Опять весна на белом свете

Накануне 65-й годовщины Великой Победы  побывал в своём местном Заостровечском историко-этнографическом музее. И должен сказать, что был приятно удивлён не только увиденным, но и хорошей новостью: решением коллегии Министерства культуры Республики Беларусь от 15 декабря 2009 года присвоен статус «народны» гісторыка-краязнаўчаму музею установы адукацыі "Заастравецкая дзяржаўная агульнаадукацыйная сярэдняя школа Клецкага раёна".

Председатель коллегии министр П.П.Латушка».

– Теперь у нас и Паспорт музея имеется, – с гордостью говорит его сотрудница Мария Ивановна Полонникова. – Поэтому нам надо работать лучше, чтобы через пять лет подтвердить это звание…

В музей зашла группа школьников, и Мария Ивановна занялась своим любимым делом. Начался интереснейший рассказ от даты упоминания деревни Заостровечье до дней её сегодняшних.

А вот в комнате музея, посвящённой Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, все экскурсии задерживаются подольше, слушая информацию с особым интересом и вниманием. А разве можно иначе! Глядя на фотографии участников войны, партизан, узников гитлеровских концлагерей, людей, вывезенных в рабство, – невозможно пройти мимо и остаться равнодушным. И хотя позади осталось 65 лет, а в жизни, как на долгой ниве, бывает всякое. Но человек силён верой, своими корнями, лю­бовью к Родине. Низкий поклон тому, кто достойно перенёс лишения, видел войну в лицо и, на себе испытав весь ужас потерь, не озлобился. Согласен, есть мысли, которые не произносят вслух, но они долго бередят душу, настраивают на раздумья. Мария Ивановна с ребятами ушли дальше по музею, рассматривая и обсуждая другие экспонаты. И уже  откуда-то доносился её мелодичный голос и вопросы ребят. А я всё время стоял у стенда «Пережитое – не забытое». Он посвящён узникам и мирным жителям деревни Заостровечье, расстрелянным фашистами в 1941 г. (Теперь на мес­те расстрела установлен памятник с надписью «Жертвам фашизма, мирным жителям дер. Заостровечье, расстрелянным в 1941 г.»).

…Фотографии женщин, мужчин – узниц и узников, переживших рабство в Германии. Они были насильно отправлены туда ещё совсем юными, неокрепшими, даже младенцами. Среди них Александр Иванович Дудук, Нина Демидовна Курочкина. К великому сожалению, Александр Иванович не дожил до 65-летия Победы всего два месяца. Он повторил судьбу Марии Ивановны Жуковской, так же прошедшей ад и пекло гитлеровских лагерей, не дожив полтора месяца до 60-летия Великой Победы, оставив для музея свои печальные воспоминания о пережитом. А пережила она горя и страданий в избытке. Она всю жизнь помнила то мартовское утро 1943 года, когда в их доме появился Николай Солтыс. Он приказал кому-либо одному из детей прибыть в комендантский участок для отправки в Германию на принудительные работы. Мать не могла произнести ни одного имени из всех детей, а только плакала. Девчата сами решили, что поедет Мария.

Утром следующего дня с небольшой полотняной торбочкой, в которой лежала еда на три дня и кое-какая одежда, девушка появилась на полицейском участке. Плакали сёстры, кричали и бросались под машины родные тех, кого автоматчики заталкивали в подъехавшие крытые машины. Было много полицаев. Присутствовал сам комендант Иван Наумчик…

Летом 1945 года Мария вернулась в родное Заостровечье. Встреча с родными – и снова слёзы, но уже слёзы радости. В 1946-м вышла замуж. Её брак был счастливым, но недолгим. Осталась с маленьким сыном Владимиром. В первые послевоенные годы было очень тяжело, особенно для вдов: ни еды, ни тепла, ни одежды.

С первых дней организации колхозов Мария стала работать на ферме. В 1959 году вышла замуж во второй раз. Родился сын Саша. И опять радость семейной жизни была непродолжительной: через 8 лет Мария Ивановна снова стала вдовой. Вот уж правду говорят, что если нет счастья утром, то не будет его и вечером. Чтобы не сломиться, нужно было много сил. И эта женщина их находила – в повседневной работе, в воспитании сыновей, четырех внуков и одного правнука, которых очень любила. А за хорошую работу Доску почёта тогдашнего колхоза «Правда» неоднократно украшал её портрет.

Опять весна на белом свете. Победоносная весна 1945 г. останется в памяти народной на все времена, не только для участ­ников Великой Отечественной войны, партизан, узников, но и будущих поколений – детей, внуков и правнуков.

Разные судьбы у поколения, неизбалованного радостями жизни. Эти люди знают не из книг, как зудят медленно заживающие раны, как тяжело собрать воедино разбежавшиеся мысли при виде убитого товарища или умершего от голода в лагере, как больно страдают в одиночку, ничком уткнувшись в подушку, вдовы. Навечно поселилась война в каждом закоулке сознания остротой сопереживания, проходящего через сердце.

Землячка Марии Ивановны Жуковской – Надежда Григорьевна Груша родилась в д.Бурдейки. Никогда не забыть 12 марта 1942 г. Именно в этот день со всех окрестностей Заостровечья было приказано молодёжи явиться в полицейский участок. Юношей и девушек силой затолкали в машины и через несколько дней они оказались в Германии, где были распределены по группам. Надежда Григорьевна оказалась вместе с 75 девушками из Таганрога, Харькова и Полтавы. Работать пришлось в немецком госпитале (наподобие дома инвалидов) для тяжелораненых и изувеченных немецких солдат – без рук, без ног, слепых… Именно здесь она узнала все муки пекла. Недобитые гитлеровские вояки всю свою злость и ненависть выплескивали на бедных каторжных девчат: на каждом шагу в их адрес слышались крики, брань, бросались костылями, палками. Особенно страшно и тяжело было со второй половины 1944 года, когда фашисты почувствовали свой бесславный конец. Девушки пухли от голода, падали в обморок. На большое счастье Надежде Григорьевне судьба подарила жизнь. В августе 1945-го она вернулась в родную деревню. Вышла замуж за фронтовика. Вместе с мужем вырастила 2 дочери и сына. Имеет 5 внуков и 2 правнука. Теперь Надежда Григорьевна живёт в зимнее время у одной из своих дочерей в Клецке, а на лето возвращается в родное Староселье.

Груст­ный рассказ и былой узницы, нынешней жительницы нашего агрогородка Заостровечье, 75-летней Нины Демидовны Курочкиной. Лихолетье войны она познала не понаслышке. В 8-летнем возрасте – с 1943 г. и до конца войны – прошла  рабство вместе с семьёй в Германии.

– Фашисты сожгли дотла нашу деревню, – вспоминает Нина Демидовна. – А всех жителей старше 40 лет согнали в сарай и подожгли. Нас, детей, вместе с родителями погнали в Речицу на станцию. Приказали залезть в вагоны. Вскоре мы оказались в Германии. Затем, когда взрослые отправлялись на работу, я, как самая маленькая, оставалась за няньку немецким детям.

Домой вернулись в августе 1945 г. Хаты, конечно, не было. Отец построил маленький домик и пообещал,  что обязательно возведёт большой. Но через 2 года он умер, и мама осталась с пятью детьми. Жилось очень трудно. Нина после 7 классов поступила в Речицкий землеустроительный техникум. Во время учёбы вышла замуж за односельчанина Василия Курочкина. В 1959 г. родилась дочь Фаина. Для улучшения своего материального положения семья уехала в г.Шахты на «Ростов-Уголь». Нина Демидовна работала там вместе с мужем целых 8 лет. В результате      несчастного случая погиб муж. Молодой женщине тяжело было с маленьким ребёнком на руках в чужом городе. Вот тогда брат Михаил, работавший в Клецком СМУ мелиорации, пригласил её к себе, в Заостровечье. Нина Демидовна работала сначала геодезистом, затем – инженером по качеству строительства. В 1970 г. получила квартиру. Воспитала замечательную дочь, которая работает в отделе образования Клецкого райисполкома.

…Вот и провёл несколько часов в Заостровечском музее. Побывал у стенда «Пережитое – не забытое…». Прочитал о замечательных людях, переживших ужасы гитлеровских лагерей. И чтобы не обиделись дети и внуки тех, кого уже нет среди нас, хочу подчеркнуть, что  они также не забыты. Холодеет сердце и стынет кровь, подступает комок к горлу, а глаза наполняются слезами, когда читаешь их воспоминания. 15-летняя уроженка г.Гомеля Людмила Чаянова в 1943 г. также была  насильно вывезена фашистами в Германию. Пришлось работать на танковом заводе, расположенном в Альпах. (Но о месте нахождения она узнала только после освобождения). Ежедневный изнурительный труд для 15-летней девушки был не под силу. Это был страшный ад: постоянный голод, трава и листья – вместо еды, оскорбления и унижения, нечеловеческие условия содержания, злодеяния эсэсовской охраны… А накануне Дня Победы заключённых группами вывозили в Альпы, где их косили пулемётными очередями. Хоронить тела убитых не было времени: фашисты стремились как можно быстрее избавиться от свидетелей. Группа, в которой находилась Людмила Чаянова, к месту расстрела не успела доехать – помешала бомбёжка и лагерь освободили советские войска. Судьбой было предназначено – выжить.

После войны Людмила вернулась в Гомель, работала фрезеровщиком на Гомсельмаше, училась в школе рабочей молодёжи. Затем поступила в Барановичский педагогический институт, который закончила с отличием. Став учителем математики, получила направление в Заостровечскую школу Клецкого района, где сеяла «разумное, доброе, вечное» до самого ухода на заслуженный отдых. Здесь вышла замуж и стала Людмилой Павловной Будчан. Эта женщина была прекрасным учителем, любимой женой, матерью, бабушкой. Её не стало в 2003 году.

И ещё одна фотография на стенде – Владимира Константиновича Пуйто. Он также в 1943 году был вывезен на принудительные работы. Оказался в г.Кёльне на военном заводе. Жил вместе с итальянцами, французами, поляками, словаками. Завод выпускал снаряды, гранаты и другие боеприпасы. Именно здесь ему пришлось познать в полной мере рабскую жизнь и изнурительную работу по 16 часов в сутки. Не­однократно от голода и переутомления, стоя за станком, терял сознание. Отливали водой, и непрерывный процесс продолжался. Боль и горечь воспоминаний у 20-летнего парня Володи остались на всю жизнь, а особенно –  проведенные трое суток в подвалах разрушенного от бомбёжек завода, когда выбраться на свободу никто уже не надеялся. Однако предприятие немецкому командованию необходимо было как воздух – и завалы расчистили. Люди увидели небо и солнце. Володя Пуйто вышел из того каменного пекла седым. После освобождения вернулся домой. Отслужил в советской армии и более 40 лет прожил в Заостровечье, где нашёл своё личное счастье. Эта земля и приняла его на вечный покой.

Ну, а мне остаётся только поблагодарить М.И.Полонникову за предоставленные материалы и пожелать всем живым ветеранам Великой Отечественной здо­ровья, ещё долгих-долгих лет жизни и светлой весны.

Павел Чудинович, д.Заостровечье.

Фото Евгении Семенчук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *