Парламентарий Людмила Нижевич рассказала о совершенствовании и изменениях в налоговой сфере

 

На днях Постоянная комиссия по бюджету и финансам Палаты представителей, возглавляемая Людмилой Нижевич, провела заседание по вопросам внедрения цифровизации в систему налогообложения с учетом изменений налогового законодательства.

– Целью проведения заседания стало изучение влияния изменений в налоговом законодательстве на развитие предпринимательства, в том числе внедрения и использования самозанятыми гражданами, ремесленниками, владельцами агроусадеб цифровой платформы – приложения «Налог на профессиональный доход», а также опыта работы инспекций по налогам и сборам с субъектами хозяйствования по земельному префайлингу, применению других электронных сервисов, – пояснила председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Людмила Нижевич.

– Людмила Ивановна, в последние годы налоговой службой Беларуси сделаны серьезные шаги по улучшению качества предоставляемых плательщикам услуг. За счёт чего?

– В первую очередь за счет развития электронных сервисов, которые позволяют свести к минимуму посещение налоговых органов, а также за счет предоставления качественных услуг тем плательщикам, кто предпочитает контактные формы взаимодействия. С этой целью в стране на базе 37 налоговых инспекций созданы центры обслуживания, реализован принцип экстерриториальности оказания услуг, а сами налоговые услуги стандартизированы для того, чтобы можно было их одинаково качественно оказывать в любой точке страны. На обслуживание плательщиков направлена также работа контакт-центра налоговых органов, который за время своего функционирования зарекомендовал себя как информационный ресурс, востребованный среди плательщиков для получения не только консультаций по вопросам налогообложения, но также информации о деятельности налоговых органов и внесения предложений по совершенствованию их работы.

– Слышала, что не единожды налоговое законодательство становилось причиной для обращений граждан?

– По данным Министерства по налогам и сборам по итогам прошлого года, в контакт-центр поступило более 182 тысяч обращений. Несмотря на то, что значительная их часть относится непосредственно к применению норм налогового законодательства, треть от общего числа вопросов касалась функционирования электронных сервисов. Дистанционное взаимодействие с плательщиками включает в себя системное информирование об изменениях налогового законодательства, разъяснение о порядке действий при применении различных систем налогообложения, подаче налоговой отчетности, а также при принятии решения о начале предпринимательской деятельности. Кстати, официальный сайт ведомства стал более насыщенным и востребованным плательщиками. На главной странице официального сайта размещено 19 общедоступных электронных сервисов. Появилось много информации в виде пошаговых инструкций, видеоинструкций, тематических разделов, а также реализован электронный сервис «Вопрос-ответ», содержащий функционал поиска ответа на типовые вопросы".

– Расскажите про виртуального помощника.

– В рамках создания единой системы интеллектуальной обработки данных разработан виртуальный помощник (чат-бот), идет наполнение вопросами базы знаний. Функционирует центр информирования плательщиков. Пользователям предоставлен полноценный предварительный контроль заполнения электронных деклараций и других документов, что позволяет значительно сэкономить время для соблюдения форматов, а также при приеме отчетности в учетной системе на стороне инспектора. Увеличивается количество субъектов хозяйствования и физических лиц, использующих электронный сервис «Личный кабинет плательщика». Развитие этого сервиса направлено на максимальное предоставление пользователям информации об объектах, подлежащих налогообложению по сведениям налоговых органов, расчета сумм к уплате подоходного, единого, транспортного, земельного налогов, налога на недвижимость с физических лиц и подготовки проектов деклараций на основе таких сведений для организаций.

– С прошлого года в учетной системе МНС создана база данных налоговых органов земельных участков организаций.

– Да, в личном кабинете организаций создан раздел «Земельный налог», где уже отражен расчет авансовых платежей по срокам уплаты текущего 2023 года.В 2024 году плательщику будет впервые предложен проект декларации по земельному налогу.

– Налоговое законодательство также претерпело новшества. Какие?

– С 1 февраля внедрен электронный сервис «Книга учета доходов и расходов» для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Он позволяет упростить налоговый учет и администрирование налога при упрощенной системе налогообложения за счет возможности автоматически включать в книгу учета доходов и расходов данные о наличных и безналичных расчетах из системы контроля кассового оборудования и данные банка о движении денежных средств по счету, автоматически формировать налоговую декларацию и расчет налога при УСН, использовать различные справочники, подсказки, базы данных. Ведение такого учета на портале МНС является правом плательщика. Сейчас сервис функционирует в режиме опытной эксплуатации. С начала эксплуатации сервисом уже воспользовались более 6,7 тысяч пользователей.Реализовало МНС и новый сервис – «Информация о суммах налогов и платежей в году», который позволяет увидеть все начисленные суммы в текущем году и ближайшие сроки уплаты, перейти в раздел оплаты и оплатить налоги посредством ЕРИП, используя мобильные банковские и платежные сервисы. Для продолжения цифровой трансформации экономики и повышения эффективности налогообложения с 1 января 2023 года внедрена цифровая платформа по администрированию налога на профессиональный доход.

– С 1 января этого года введён и налог на профдоход.

– Переход на специальный налоговый режим осуществляется добровольно. Одним из его преимуществ является простота начала применения – достаточно выполнить всего лишь два действия. Во-первых, приложение можно установить на смартфон или компьютер – приложение «Налог на профессиональный доход». Мобильное приложение доступно для скачивания в маркетплейсахАррStore, GooglePlay и AppGallery. Во-вторых, через установленное приложение можно проинформировать налоговый орган о применении налога на профессиональный доход.Уже есть первая статистика и мнения пользователей платформы. На 1 апреля насчитывается 43657 плательщиков НПД, в том числе около 19 тысяч физических лиц до введения нового режима налогообложения не были зарегистрированы в налоговых органах как плательщики налогов по вышеуказанным специальным режимам налогообложения, а также не являлись ИП, что говорит о востребованности и простоте работы с приложением.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *