ГАИ не любит осень?

 

ГАИ не любит осень? Как оказалось – любит. Так же, как и любую другую пору года. И, если конкретно к осени у сотрудников Госавтоинспекции претензий нет, то к нарушителям правил дорожного движения – есть. В любое время года. И в любое время суток.

Любой инспектор ГАИ вам скажет однозначно – в каждое время года проблемы на дорогах свои, специфические. Летом - дети, не занятые в школе и на кружках, без пристального контроля работающих родителей. Зимой – снег и гололед. Скажу честно, я как водитель, осень тоже не очень люблю - темнеет рано, дожди часто, люди в темной одежде, в капюшонах.

Третьей не лишней, я присоединилась к экипажу ГАИ, дабы собственными глазами увидеть и прочувствовать все прелести несения службы инспекторами. А заодно и узнать какие опасности поджидают пешеходов и водителей на дорогах.

В октябре в 20.30 уже темно. Экипаж забирает меня на заправке под ярким электрическим освещением. Движение в Минском районе в это время очень интенсивное – и автомобилей, и пешеходов на улице много. Едем в Сенницу, будем смотреть обозначают ли пешеходы себя фликерами.

Однако, до места назначения доехать не успеваем, инспекторы замечают машину без номеров и включают «маячки». Дмитрий Медведский, заместитель командира взвода ГАИ (сегодня он старший экипажа и за рулем) наспех объясняет: «Движение без номерных знаков запрещено, необходимо проверить документы на автомобиль», и вместе с напарником, тоже Дмитрием, быстро выходит из машины. Тут оговорюсь – парни вообще все делают очень быстро. У них все четко и слажено: представились, проверили документы, если все в порядке –пожелали счастливого пути снова внимание на дорогу. Останавливают не каждого, но собственные секреты «отбора» не раскрывают.

Мотоцикл. Спортивный. Едет не быстро, видно заметил «маячки» издалека. Документы проверены – в порядке, мотоциклист надевает шлем. Подхожу.

– Здравствуйте. Давно водите мотоцикл?

– Давно, лет семь уже, – улыбается молодой человек, – не новичок, не гоняю.

– Скажите, а инспектор был с вами вежлив? Может быть какие-то лишние вопросы задавал?

– Нет, только по делу.

Буквально пять минут на одном месте и отправляемся дальше, к железнодорожному переезду. Вдоль дороги замечаем парня и девушку. Одеты в темное, фликеров нет.

– Спешим на маршрутку, – поясняет девушка. Она очень недовольна появлением сотрудников, но особенно недовольна из-за меня с фотоаппаратом.  – Не фотографируйте меня, я запрещаю! Вы не имеете права, это не законно! – продолжает она очень эмоционально.

– Не волнуйтесь, пожалуйста, – пытается успокоить нарушительницу инспектор, – никто ничего противозаконного делать не будет. Согласны ли вы с нарушением?

Девушка нервно кивает, но инспектор настаивает: «Так согласны ли вы с нарушением?».

– Согласна, – громко говорит девушка.

– Вам объявляется предупреждение, так как это первое ваше нарушение, – подытоживает Дмитрий, – в следующий раз будет штраф. Не нарушайте, осень ведь, темнеет рано. Берегите себя.

– Ой, маршрутка наша, – кричит девушка, указывая на проезжающий мимо пассажирский бус, – из-за вас опоздали!

Дмитрий Протас оборачивается и, вуаля, по взмаху «волшебной полосатой палочки» маршрутка останавливается рядом. Парень и девушка, даже не сказав спасибо, проходят в салон. Что ж, и так бывает. «Даже не поблагодарили», – говорю инспектору. Он пожимает плечами, мол, мы ко всему привыкли.

Второй инспектор ведет к служебной машине водителя БМВ. У того закончился срок действия водительского удостоверения, и он с удивлением выслушивает, что приравнивается к бесправнику.

– Да как же так! Всего лишь права закончились! Я и не помню, когда в последний раз смотрел на них! С правами я, а не бесправник, просто срок у них вышел, но я не знал.

Инспектор терпеливо объясняет возбужденному водителю статью, в соответствии с которой он не прав, читай, бесправник. И выписывает штраф, одновременно интересуясь, есть ли водительское удостоверение у супруги мужчины, которая ждет в авто», чтобы не буксировать автомобиль на штрафстоянку.

– Есть! Проверьте только, не вышел ли срок действия, – уже пытается шутить нарушитель, – вот был бы номер!

С водительским удостоверение девушки все хорошо, она садится за руль и супруги попрощавшись, уезжают. Мы уезжаем тоже.

И дальше происходит удивительное. Приятно удивительное. За всю ночь с пятницы на субботу нашим очень и очень деятельным экипажем ГАИ не было остановлено ни одного нарушителя. Пешеходы были с фликерами, либо со светоотражающими вставками на одежде и обуви, водители все трезвые с правами, техосмотрами и страховками. И не то, чтобы я заскучала, нет… Я, честно, искренне порадовалась сознательности наших граждан.

– Дмитрий, вам нравится ваша работа? – спрашиваю у инспектора. У того, который капитан и который сегодня у нас главный.

– Всегда хотел работать в ГАИ и только в ГАИ, – отзывается он, – закончил юрфак, пришел, попросился. Взяли. Уже семь лет тут, заместитель командира взвода. Сложная работа, конечно, нюансов много всяких. У каждого командира и напарника есть чему поучится: где-то мудрости, где-то исполнительности, где-то хорошим манерам, смелости тоже. Я свою первую машину когда остановил, у меня голос дрожал. Водитель не слышал, что я ему говорю, переспросил несколько раз, а потом, улыбаясь, просто протянул документы. Напарник мне тогда здорово помог, многое брал на себя. Но все приходит с опытом, естественно. Эти семь лет даром не прошли.

А я вижу ведь, что не прошли даром. Ребята все дорожки-тропинки Минского района знают, как свои пять пальцев. Где нетрезвому можно объехать и не попасться, чтобы на заправке купить «добавки», где пешеходы между деревень бродить могут и без фликеров, и не совсем трезвые.

А ведь пьяный и без световозвращающих элементов пешеход в темноте – потенциальный инвалид, или того хуже – труп. И история, рассказанная и наглядно продемонстрированная мне Дмитрием Викторовичем Шинелевым, начальником отдела дознания ГАИ при ГАИ УВД тому подтверждение.

В начале октября световой день уже существенно меньше, чем в начале осени. А теплая погода в этом году задержалась в Беларуси подольше.  Именно поэтому, двум друзьям, назовем их Сашей и Пашей (имена изменены), ничего не мешало крепко выпить на свежем воздухе в лесочке после работы. И если Сашу после совместного употребления разум и память не покинули, то Паша ближе к ночи почувствовал себя неуязвимым и смело отправился домой в Заславль, идя прямо посередине полосы движения автомобилей. Кто-то из водителей каким-то чудом его заметил и пропустил, кто-то увернулся и уже остановился на «аварийке» на обочине звонить в 102. Но, к сожалению, не успел.

– Ехал домой с работы, было 8.30 вечера, – рассказывает осунувшийся от переживаний водитель. Парень до сих пор не может до конца прийти в себя, хотя происшествие случилось несколько дней назад. – Навстречу ехала фура, ослепила меня немного (все слова водителя подтверждает запись с видеорегистратора в его авто. – ред.). Я буквально на секунду опустил глаза, поднял – темень, секунды две прошло, боковым зрением вижу что-то темное справа. Резко выкручиваю руль влево, благо не было встречных, но – удар! Зацепил правой частью машины. Сразу подумал, что животное сбил. Испугался, конечно. Заглушил, ручник, из машины выбежал – и едва не потерял сознание от ужаса. Человек! На дороге, без движения, без каких-либо признаков жизни лежал человек. В темной одежде, без фликеров, конечно. Живой, мертвый? Не понятно. Сбоку на обочине стоял второй, как потом оказалось, друг его. Люди останавливались, кто-то вызвал скорую, кто-то говорил мне, что все видел, записывал свой номер телефона.

Пострадавшего, но оставшегося в живых, Пашу мы с Дмитрием Викторовичем, тем самым начальником отдела дознания, посетили в больнице. ЗЧМТ, переломы ребер, гематомы, ушибленные раны – это лишь немногие из диагнозов. Сам Паша лежит на боку и тихо стонет. Жалуется на постоянную, непроходящую боль и потерю памяти.

– Ничего не помню, – утверждает парень, – ни что пил, ни где был, ни куда шел. Не помню вообще ничего, только что утром на работе был припоминаю.

Желаем пострадавшему в ДТП скорейшего выздоровления, просим впредь быть осторожнее и покидаем больницу в полном молчании. Есть над чем подумать: еще вчера молодой и совершенно здоровый парень, алкоголь, и случилось то, что случилось… Безусловно, не одна неделя больничного и не один месяц восстановления ждет его в дальнейшем.

Автомобиль, который сбил Пашу – на штрафстоянке. Пользоваться им запрещено, назначена судебно – автотехническая экспертиза. Повреждена правая сторона, разбито лобовое стекло, зеркало.

– Сильный был удар, – отмечает Дмитрий Викторович, – но то машина – железо. А человек ведь хрупкий, много ему надо? Всем пешеходам об этом стоит помнить – любая машина крепче человека. Эх, как бы это в голову каждому вложить, с самого раннего детства. Чтобы родители с момента, когда ребенок только говорить учится, постоянно твердили ему: нужно знать и соблюдать правила дорожного движения. Мы ведь уже чего только не предпринимаем: и в школы ходим, и в сады даже, и пешеходам – нарушителям всем объясняем – обозначайте себя на дороге, особенно в темное время суток. А тут еще и пьяный. И шел прямо по полосе. Бинго, в общем. Хорошо, хоть жив остался. А ведь плохо в этой ситуации не только ему – водитель, вон, в себя прийти не может который день, машина разбита. И все – следствие глупой пьяной выходки.

И невозможно не согласиться с опытным сотрудником. Сколько он повидал – не на одну газету материалов наберется.

Я ведь в тот вечер дежурства с ГАИ тоже разбитый автомобиль с перепуганным водителем видела. Руки у мужчины дрожали, говорить он практически не мог. И в том ДТП пострадавший не выжил. И хорошо, что это был не человек, а огромная лосиха, внезапно выскочившая из лесного массива на проезжую часть, прямо в правый бок автомобиля такси. Хотя и лосиху, конечно безмерно жалко.

А что же дневные дежурства ГАИ? Может быть, в светлое время суток инспекторы меньше пеняют на осень?

С экипажем, уже другим, я встретилась возле одной из школ в Минском районе в начале девятого утра.

– Поздно, – проворчал майор, сидящий на пассажирском сидении. – Нужно было вам раньше приезжать, столько нарушителей упустили.

Как выяснилось позже – это был Александр Машаракин, один из опытнейших инспекторов, мужчина очень галантный и с прекрасным чувством юмора.

– Не видели вы как некоторые детей возят. Не то, что без детского кресла, а бывает по два на переднем сидении. Представляете?

– Это сегодня такое было? – искренне изумляюсь я.

– Нет, но мы чего только не видели!

Верю вам на слово, товарищ майор. Уверена, каждый поработавший не один год сотрудник такого порассказать может…

– Сейчас едем видео с регистратора изымать по ДТП, – ставит меня в известность Артур Судник – старший лейтенант, второй инспектор моего экипажа. Он сегодня за рулем.

– Товарищ один машину подбил и с места аварии уехал, а проблема в том, что машина не на белорусском учете и виновник за границей уже возможно. Потом в школу мы поедем, молодое поколение просвещать. Работа в школах у нас в обязательном порядке, ведь то, что можно предотвратить – нужно обязательно предотвращать. Профилактика серьезная в стране проводится, мероприятий разных много проходит.

Как оказалось, процедура изъятия видео очень небыстрая. Особенно, если автомобиль, попавший в ДТП принадлежит юридическому лицу.  Там и с начальником охраны согласовывать все нужно, и с директором.

Часа через полтора выдвигаемся в сторону школы, и по ходу движения узнаем, что наш экипаж сейчас будет проверять руководство ГАИ. Как оказалось, это дело обычное, такие проверки происходят каждую смену. Начальство проверяет порядок в патрульных автомобилях, работают ли автомобильные и персональные видеорегистраторы и другие важные аспекты несения службы. Результаты проверки фиксируются в личных служебных книжках инспекторов.

– В обложке у вас книжечка-то. Чтоб не истрепалась? – интересуюсь у инспектора, стоящего рядом. Он, улыбаясь, кивает на коллег. Перевожу взгляд – у каждого книжечка в обложке. Любят порядок в ГАИ, аккуратность ценят.

После проверки все спешат на работу, у всех свои задачи: экипаж на дорогу, экипаж в школу, на ДТП. Мало ли дел у ГАИ?

Автор Марина Суббота, «Минская правда».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *