У Клецка появился свой мифический персонаж. Как он выглядит

 

Иллюстратор из Гродно Артур Басак, известный по книге "Беларускія нячысцікі" и онлайн-проекту belarusian_monsters, придумал для Клецка мифический персонаж по имени Куналак. Автор более двух сотен изображений богов и злых духов из белорусского фольклора, нарисовал клецкого героя в образе оборотня. Ему художник подарил целую историю. Там про юного князя Радзивилла и родовое проклятие. 

Был повод попросить гродненца о беседе. В ней Артур рассказывает об интересе к нашему городу и объясняет процесс появления внешности у лесных и домашних духов из местных легенд.      

Артур Басак показывает своего мифологического персонажа "Пунніка"

- Артур, у вас есть серия рисунков героев белорусской мифологии. Как пришла идея начать рисовать персонажей легенд и как эта идея позже оформилась в книгу «Беларускія нячысцікі: лясныя»?

- Рисование - моё хобби. Я рисую с детства, непрофессионально, просто для себя. Чаще всего темой рисунков являются персонажи или сюжеты из фэнтези и мифологии разных стран. В какой-то момент добрался до нашего белорусского фольклора и мифологии.

Рисование мифологических персонажей и монстриков послужило триггером к тому, чтобы глубже закопаться в тему. Приобрести соответствующую литературу, почитать, "погуглить", разобраться в этом. Хотя, на звание ученого в этой области я совершенно не претендую.

Два года назад решил забавы ради начать рисовать "быстрые" однотипные рисунки на смартфоне на всё ту же тему. Потом начал выкладывать их в Инстаграм, создал отдельный аккаунт для этого @belarusian_monsters. Коллекция монстриков понравилась пользователям и у меня начало стремительно прибавляться подписчиков. Я понял, что народу это интересно, а значит можно продолжить вести такой аккаунт. Обратная связь это всегда важно, понимание, что твоё творчество интересно не только тебе, но и еще кому-то.

А потом многие люди мне начали писать, что было бы круто сделать книгу, эдакий бестиарий или арт-бук с моими иллюстрациями. Я, признаюсь честно, в книгопечатании ничего не понимал и совершенно не знал как это делается, но подумал, а почему мы бы и нет?

Я установил некий бюджет на это мероприятие и начал писать в различные издательства. Кто-то мне не отвечал, кто-то говорил, что это не интересно, но были и те, кто все же заинтересовался. Рисунков много, и чтобы удешевить книгу и ускорить сам процесс, принял решение разбить монстров на категории и посвятить первую книгу именно лесным существам.

Первый тираж печатал с большего за свои собственные средства, в надежде, что люди раскупят и у этой истории будет продолжение. Было 700 книг. Они разошлись достаточно быстро, после чего издательство уговорило меня сделать второй тираж. Сейчас он тоже практически продан, на складе буквально 20 книг где-то осталось. А я начал работать уже над второй частью - про водных и болотных монстриков.

- Расскажите, как вы создаете своих персонажей. Интересен весь процесс - от поиска информации о том, как представляли наши предки того или иного духа, до создания его рисунка на смартфоне.

- У меня есть список - так называемая "очередь персонажей". Я её пополняю, читая различную белорусскую фольклорную, мифологическую и сказочную литературу. Беру персонажа из этой очереди и сначала выписываю всё, что о нём известно из книг, статей, интернета. Сопоставляю эту информацию, чтобы прийти к общему знаменателю, потому что иногда один и тот же монстрик может совершенно по-разному описываться у разных авторов.

Дальше я могу поискать рисовал ли его кто-то из других художников. Валерий Петрович Слаук проиллюстрировал множество фольклорных персонажей, многих славянских монстров нарисовал Борис Павлович Забирохин, есть и другие художники. Часто их работы становятся референсами для моих иллюстраций.

Но и мир вокруг тоже может стать очень хорошим референсом. Ветвистое дерево может превратиться в Лешего, интересный бугристый камень-валун в Дракона, а гумно или пуня из музея в Строчицах вдохновит на иллюстрацию Гуменника или Пунника.

Иллюстрации все же содержат больше моего личного творчества и ощущения нашей мифологии и фольклора, нежели отражают точную реконструкцию того, как различных мифических существ представляли себе наши предки.

Рисую белорусских "нячысцікаў" стилусом на смартфоне или планшете.      

- Хочется узнать больше о мифологическом герое по имени Куналак. Его вы представили юным  Радзивиллом, владельцем Клецкого замка, на которого наслали проклятие. Какая у него история? Упоминается ли он в каких-то источниках?

- Куналак - это оборотень, человек, который из-за проклятия превратился в полукуницу-получеловека. Это выдуманный мною персонаж, упоминаний в легендах и фольклоре про него нету. У меня есть отдельная серия таких персонажей-оборотней - всех их я выдумал сам.

Куналак.

Механика их создания достаточно простая, я беру какое-то животное из белорусской фауны, дорисовываю ему средневековый доспех релевантный нашей географии, последнее время еще дорисовываю какой-нибудь шляхетский герб, который принадлежал нашей местной шляхте, и потом придумываю небольшую историю про этого оборотня.

Обычно это разные белорусские средневековые локации. В случае с Куналаком это Клецк и его средневековый замок, который принадлежал Радзивиллам.

Поэтому и герб Радзивилловский - с охотничьими рожками. Один из них, кстати, как элемент, присутствует и на современном гербе города Клецка, но про это читатели вашей газеты, конечно же, знают.

- Куналак появился в вашей коллекции недавно? Он создавался для какого-то вашего нового проекта? Не для серии «Беларускія нячысцікі»?

- Да, это мой крайний рисунок. Всё верно, оборотни или "Пярэваратні" - это как бы подпроект внутри проекта "Беларускія Нячысцікі".

"Нячысцікі" они про реальный белорусский фольклор, мифологию и сказки, то есть изначально это не выдуманные с нуля персонажи, все они в том или ином виде упоминаются в фольклорных сборниках. Также действия книги про "нячысцікаў" происходят в 19 веке. Повествование в книге идет от имени ученого-демонолога, который путешествует по Беларуси и записывает истории о монстриках.

А "Пярэваратні" - это персонажи выдуманные мною с нуля. Мотивацией к созданию этой серии послужила фольклорная работа Павла Шпилевского о белорусских оборотнях. Там он упоминает трёх оборотней белорусского фольклора - Волколака, Жабалака и Кошколаченя (Котолака).

Я решил, что было бы интересно продолжить этот список с другими животными нашей фауны. Вот так появились Диколак, Вожалак, Лисолак, Бобролак, Трусолак и вот последний -  Куналак. Истории про них происходят на наших землях в средневековье, обычно 15-16 век. Чаще всего связаны со средневековыми замками или поместьями.

Доля. Ее представляли как невидимую глазу красивую девушку. Доля была даром богов человеку, помогала преодолевать жизненные трудности.

- Почему проявили интерес к Клецку, его истории, Клецкому замку? Что знаете о нашем городе? Планируете побывать?

- У меня интерес к белорусской истории, а Клецк - часть её. Как раз в оборотнях мне нравится придумывать истории не с распиаренными туристическими местами. Ну, то есть все знают про Мирский и Несвижский замки, кто-то даже про Лидский и руины Кревского. Но ведь мало кто знает, что добротные средневековые замки были и в Геранёнах, Радуни, Мяделе, Клецке и Браславе.

Вот поэтому мне нравится расширять географию, завязывать и вспоминать об объектах, которых уже нет, но раньше они были важными точками на карте средневековья.

Дзікае паляванне.

Признаюсь честно, я люблю путешествовать по Беларуси, но пока еще не доехал до Клецка. Обязательно его навещу и порассматриваю его костёлы и церкви, погуляю по городу. Я несколько раз был в соседних Ляховичах и Несвиже, навещал Грушевку, где усадьба Рейтанов. Сам я родился тоже недалеко - в городе Барановичи, хоть сейчас и живу в Гродно.

Беседовал Юрий МЫСЛИЦКИЙ.

Фото - belarusian_monsters.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *