Как в райцентры Беларуси привлечь нового туриста?

 

Как в райцентры Беларуси привлечь нового туриста? Тренд  сезона для турбизнеса - работа с регионами РФ.

При ограниченности выездных возможностей из России идет колоссальный спрос на внутренний туризм и «соседский». Поток российских туристов в Беларусь борется с Турцией за первое место. В том числе благодаря целой серии новых прямых рейсов из регионов РФ: Пермь, Уфа, Сочи, Калининград, Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Псков, Мурманск. Жители отдаленных российских округов не так хорошо знакомы с турбрендами Беларуси, как, скажем, москвичи или питерцы. И у национального турбизнеса сейчас есть прекрасная возможность увеличить частоту посещений и завлечь туриста как можно глубже в наше туристическое пространство, решив свои задачи по глубине продаж и максимальному охвату территорий.

Современный “постпандемийный” туризм уже имеет свои особенности: это желание самому планировать свой тур, бронируя через онлайн-сервисы проживание и выбирая экскурсии, музеи и прочие туристические аттракции уже на месте в удобное для себя время. Для самостоятельного путешествия сотни тысяч людей пользуются каршерингом. В России крупнейший онлайн-сервис поминутной аренды машин “Делимобиль” присутствует в 10 городах. В Минске, Праге и Алма-Ате этот же каршеринг работает под брендом Anytime. Это привычный инструмент для российских туристов, как и сервис онлайн-бронирования отелей Ostrovok и другие. Сейчас все и всё покупают через собственный телефон через знакомые и понятные приложения.

Задача Республиканского союза туриндустрии (РСТИ) налаживать коммуникацию между всеми элементам производственной цепи белорусского турбизнеса как друг с другом, так и с зарубежными коллегами . Соответственно хотим познакомить с первым лицом белорусского каршеринга «Anytime», присоединившимся к РСТИ в рамках первого российско-белорусского туристического конгресса, генеральным директором Владимиром Шмаковым.

***

Владимир Шмаков о том, как реализовывать уникальные творческие проекты и популяризировать внутренний туризм

Каршеринг начал активно развиваться у нас 5 лет назад. И первым на этом рынке был  Anytime - часть интернационального холдинга, который работает так же в России, Казахстане и Чехии.  Сегодня в их парке - 550 автомобилей. И более 20 тысяч аренд в неделю! Если до пандемии каршеринг воспринимался преимущественно как внутригородской вид транспорта, то потом автотуризм и туризм «выходного дня» вышли на новый уровень. Каковы перспективы и роль каршеринга в развитии активного внутреннего туризма, поговорили с генеральным директором «Каршеринг Клуб» Владимиром Шмаковым.

  - Владимир, каршеринг есть пока только в Минске?

- Да, это значит, что взять авто и вернуть вы обязаны в Минске, а путешествовать можете по всей Беларуси без ограничений. Пару лет назад мы были представлены в Бресте и Гомеле, где также можно было завершить аренду. Попробовали, но довольно быстро поняли, что это пока преждевременно. Города небольшие, поездки короткие, спрос низкий, а затраты на эксплуатацию авто высокие. На тот момент и размер парка не позволял масштабироваться. Всего 60 машин, из которых 10-20 периодически становились на ремонт. А когда концентрация машин по городу низкая, соответственно и спрос сразу падает.

- Но если будет запрос, вы готовы расширять свое присутствие в городах?

- Технически – да. Поездок в областные города всегда много. Учитывая это, на длинные выходные мы открывали зоны завершения аренды в Бресте, Гомеле и Гродно. Но это на 3-4 дня. Оставлять их на период более длительный пока не очень выгодно.

- Кто основной пользователь вашего сервиса? Молодежь?

- Для молодежи сервис всегда был актуален и интуитивно более понятен. Поэтому на старте регистрировались в основном клиенты до 30 лет. Но последние годы видим приток более взрослой аудитории, а именно клиентов 35 - 45 лет. Кстати, самому взрослому нашему пользователю 83 года. Что интересно, 82% клиентов имеют собственный автомобиль, но все равно активно используют каршеринг, чтобы иметь вторую машину на семью, или для определенных целей (пока машина в ремонте, поездки в один конец, в аэропорт и др.).

- Можно ли говорить, что за последнее время вырос спрос именно на междугородние поездки?

- Спрос растет в целом. Количество аренд за 3 года работы выросло в 12 раз, а количество клиентов уже перевалило в целом за 200 тысяч. Сейчас в неделю мы имеем более 20 тысяч аренд. И есть постоянный приток новых клиентов. 80% поездок – краткосрочные, по городу, в пределах 25 минут.  При этом в выходные дни (особенно в летнее время) виден спрос на долгосрочные аренды от 3-4 часов до трех суток.

- Какие наиболее популярные направления у тех, кто путешествует с помощью каршеринга?

- Гродно, Брест, Беловежская пуща, Мирский, Несвижский, Коссовский замки. Летом – Браславские озера, Нарочь. В прошлом году очень много поездок было на меловые карьеры под Солигорском. В зимнее время лидирующее направление - горнолыжные центры «Логойск» и «Силичи». В эту пору мы открываем там зону завершения аренды. И соответственно наш клиент имеет возможность арендовать автомобиль в Минске, добраться до Силичей и оставить там машину. А те, кто в центре отдыхает, обратно вернутся на каршеринге. Такое взаимодействие у нас было и с гольф-клубом в жилом комплексе «Зеленая гавань».

- У вас есть постоянная зона в Национальном аэропорту «Минск», где можно как арендовать машину, так и оставить на обратном пути. А это очень большое преимущество для иностранных туристов: прилетел-арендовал и поехал по своей программе…

- Россияне так и делают. Берут наши авто и едут по Беларуси. И точно так же могут завершить свою поездку в зоне аэропорта, оставив машину на платной стоянке с минимальной доплатой (у нас не почасовая, а фиксированная цена – 8 рублей). И это очень удобно и выгоднее, чем ездить на своем авто или на такси.

- Есть ли нюансы аренды для иностранных туристов?                                                                        

- Нет. Воспользоваться нашим сервисом может гражданин любой страны. Необходимо только наличие водительского удостоверения, паспорта и мобильного устройства с номером телефона для привязки к приложению. Не нужно ехать в офис, оформлять документы, искать парковку. Процесс регистрации и верификации документов занимает буквально 20 минут. Есть у нас клиенты из Великобритании, Германии, США. Много студентов из Африки, Китая, Средней Азии.

Что касается россиян, то они могут привязать российскую карту платежной системы МИР. А поскольку мы работаем на платформе «Делимобиль», то для них в принципе этот сервис знаком и понятен. Среди наших пользователей около 20 тысяч иностранцев, из них половина - россияне.

- По-вашему, какие меры необходимо предпринять, чтобы каршеринг в туризме чаще использовался?

- Предлагать туристам много разных сценариев для путешествий. Как я это вижу?  По статистике, Беларусь посещают в год примерно 4,8 млн россиян, и приблизительно 90% из них путешествуют, не обращаясь в турагентства. Они бронируют гостиницу, а дальше ездят по своей программе. Еще интересная статистика: 70% гостей посещают Беларусь в среднем от одного до пяти дней. Для них как раз актуален индивидуальный краткосрочный туризм. То есть потенциал для туризма – космический. Но есть вопросы с логистикой. А каршеринг может ее решить.

- Не до каждого туробъекта легко добраться?

- Нынешняя транспортная инфраструктура не готова подстраиваться под туриста. Вот попробуй доберись до санатория «Альфа Радон» в д.Боровики -только такси или личный транспорт. А каршеринг - удобный инструмент для индивидуальных туристических маршрутов. Давайте сравним. Как доехать до Мирского замка? На такси - от 154 рублей в одну  только сторону. Каршеринг обойдется в ту же сумму на целый день по вашему индивидуальному маршруту.

Поэтому объекты размещения и показа, продвигая себя, могут предложить удобный способ, как добраться из Минска. А мы готовы выступить транспортным партнером и предложить клиентам еще какие-то «плюшки» в виде промокодов, скидок, выгодных туристических маршрутов. Например, разрабатываем тариф «В Несвиж и обратно» или «Три замка: Мир, Несвиж, Лида» на 2 дня, 500 км - по фиксированной цене, которая априори ниже, чем обычный тариф.

Все это в связке с туробъектами, местами размещения, чтобы турист получал готовый продукт: что, где, когда и как. Замки занимаются продвижением со своей стороны, мы подсвечиваем их в своей маршрутной карте.  То же самое с мероприятиями, которые проводятся буквально каждые две недели – «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов» или «Шопен в замке». Мы можем под каждое предлагать спецтариф, повышая тем самым интерес к турмаршрутам.

- Какие свои успешные проекты вы бы отметили?

- Все началось в пик пандемии, в период закрытых границ и самоизоляции. Мы придумали с художником из Лиды Евгением Матюта изумительные маршруты с легендами, загадками и девятью обязательными для посещения местами, для каждого из которых он создал символов - фантастических животных-хранителей. Получилась карта-путеводитель, по которой наши клиенты их искали. И это было принято на ура, особенно семьями, которые путешествуют с детьми.

Ведь это здорово, когда весь ваш маршрут сопровождается приключениями. Также мы выступали партнером при организации ретрита (тура выходного дня) в Радзвилки и раздавали бонусы участникам. Делали совместный проект с музеем «Страна Мини». Они выпустили квестбуки по Беларуси с индивидуальными маршрутами и указанием конкретных геолокаций.

Тем, у кого нет машины, предлагалось воспользоваться каршерингом. На первой странице было задание: «Найди спрятанные на картинке 3 цифры, введи их в приложении партнера в правильном порядке и получи скидку 20 рублей на поездку». Сделали несколько авторских маршрутов в сотрудничестве с брестским журналом «Бинокль»: Чернавчицы-Ружаны-Пружаны, Высокое-Волчин-Гремяче, Береза-Коссово-Грушевка-Нехачево.

С описанием мест отдыха, перекусов, локаций для фото… Получился яркий интересный проект. Но это было разово, рандомно, и таким образом мы стимулировали свой бизнес, а не туризм. Сейчас понимаем, что можем работать в большем формате и на более широкую аудиторию. Это для нас новая история. Общались уже с замками, санаториями, нашими главными объектами Минской, Витебской, Брестской областей. Пока это непаханое поле и полет фантазии.

Но мы готовы к сотрудничеству, и нам есть, что предложить. В приоритете именно развитие долгосрочных поездок (специальные тарифы, брендированные зоны на карте, пины – метки интересных локаций с описанием и рекомендациями и т.д.).  И мы готовы реализовывать  уникальные творческие проекты, чтобы популяризировать внутренний туризм.

 Председатель Правления РСТИ Филипп Гулый:

  • В таких странах как Россия, США, Китай - автотуризм всегда имел масштаб и значение в достижении ключевых показателей в туризме и индустрии гостеприимства. Об этом говорил на Петербургском международном экономическом форуме и вице-премьер России Дмитрий Чернышенко, курирующий туризм. Продвигая собственный объект показа или объект размещения, в современном мире надо обозначать, как к тебе добраться. Сервис каршеринга, работая со своей клиентской базой, так же обязательно «подсвечивает», куда интересно поехать на их автомобилях! Это взаимовыгодное сотрудничество. 90% внутренних  путешествий -  самостоятельные.
  • По факту, Беларусь для россиян - это тоже внутренний туризм: простая и понятная логистика, не нужно виз и загранпаспорта, везде принимают карту “МИР”, нет языковых барьеров, схожая система общественного транспорта, градоустройства, торговли, страхования, первой помощи и т.д.  А с учетом прямых рейсов до Минска из практически всех регионов России, спланировать путешествие по Беларуси через знакомые приложения своего телефона не составит труда.

Сейчас действительно хороший момент для налаживания новых связей и продвижения белорусского турпродукта, однако он пролетит быстро и мы снова будем вынуждены вступить в жесткую конкуренцию. Такой шанс для укрепления своего положения дел на туристическом рынке Беларуси выпадает не в первый раз. Сможем ли мы использовать его для «прорыва» или будем довольствоваться бенефитами «лежачего камня», время покажет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *