его энергия нисходит до нас, сущность Его остается непостигаемой».
Таким образом, не постигая Бога в Его Сущности, нам открыт доступ к тому, чтобы познать Бога в Его действиях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *