Спорный вопрос. Находчивость и труд все перетрут?

Спорщики местного масштаба Юрий Мыслицкий и Жанна Гордиевич, вступая в сегодняшнюю дискуссию, подозревают, что по этой же теме она уже развернулась в студенческих аудиториях. И хотя районные газетчики туда не вхожи в качестве полноправных представителей, диалог их вполне может заинтересовать родителей, только-только отправивших своих чад на обучение, а также тех, кто живет мечтой о студенческом билете. Но разговор, как ни странно, пойдет не о том, какой это труд – учиться в ВУЗе, а о самом что ни на есть настоящем зарабатывании денег.
Ж.Г.: Как всегда, в начале учебного года «студенческий» вопрос – один из наиболее обсуждаемых. Этот год – не исключение, тем более, что общее подорожание придает ему определенную остроту. И хотя стипендии проиндексируют с учетом роста цен, правительство рекомендует молодежи зарабатывать самостоятельно. Заместитель премьер-министра А.А.Тозик, например, считает, что студенты должны не только рассчитывать на помощь ВУЗа либо государства, но и стремиться зарабатывать сами: «В европейских университетах студенты работают дворниками, уборщиками, посудомойками, официантами. У нас тоже есть возможность предоставлять рабочие места, которые не требуют специальной квалификации». В фойе каждого ВУЗа теперь должны быть вывешены списки вакансий.
Ю.М.: Интересно, как к этому призыву чиновника отнесется преподавательский состав университетов. Есть такая уверенность, что они не сильно обрадуются перспективе видеть на семинарах не студентов, а этаких «сонных мух», пусть они хоть трижды будут работягами. А ведь так и случиться, если призыв министра будет поддержан. Невозможно себе представить человека, который отработает вечернюю смену официантом в ресторане, а утром сподобится без запинки порассуждать о парадигматических отношениях в русском языке. Для этого нужно хотя бы полистать учебник, а откуда, спрашивается, у рабочего люда, каким студентам предлагают стать, на это время. Я уже не говорю, как им будет охота поспать на «камчатке», отбегав с подносом между столиками с пяток километров. Нет, мне кажется, тут нужно выбирать: или точить зубы о гранит науки, в надежде, что кое-что из университетских знаний пригодиться в профессии, или получать оклад, а вместе с ним и не очень высокие отметки в зачетку. Считаю, в ситуации соперничества за рабочую студенческую силу между А.А.Тозиком и руководством ВУЗов, можно пойти на некоторый компромисс. Чего скрывать, у молодых людей, отправившихся получать диплом, свободное время за душой водится, которое как раз и можно употребить на подработку, но никак не на каждодневный труд на полставки. Удивляет еще то, как поздно разглядели чиновники в студенчестве задатки трудовых резервов. Практика где-то подхалтурить на стороне в среде вузовцев существует давно. Думаю, заботы о занятости молодежи вызваны отнюдь не одним желанием наполнить кошельки студентов, а еще и стремлением избежать брожения умов, которое, по их мнению, случается от безделья. Хочется послушать вас, Жанна Болеславовна. Вы то за какую форму занятости выступаете?
Ж.Г.: Предлагаю не ходить далеко, а поговорить о возможностях наших будущих коллег. Итак: в Институт журналистики без творческого конкурса не попадешь никак. Значит, как и о чем писать, делать радиосюжеты студенты имеют представление уже на первом курсе. Но многие ли спешат параллельно с теорией, которую им разжевывают ежедневно, заниматься практикой? При таком количестве изданий различных направлений и тематики, при существовании многочисленных творческих конкурсов, вчерашние абитуриенты, не поднимающие еще давеча головы от учебников, справочников, энциклопедий, газет и журналов ради осуществления мечты стать журналистом, сегодня не спешат «загружать» себя сотрудничеством. Мало того, что не ищут новые возможности, так и старые связи им не нужны, пока не приходит время учебно-ознакомительной практики. И вот как раз в этот период лично для меня наступает момент удивления: а на что был потрачен целый год? С чем ушли, с тем и пришли. Совместную работу приходится начинать с «пункта расставания». Новый уровень демонстрируют только те, кто не ленился на протяжении года реально быть в специальности, а не только просиживать в студенческой аудитории. Грустно. Обидно. 4-5 курс, а впечатление, будто все еще к творческому конкурсу готовится человек.
Ю.М.: Вы достаточно опрометчиво завели разговор о специфике возможных вариантов подработок студентов-журналистов. Мы рискуем тем, что наш профессиональный «междусобойчик» будет не понятен читателю.
Ж.Г.: Здесь журналистика – всего лишь как пример творческой профессии и возможности плавно, на протяжении учебы, постигать практические азы. То же с музыкантами, художниками, литературными критиками, актерами, сценаристами, дизайнерами…
Ю.М.: И все же, я не могу не вступиться за поруганную репутацию заседающих в аудиториях журфака. Сам был таким. Опять же, чтобы хорошо себя зарекомендовать, нужно вникнуть в специфику того места, где трудишься. А для этого нужно время, много времени. Здесь опять начинается шаткое балансирование между учебой и практической публицистикой. В любой газете более-менее серьезно взглянут на соискателя получить подработку, только если углядят в нем человека, который будет появляться в редакции каждый день. Кто же на такие драконовские условия согласится? Не мне вам говорить, как важна в журналистике оперативность, – а что ожидать от молодого человека, которому самостоятельно готовить семинары в библиотеке, а тут еще материал нужно готовить «срочно в номер». В результате пишется разве что отписка, кое-как сочиненная посредственная статейка. Вы, как редактор, такому корреспонденту после подобного, уверен, не станете доверять ответственные задания. Вот и выходит, лучше критиканам обвиняющим в тунеядстве предъявить алиби, что вы мол, студент, и вам положено листать одни учебники, чем прослыть подрастающим второсортным журналистом. А после пятого курса, глядишь, что-то путное из прилежного студента, да и выйдет.

Ж.Г.: Но я бы отдала предпочтение тому вчерашнему студенту, который брался за редакционные задания, не ожидая пятого курса, чем неизвестному для меня «теоретику». А то ведь после семинаров в библиотеке, случалось, на ферму отказывались ехать, мол, не для того журналистами становились. Потом оказывается, что и дипломные работы в библиотеках готовились, а не на основе собственных материалов. Но это другая тема.
Ю.М.: Вы путаете мотивацию человека, который ничего из себя не представляет, а потому берется за любую работу, лишь бы его заметили, и выпускника ВУЗа, который будучи в газете на отработке может себе позволить покрутить носом у дверей фермы, где, признаться, действительно дурно пахнет. Еще не факт, что ваш отчаянный практик, после диплома с трудовым договором на руках не заявит: я уже свое по молочнотоварным заведениям отходил, пускай кто-нибудь другой этим займется. Впрочем, мы же решили, что это «другая тема» для разговора.
Ж.Г.: Недавно проскользнула информация, что на 3-4-м курсе юноши и девушки будут направляться на стажировку по специальности, и за это получать определенную заработную плату. Наверное, для студентов это хорошо. Только если процесс будет не формальным, а стажировка не ограничена месяцем-полтора. Иначе, и от стажировки толку не будет, и плату он не заработает. Ведь один какой-то месяц что может дать нанимателю и работнику? Ту самую учебно-ознакомительную практику. А ведь к студенту нужно прикрепить ответственного, который будет его наставником, консультантом и профессором практических наук одновременно. Сколько времени придется этому специалисту потратить на ученика? Вот кто заработную плату заработает. Но все мы были учениками, кто-то и на нас затрачивал нервы, силы и время, за что, в глубине души, наверное, каждый будет благодарен таким людям до конца своих дней. И сегодня черед старших и более опытных помочь начинающим. Вот только амбиции последних, иной раз, обескураживают.
Ю.М.: Интересно, чем эти стажировки будут отличаться от обыкновенной производственной практики? Тем только, разве, что принимающей стороне придется раскошелиться на зарплату старшекурсникам. Над последними же «дамоклов меч» не продления контракта вследствие нерадивости висеть не будет. Можно и на расслабоне один-два месяца провести. Он приедет и уедет, а работодателю вынь да полож капиталец за использование студенческого труда. Хотя, конечно, трудно заменить практику лишними просиженными за теорией часами в аудиториях. Именно поэтому, можно поддержать инициативу приобщать молодых людей еще до получения диплома. Только не следует требовать от без пяти минут специалиста слишком многого. И заранее отводить ему роль дармоеда во время таких стажировок, тоже не следует. Всем известно, как отрабатывают свой хлеб, так называемые «наставники». Им не стоит жаловаться на судьбу: деньги получают, а на «почему» стажирующихся сперва всем своим видом продемонстрируют, как скуп интеллектом спрашивающий, и только тогда выдадут профессиональный секрет. Еще вопрос, не отобьют ли подобные стажировки последнюю охоту после получения диплома работать по специальности.
Ж.Г.: Да, Юра, как-то все у тебя в серых тонах получается. Но, скажу тебе, иной раз и на первом месте работы нелегко бывает. И вопрос могут посчитать за глупый, и знания оценить по минимуму, и характером ангельским восторгаться не станут. Так что, чем раньше познаешь, что такое трудовой коллектив, тем быстрее выработается иммунитет к разным неприятным моментам. Одно дело, когда ты года три-четыре время от времени работал плечо к плечу со старшими товарищами, а другое дело, когда тебе, на работу, как в первый класс – сплошной стресс от непознанного и неизвестного.
Ю.М.: Вы, очевидно, забыли о том, что человек склонен менять место работы, а вместе с этим и род своей деятельности. Какой прок с того, что тот же журналист десяток лет будет забивать редакторский стол незрелыми заметками, если после двух лет отработки в газете он шарахнется на сторону от своего труда, как черт от дольки чеснока. Это только люди старой закалки десятилетиями трусливо сидят на одном месте и получают нищенский оклад, оправдывая свою слабохарактерность тем, что преданы своему делу. Да какая там преданность. Они проклинают свой труд, изучая после зарплаты свой расчетный листок. Каждый уважающий себя трудовой кадр ищет для себя денежное место. Забудьте уже о вечной любви к своей профессии.
Ж.Г.: Любовь к профессии – еще одна тема, но сегодня мы не об этом. Вернемся к своей. Некоторые молодые специалисты из числа выпускников педуниверситета оплатили свое обучение за 5 лет только бы не ехать по распределению. На мою реплику: «Хорошо решать вопросы за родительские деньги!», один немолодой мужчина возразил: «Просто они хотят достойно жить, зарабатывать согласно своему образованию!». Конечно, зарплату новичка нельзя поставить в сравнение с той, что у профессионала со стажем. Но сколько ошибок он допускает?! Скольких вопросов избегает то из боязни, то из лени?! И насколько ты состоятелен в профессии говорит не диплом, а результат твоего труда. Пожалуй, стоило бы отработать два года и оценить себя адекватно, в сравнении с людьми, уже что-то значащими, а не выдавать с первого дня за аса с большой буквы.
Ю.М.: «Ходить гоголем» молодому специалисту на новом рабочем месте не к лицу, кто ж спорит. Что касается приобретения выпускниками ВУЗов индульгенции-открепления, лишь бы не ехать по распределению, лично я считаю делом сугубо личным. Человек покрыл денежные затраты, которые истратило на его обучение государство, какие к нему могут быть претензии? Ну не желает человек отправляться в двухгодичную ссылку к черту на кулички, да мало ли какие другие есть причины. Может, он приобщился к труду в студенческие годы и нашел себя в профессии официанта. А что – очень даже денежное занятие, да и чаевых никто не отменял. За месяц, поди, в рублевом эквиваленте выходит поболее, чем у педагогов.
Ж.Г.: Зачем тогда, спрашивается, штаны было просиживать? Дело, конечно, как ты говоришь, личное, но обидно за тех, кто все эти годы платил за свое обучение, а «его» бюджетное место занимал кто-то другой. Ты вот поинтересуйся, сколько однокурсников сегодня остаются в профессии?
Ю.М.: Я уже как-то справлялся насчет этой цифры. Добрая часть нашей группы не увидела в занятии журналистикой достойное для себя будущее. Но я не склонен обвинять их. Они не занимали чье-то место, они просто искали себя в этой жизни. Значит, на каком-то этапе это им было нужно, а в данный момент нет.
Возвращаясь к теме нашего спора, я просто уверен, что заставить трудиться молодых людей, по самой своей натуре – персон склонных к праздности, может только крайняя нужда в чем-то. Без особого позыва к зарабатыванию денег, будь то голод или желание развлекаться в ночных клубах в крутом прикиде, студенчество к нанимателям на поклон не пойдет.
Ж.Г.: А я думаю, что желание и нежелание работать в студенчестве связано в целом с тем, какое воспитание, какие установки юноша или девушка получили в своей семье. Если по принципу «еще успеешь наработаться» родители из лучших побуждений оттягивают своим детям социальное взросление, то, конечно, у дочек и сыночков желания утруждать себя не будет. Хотя между «своими» карманными деньгами из кошелька папы или бабушки и «своими» заработанными пускай себе даже во время трудового десанта с одноклассниками на картошке – огромная разница. Первые тратятся быстро и незаметно, а для вторых обязательно имеется финансовый план расходов. Достаточно поинтересоваться у ребят из отряда «Дружба», который по линии БРСМ ежегодно работает в лесхозе, чтобы изучить, как все заранее спланировано по доходной и расходной части. Кстати, совсем небесполезный опыт в будущем! У меня на примере есть 40-летний предприниматель, который в школьные годы из Минска приезжал на каникулы в деревню к бабушке с дедушкой, чтобы поработать на зернотоку, тем же занимался и в пору учебы в техникуме. Он не получил высшего образования, но зато наладил свое производство, пережил два кризиса, дал рабочие места другим людям и сегодня уверен, что крепко стоит на ногах. Знаю немало юношей и девушек, которые во время учебы подрабатывают, если получается – по специальности, если нет – по силам и умению. К моменту завершения учебы – это созревшие к самостоятельной жизни молодые люди, уже с некоторым багажом навыков, с определенной уверенностью в силах, оценивающие себя по способностям, а не по записи в дипломе.
Ю.М.: «Энная» сумма родительских белорусских рублей, полученная на две недели, что тут говорить, развращает юные умы в денежном плане. Располагая кое-каким бюджетом, а соответственно, находясь на положении сытого и упакованного стильными вещами гражданина, не очень-то думается о перспективе день-деньской перекладывать упаковки с мылом «Duru», где-нибудь в глубинах складских помещений рынка в Малиновке. К тому же, это не так безопасно, как кажется. Подсобными рабочими имеют свойство подрабатывать люди не только студенческой наружности, а еще и всяческие шаткие персоны из Шабанов. И вы теперь представьте, каково людям интеллигентного склада ума, еще только вчера конспектировавшим о «розовом» периоде творчества Пабло Пикассо, трудиться бок о бок с такими «коллегами», которые и зуботычину, если понадобится, выпишут. Сам бывал на подобных подработках. На тебя там смотрят, как на китайца, шьющего одежки для «паленых» кукол «Винкс» в подвале пригорода Пекина. Ты не видишь, кто тебя нанимает, с тобой не заключается никакого договора, ты даже не уверен, заплатят ли тебе. Справедливости ради отмечу, что заработанного за день хватило почти на неделю скромной, в меру упитанной студенческой жизни. Правда, пропущенные пары все равно пришлось не без труда отрабатывать.
Ж.Г.: А родители за неделю существования ребенка в том же Минске, плюс платное его обучение, двое должны работать неделю. Может, стоит чаду «поднапрячься»?
Ю.М.: «Воспитание» и «установки», впитанные с материнским молоком, о которых вы говорили выше, на мой взгляд, должны срабатывать, когда, получая родительские деньги и «проедая» их, ты взамен прилежно учишься, то есть занимаешься тем, собственно, за чем ты и поступил в ВУЗ. Самый надежный работодатель студента – их родители, которые желают, чтобы их дети стали большими людьми, а не подносили «второе» в забегаловке. Ради этой своей мечты они готовы сами трудиться за троих.
Ж.Г.: Вот-вот. А я как-то разговаривала с официантом, уже после повышения цен. Мол, бутерброд и чашка кофе по стоимости – как в провинции полноценный обед в столовой, да еще с булочкой. На вопрос, есть ли посетители, он усмехнулся: «Загляните, когда в студенческих аудиториях станет пусто. Это вы оставшиеся после отъезда детей на учебу деньги в кошельке считаете. А они считают, что только сейчас и время пожить в удовольствие, пока все твои желания можно осуществить одной отправленной родителям смс-кой о закончившихся запасах». Это взгляд со стороны. Объективный, независимый. Пускай тебе и официанта, которого ты, почему-то, взял за образец. Хотя еще можно по утрам подметать дворы, в выходные мыть в подъездах лестницы, присматривать за маленькими детьми, доставлять продукты старикам, ухаживать за больными… Перечислять можно бесконечно, только пунктом номер один все равно должно быть записано: «иметь желание». Потому что желание родителей, чтобы дети «стали большими людьми», как ты говоришь, зависит от желания этих самых «наследных принцев» такими стать и быть. А лучше, на мой взгляд, стремиться стать «не большими людьми», а оставаться маленьким, но Человеком.
Ю.М.: Мне непонятен весь ваш пафос о «маленьком, но человеке». Если так полагать, то зачем вообще поступать в ВУЗ: пошел в ЖКХ и заявил, чтобы выдали рабочий инвентарь дворника, главное ведь не терять в себе что-то маленькое, человеческое. Люди поступают в университеты, как раз для того, чтобы не знать, что такое физический труд, а вы им, реализовавшим свою мечту, предлагаете тут же вступить в ряды тяжелотрудящихся.
Вашему официанту какие-то зажиточные посетители попадались. Видимо, они ему чаевых не выплатили, вот он и дуется. А может, сейчас какой-то новых тип молодых людей появился – прожигатели студенческой жизни, не знаю. В мое время студенты берегли каждую копейку, знали, как они родителям достаются. И сигналы SOS о закончившихся припасах не высылали, ни посредством смс, ни еще каким-либо другим манером. Насочиняешь родителям, что питаешься хорошо, а сам картошки нажаришь и ни с чем скушаешь. Конечно, были и частные случаи.
Вы так легко отправляете детей мыть заплеванные полы в подъездах и подметать улицы в общественных местах в 18-20 лет, хороши же ваши методы воспитания в молодых людях «маленьких, но человеков». Видимо, на подобное заявление вас вдохновили биографии некоторых российских политиков и олигархов, по «малолетке» подрабатывавших, где попало. Не думаю, что такие примеры – панацея от бедности и универсальный рецепт стать Человеком. Впрочем, каким путем идти, пусть выбирает каждый себе сам.
Ж.Г.: А вот с последней твоей мыслью полностью согласна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *