2013 – Год бережливости: на пути управления отходами

Ставка в организации утилизации твердых бытовых отходов в Европе сделана на раздельный их сбор, максимальное извлечение вторичного сырья и его переработку. Очевидно, что система обращения с ТБО в нашей стране по эффективности и экологической безопасности пока уступает европейской. Почему? Давайте рассмотрим некоторые причины, преодолев которые, мы могли бы, наконец, создать цивилизованную систему управления твердыми бытовыми отходами в Беларуси. Помогает разобраться в проблеме Александр Мысло, заместитель директора КУП «Клецкое ЖКХ».

Финансовая. Основным источником покрытия затрат на обращения с отходами для служб ЖКХ являются платежи населения. Существующие тарифы за их обезвреживание с одного проживающего в месяц неадекватно низкие и не покрывают затраты даже на вывоз и захоронение бытового мусора. Недостаток средств компенсируется дотациями из госбюджета. При этом у органов ЖКХ не остается денег на развитие, создание системы раздельного сбора – на закупку контейнеров и обновление парка мусоровозов, на саму организацию переработки. Кроме того, в настоящее время тариф за обращение с отходами не дифференцирован – не важно, собираете ли вы их раздельно или сваливаете все в один контейнер – платите одинаково.
Структурная. Сейчас обращение с бытовыми отходами осуществляют жилищно-коммунальные хозяйства, т.е. организации, на которых «висит» множество других видов коммунальных услуг, в основном убыточных. Все доходы и расходы таких организаций брошены в один котел, и финансовые потоки, связанные с обращением ТБО от продажи вторсырья, платежи населения, размыты. Доходы тратятся на другие насущные цели, а не на развитие системы обращения с отходами. В этом плане показателен пример Солигорского района, в котором государственное предприятие «ЭкоКомплекс», занимающееся обращением с коммунальными отходами, выведено из состава местного ЖКХ. Сегодня «ЭкоКомплекс» – республиканский лидер среди предприятий отрасли по уровню извлечения вторсырья, экологической безопасности, рентабельности и финансовой устойчивости. Сбором и переработкой ТБО должны заниматься специализированные предприятия, только в этом случае появится возможность оптимизировать доходы и расходы, осуществлять планирование и совершенствовать систему обращения с ними.
Корпоративная. В Европе, например, обращение с твердыми бытовыми отходами осуществляют частные компании в союзе с муниципалитетами, у нас же частная инициатива в этой сфере ограничивается, а органы ЖКХ продолжают ревностно закапывать ценные ресурсы на свалке. Еще более жесткий монополизм сложился в сфере обращения с ломом черных и цветных металлов, где единственным легальным переработчиком является ГО «Белвтормет». Именно частные фирмы, в силу своей мобильности, могут создать более эффективную и экологичную систему обращения с ТБО и привлечь иностранные инвестиции в отрасль.
Информационная. В настоящее время население все еще недостаточно информировано о существующей проблеме обращения с ТБО, о возможностях раздельного сбора и о том, как правильно поступать с бытовым мусором и зачем это нужно. Не эффективна работа по повышению экологической сознательности граждан. Нужна социальная реклама по этой тематике на ТВ и в печатных изданиях, в конце концов, проведение информационных кампаний на улицах, в микрорайонах многоэтажной застройки. Надписи на контейнерах иногда не в полной мере понятны. В частности, на контейнере, предназначенном для ПЭТ-бутылок, написано просто «Пластик». И что же в него можно бросать, а что – нет? Все виды пластика либо только ПЭТ, полиэтилен, полипропилен или что-то еще? А что в «Стекло»? Неужели все виды стекла? Нет – только бутылки и банки. Нет и таких простых, но важных надписей, как, например, просьба открутить крышку и сжать ПЭТ-бутылку перед выбрасыванием – чтобы не было необходимости в мусоровозах возить воздух, а рабочим перед прессованием бутылки откручивать крышки.
Маркетинговая и экономическая. Еще одной проблемой является ограниченный рынок вторичного сырья – переработчики не могут реализовать полученные из отходов материалы. Для увеличения этого рынка в развитых зарубежных странах применяются различные механизмы – требования по обязательному использованию вторсырья при производстве новых товаров (в процентах), льготное кредитование таких производств. В системе госзакупок и госзаказа предусматриваются преимущества для предприятий и организаций, производящих или поставляющих товары и продукцию, производимые из вторичного сырья или с его использованием.
Правовая. К сожалению, многие нормы довольно прогрессивного Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» на практике не выполняются. Например, в этом нормативном акте содержится прямой запрет на захоронение вторичного сырья, при этом 95% коммунальных отходов направляется на свалки. Интересна также статья 17 Закона, которая говорит, что ЖЭСы обязаны создавать условия для раздельного сбора отходов, а жильцы, если таковые условия созданы, ОБЯЗАНЫ собирать их раздельно (предусмотрена и ответственность за невыполнение жильцами этих требований – от 5 до 50 б.в. (ст. 15.63 КоАП). Очевидно, что проконтролировать выполнение этих требований проблематично. Есть в Законе и норма о расширенной ответственности производителя, т.е. механизма, при котором производители и импортеры ответственны за сбор и переработку отходов, которые образовались после утраты потребительских свойств их товаров. Однако он используется лишь для шин и покрышек, частично – для упаковочных материалов. В то же время в европейских странах применяется для решения проблемы отходов бытовой техники, автомобилей, батареек, строительных и медицинских отходов, отработанных масел, лакокрасочной продукции и пр. Собираемые с производителей и импортеров платежи (например, налог на пластмассовую упаковку, который уплачивается сейчас) должны направляться на решение проблемы отходов, а не на другие цели.
Потребительская. Система обращения с ТБО сталкивается с потребительским образом жизни нашего населения. Помочь этому может активное освещение принципов «Зеленого потребления» – население должно быть обучено, как покупать товары, учитывая их экологические характеристики. Кроме того, широкое развитие должны получить программы экомаркировки.
Комплексная. С сожалением можно констатировать, что важнейшей причиной неэффективной системы обращения с ТБО является то, что проблемы охраны окружающей среды, рационального использования ресурсов и устойчивого развития до сих пор не стали приоритетными в среде органов управления различных уровней. Необходимо повышать квалификацию, обучать специалистов на местах, ответственных за обращение с ТБО, путем проведения семинаров, курсов повышения квалификации и обмена опытом. Хочется верить, что в ближайшее время будут сделаны конкретные шаги по созданию новой – более эффективной и экологической – системы обращения с ТБО.

 

2013 – Год бережливости: на пути управления отходами: 2 комментария

  • 29.05.2013 в 9:47 дп
    Permalink

    Зачем у кого-то что-то просить? Тарифы подняли — люди заплатили. Вот и решение вопроса. ЖКХ у нас так действует

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

  • 28.05.2013 в 7:16 пп
    Permalink

    Александру Мысло следовало бы знать, что кроме Закона «Об обращении с отходами» в 2012 году появился Указ 313. Поэтому для организации раздельного сбора — деньги нужно просить (вымаливать) у Оператора, созданного в системе ЖКХ, а не обворовывать народ через повышение тарифов на «вывоз» и не выполняемое «обезвреживание»

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *