Спорный вопрос: поконфликтуем?

Несогласие – вот, пожалуй, главный двигатель любого спора. То же отсутствие единого мнения иной раз превращает спор в ссору и даже в конфликт. Что получится у авторов постоянной рубрики «Жыццяпіса» сегодня, станет ясно из последних строк неравнодушного диалога Юрия Мыслицкого и Жанны Гордиевич.
Не вступайте в конфликт со своим желанием стать званым свидетелем чужой словесной перепалки – присоединяйтесь.
Ж.Г.: Знаю, Юра, что по характеру ты совершенно бесконфликтный человек. Да и я не любитель острых ощущений, основанных на выяснении отношений. Но сама по себе рубрика, под которой выступаем дуэтом уже не первый год, подразумевает определенную долю конфликта. Вот давай сегодня и разберемся, можно ли без него в жизни обойтись? Если нет, то зачем он нужен? И попробуем в этой, по сути, отрицательной форме взаимоотношений найти плюсы, позитивно влияющие на нашу жизнь. Тем более, что мы обещали затронуть эту тему, когда рассуждали над вопросом, нужно ли бояться проявления чувств.
Ю.М.: Вот уж не догадывался, что под сенью нашей полемической рубрики мы с вами ежемесячно конфликтуем. В таком случае, мне еще здорово везет: не один год препираюсь с руководителем и умудряюсь оставаться на своей корреспондентской должности. А ведь и правда: толковый словарь Ожегова трактует конфликт не только как серьезное разногласие сторон, но еще и как спор. В таком случае, я не нахожу ничего худого против ввязывания в конфликт, главное, чтобы он был не вооруженным. Если хотите знать мое мнение, то я бываю только рад, с кем-то сталкиваясь разными взглядами на вещи. Чувствуешь, что рядом не покорные киватели, а думающие люди. И сам после жаркой дискуссии не чувствуешь себя серой массой. В хорошей компании да под аккомпанемент животрепещущей темы поспорить – одно удовольствие.
Впрочем, какими бы бесконфликтными персонами мы с вами ни были, пора уже начинать прения сторон. Черти водятся даже, сами знаете, в каком омуте. Ваш выход.
Ж.Г.: Начнем, пожалуй, с классических примеров. Ни одно серьезное художественное произведение не заслуживало бы внимания, не будь взят за основу конфликт. В «Вишневом саде» – продажа имения. В «Гамлете» – убийство короля. В «Ромео и Джульетте» – вражда двух семей. Помнишь, еще в школьной программе проходили: завязка, кульминация, развязка. Вот эта самая кульминация обязательно предполагала конфликт. Он может быть открытым и скрытым, внешним и внутренним, острым и затяжным, разрешимым и неразрешимым и т.д. Главное, что именно из-за него мы утопаем в книге, явно представляя содержание прочитанного, рисуя в своих фантазиях образы, строя предположения. Иной раз начинаешь читать и долго не можешь уловить в чем же смысл, где та нить, которая доведет до самой сути произведения, не понимаешь развития сюжета, порой в нетерпении откладываешь книгу. А уж когда уловишь, да еще мысль автора совпадает с твоим философским мышлением или наоборот – противоречит твоим собственным представлениям, то уже ты, в свою очередь, вступаешь в свой, отдельный от повествования, но связанный с ним, конфликт с автором. Вот где появляется неподдельная страсть к поглощению каждой страницы в поиске ответа на вопрос: чем же все закончится. Знакомо?
Ю.М.: В ожидании развязки сюжета, лихо закрученного еще на стадии его кульминации, кроется весь интерес к чтению. Среди прочих достоинств это занятие еще и порождает конфликт внутри человека, заставляет учиться распознавать, что хорошо, а что совершеннейшее «фи». Ваша реплика напомнила также о зависимости писателей от читателей, и о том, что кому-кому, а литераторам без конфликта не прожить. Желание быть прочитанным, а не пылиться на библиотечных полках, толкает авторов писать книги интересные еще и для кого-то, а не только себя самого. Подобное можно сказать и о журналистике, где ценятся разные мнения на одну и ту же проблему, опубликованные под одним заголовком. Публицистике тоже, кстати, пришлось бы туго без «горячих» тем. Газеты, совершенно отказавшиеся от критики, превратились бы в унылое зрелище. Поступая иначе: открыто вступая в конфронтацию с кем-либо, иногда решаются самые запутанные ситуации, которые никак было не решить «мирным» путем. Не мне вам рассказывать, как иногда полезно не миндальничать с людьми и затевать им время от времени хорошую эмоциональную встряску. Отрадно и то, что среди умеющих ловко орудовать «кнутом», не перевелись еще руководители, припасшие для подчиненных «пряник» в виде возможности общаться с собой на равных, даже позволить им роскошь поговорить с шефом на повышенных тонах. Это тоже хорошее подспорье для обоюдного развития сторон.
Так вот плавно мы пришли к выводу, что судить-рядить о вещах с разных колоколен не так губительно, как принято полагать.
Ж.Г.: Кстати, не только литература, но и фильмы выступают в пользу этого. Мы их любили, любим и будем любить. Почему? Потому что за полтора часа герои продемонстрируют столько вариантов взаимоотношений, ситуация так спрессует всевозможные жизненные обстоятельства, ты получишь ответы на столько судьбоносных вопросов, которые задает себе в тот или иной момент жизни любой из нас, что жизнь по прошествии этих полутора часов становится понятней и милей. Если тебе плохо, ты понимаешь, что не тебе одному. А то и начинаешь верить, что будет лучше. А если хорошо тебе, то самая проходная мелодрама заставит оценить счастье, которого, возможно, не замечал и не ценил. Но не будь в сюжете конфликта, это было бы невозможно. Почему люди делятся на любителей сериалов и тех, кого они раздражают. Последние не могут себе позволить тратить время на полугодовое растягивание развязки конфликта, возникшего в первой-второй сериях. Зачем, если и так все понятно. Да, попутно возникает еще пара мелких конфликтов, особенно, если закрутить в один клубок несколько сюжетных линий. Оценку значимости таких «киношедевров» нетрудно сделать, послушав пересказ одной пенсионерки другой пропущенной серии любимого фильма. Точно так же они судачат летом на лавочке возле подъезда о своих соседях и знакомых, о их вялотекущей жизни и отдельных «штормовых проявлениях», которые общеизвестны и случаются на каждом шагу в любых взаимоотношениях. Но это не тот конфликт, который мы видим в настоящем кино!
Ю.М.: Знаю, нет лучшей похвалы для создателей низкобюджетных сериалов, чем сказать, что сюжет их кинопродукции тютелька в тютельку похож на ситуации, взятые из жизни. Именно поэтому умный зритель не смотрит подобные «шедевры». «Чернухи» и потоков слез от неразделенной любви хватает в быту и без того. Интеллектуалам, ищущим настоящего конфликта, которые не боятся узреть не очень приглядную изнанку человеческой натуры, вместо того, чтобы в сотый раз рыдать над хэппи эндом, хочется обратиться к авторскому кино. Там надрыв, там таятся громадные резервы для саморазвития. Хватает вокруг дежурных улыбок, выслуживания за возможность пойти на повышение. Дефицит существует в сильных людях, не боящихся вступить в конфликт ради торжества правды. Впрочем, мы что-то очень с вами отвлеклись.
Ж.Г.: Я понимаю, что ты меня хочешь вернуть к конфликту в жизни, и для этого припасла старый пример. Как-то рассуждая с одной уже умудренной жизненным опытом женщиной о том, почему люди иногда ведут себя так и не иначе, я аргументировала свое мнение примерно так: «Они даже не задумываются, что могут быть неправы, а может быть не знают, как нужно, как лучше. Не судите их строго…». На что услышала весьма категоричный аргумент: «Почему же, когда они читают книгу или смотрят фильм, то прекрасно понимают, что норма, а что нет, как нужно, а как нельзя?! Нет, все понимают, но делают по-своему, демонстрируя свое неуважение к другим и получая от этого наслаждение!». В тот момент я с ней согласилась, но сомнения все же точили мне душу. И, в конце концов, я разобралась: «конфликт художественный» и «конфликт жизненный» – не тождественные понятия. Вот что говорят по этому поводу сведущие в вопросах художественного конфликта специалисты: «Художественный конфликт преломляется через сознание, творчество писателя и эстетически преобразованным проявляется в произведении». Проще говоря, писатель нам так подает действия героев, что думать хороши они или плохи, не приходится. Все и так понятно. Вот почему дети должны читать книги: там ясно выражено, как хорошо делать и что будет, если поступать нехорошо. Там конфликт – налицо. А вот перенести фантазию писателя в реальность – это дело восприимчивого, аналитического ума. А так как не всегда в жизни бывает «как по-писаному», то и соотнести ситуацию литературную с собственной или предложенной кем-то может далеко не любой человек. Потому что здесь мало быть грамотным, нужно еще быть образованным. И даже в кино. Не утруждая себя внимательным просмотром фильма, иной зритель может истолковать его по-своему, оправдать неблаговидные поступки одних и осмеять чуткую душу других. Хотя, казалось бы, режиссер и актеры раскрывают тайны людей так, будто это происходит естественно, само собой. Да, слова, как правило, обманывают и прячут истинные намерения, но, сталкивая людей в конфликтах, авторы добиваются поставленной цели. Наша же реальная жизнь полна усилий избежать ссор, споров, драк. Она состоит из компромиссов и привычных ритуалов. А 10 минут в драме показывают больше конфликтов, чем содержит иная человеческая жизнь. Смотреть на эти конфликты, подключаться к ним, сопереживать и волноваться – вот зачем мы ходим в кино. Но зачем нам конфликты в жизни? Ведь, согласись, они на каждом шагу – в общении, поведении, различной деятельности.
Ю.М.: Люди ходят в кино просто потому, что там есть супергерои. Заметьте, там в передряги в основном попадают одинокие персонажи, восставшие против власти держащих. Зрителю приятно на несколько часов вжиться в образ крутого парня, разрушающего все преграды на своем пути. В жизни мало кто из них поведет себя подобным образом. Потому что большинство – трусы и конъюнктурщики. Для таких людей важнее карьера, чем стремление сохранить свое лицо и дать отпор кому-то из вышестоящего начальства, даже если те будут их открыто унижать. Искренне убежден, что любой спор полезен. Выходя проигравшим из конфликта, в любом случае, ты получаешь определенный опыт. Нужно только уметь признавать свое поражение.
Ж.Г.: Думаю, это нелегко. Не успели мы с тобой завершить свои прения, а я натолкнулась на «нашу тему» в радиопередаче, в одном из телешоу о здоровье, на женской страничке в одной из республиканских газет. И везде учат, как избежать конфликта или выйти из него с наименьшими потерями, с возможностью поддерживать отношения дальше. Более того, сегодня исследования конфликта ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии и некоторых других, например, психиатрии и экономики.
Ю.М.: Раз так, значит мы выбрали нужную тему для беседы, не зря ввязались в полемику. Мы с вами хоть и не социобиологи, но, возможно, кому-то наши умозрения, лишенные твердой научной основы, окажутся полезными для того, чтобы понять себя и своих родных.
Ж.Г.: Действительно, в жизни, как бы мы ни старались, иной раз без противостояния не обходится, но не потому, что кто-то плохой, а кто-то хороший. Например, муж и жена развелись и не могут поделить ребенка. Они оба хорошие люди, оба любят ребенка. И он любит их. Но конфликт возник, проблему нужно решать. Или внутриличностный конфликт. Вот мы в начале говорили о том, что оба люди бесконфликтные. Но, не знаю, как ты, а я нередко вступаю в конфликт сама с собой. Женщины вообще состоят из противоречий. Да и каждый человек, наверное, тоже. Ведь любая черта характера имеет, как медаль, две стороны. Упорный может стать упрямым, а откровенный – навязчивым. Вариантов – множество. Но это, кстати, тоже тема, только одной из следующих наших встреч. Так вот эти противоречия во мне нередко борются сами с собой, доставляя немалые душевные неудобства. С тобой такое бывает?
Ю.М.: Конфликт между женщиной и мужчиной – противостояние особого рода. Без него сожительство полов было бы совершенной скукой и сводилось бы к тому, чтобы наговорить друг другу комплиментов, а затем бурно заняться любовью. Но нет, не так незатейливо устроено человечество. Люди вечно стремятся к прогрессу, затевают конфликты, которые, может быть, противоречат их натуре, знают, что не добьются окончательно торжества справедливости и все равно борются. Такова наша сущность.
Ж.Г.: Поэтому мы с тобой не будем давать никаких рекомендаций и советов – их достаточно в других СМИ. А выскажем нашу с тобой общую точку зрения: конфликты возникают потому, что без них невозможно развитие. Любое – социальное, научное, личностное. Утверждают, что конфликты – неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. А пока мы познаем себя, своих знакомых и абсолютно незнакомых людей, нам интересно жить.

Спорный вопрос: поконфликтуем?: 1 комментарий

  • 09.04.2012 в 2:13 пп
    Permalink

    Ну вот опять Жанна с Юрой скатали чей-то диалог из интернета и выдали за свой… Смешно, ей-богу: можно подумать, что сидят они друг напротив друга и дискутируют так всерьёз, особенно Юрик: с богатым жизненным опытом!

    Редакция: Спасибо, уважаемая читательница Тамара, за внимание к нашему диалогу. Жаль, конечно, что Вы не читали наших первых споров, а то бы непременно заметили, как одна из другой рождаются темы. О том, как они развиваются в готовую публикацию, мы рассказывали на наших встречах с читателями. Но всю кухню, а она хорошо известна сотрудникам газеты, приглашаем Вас понаблюдать воочию – приходите в гости. Если же у Вас, Тамара, не появится такого желания, а мнение останется прежним, то бросьте нам с Юрой ссылочку, и мы будем знать, где брать готовые диалоги, сэкономим рабочее время.
    Что касается жизненного опыта Юры, то диалог и был задуман, как разговор людей разного возраста, непохожих темпераментов, полярных взглядов на определенные вещи и разного жизненного опыта. Кстати, мы меняли собеседников. Признаемся честно, на подготовку материалов с внештатным спорщиком уходит раза в три больше времени, да и откровенными люди не всегда готовы быть. Предлагаю Вам, Тамара, выступить оппонентом любому из нас на Ваш выбор на предложенную Вами же тему. Ей-Богу, нам будет нескучно на Вас посмотреть. Особенно, если у Вас есть хороший источник в Интернете – не будете голову ломать, какие аргументы приводить в ответ на наши.
    И еще. Не совсем понятно, почему кто-то незнакомый в Интернете Вам кажется семь пядей во лбу, а знакомого Вам, по всему видно, Юру Вы своим комментарием берете на себя ответственность публично оскорблять в плагиате. Поверьте, не важно, сколько лет прожито, главное, с какими мыслями в голове ты по жизни идешь, насколько ты наблюдателен и способен разбираться в том, что ты видишь, чувствуешь, изучаешь. К тому же, не важно, где ты работаешь: под псевдонимом в собственном блоге, что, скажу Вам, не считается высшим пилотажем журналистики, или под собственным именем в районной газете, где все тебя знают в лицо и могут запросто назвать Юриком. Важно не стоять на месте, не оставаться таким, каким ты написал свои первые строки, а развиваться и не терять профессиональный азарт, ставя перед собой новые задачи и получая удовольствие от их выполнения. А сомнение в чужих способностях присуще было людям во все времена. Это привычно. Хороший результат работы всегда наталкивает на мысль о легкости ее выполнения, а то и на такой вывод, как у Вас, Тамара, — о принадлежности всего сделанного кому-то другому. Поэтому предложение остается в силе – приходите в гости, поверьте, за полдня в редакции Вы многое узнаете о работе газетчиков.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *