Проект «Школьный сад» готовит тренеров по органическому сельскому хозяйству

 

Педагоги из школ Гомельской, Витебской и Минской областей прошли обучение по программе тренингов «Органическое сельское хозяйство». Установочный семинар состоялся 15–16 января 2021 г. на базе тренерского центра проекта, расположенного на территории учебной базы «Экология и здоровье» ОО «Белорусский зеленый крест».

Основной задачей семинара было детально проработать структуру, понятия и упражнения, включенные в руководство по программе тренинга «Органическое сельское хозяйство», которое было разработано в рамках проекта «EU4Youth: «школьный сад» для развития сельскохозяйственного предпринимательства, финансируемого Европейским союзом. Как известно, когда хорошо понимаешь сам, легко объяснить другому.

Два дня семинара были очень насыщенными. Теоретические занятия чередовались с практическими проработками отдельных элементов тренинга.

Тематический координатор проекта Владимир Пустошило начал семинар с рассказа о развитии органического сельского хозяйства в мире и в Беларуси. В результате участники смогли оценить его перспективность и важность и определить, что может дать им самим, их ученикам и их сообществу переход к этому виду сельского хозяйства.

Подробно остановились и на понятии «органический продукт» и разобрались, в чем его отличие от «бабушкиного», фермерского, натурального или биологического.

Лото «Сравнительный анализ органического и интенсивного земледелия» и последующее решение задач на определение типа земледелия помогли участникам четко уяснить разницу между данными направлениями хозяйствования, их преимущества, достоинства и недостатки.

Разбирая блоки тренинга, педагоги также изучили основные понятия и приемы органического сельского хозяйства, такие как минимальная обработка почвы, севооборот, укрытие почвы (мульчирование), применение ЭМ-препаратов и отличие их от минеральных, смешанные посадки, компостирование и вермикомпостирование, зеленые удобрения – сидераты, система биологической профилактики от болезней и вредителей, сдерживание сорной растительности.

В блоке «Первые шаги в органическом земледелии» педагоги учились планировать переход от интенсивного метода ведения хозяйства к органическому, изучили особенности различных способов закладки органических гряд. Особый интерес вызвали технологии организации гряд на дернине, теплые грядки, грядки Розума.

Важным элементом семинара было составление технологических карт по выращиванию культур. Каждая из четырех групп должна была прописать работы, предполагаемые результаты и необходимые материалы по каждому из этапов сельскохозяйственных работ при выращивании предложенных культур. При этом следовало опираться на принципы органического земледелия и учитывать местные сельскохозяйственные особенности.

В качестве вспомогательного материала участникам также были предоставлены инструкции по использованию доступных и зарегистрированных в Беларуси биопрепаратов. В результате было составлено четыре прототипа технологических карт: для выращивания огурца в открытом и закрытом грунте, томата в закрытом грунте и моркови.

Данное упражнение позволило участникам семинара лучше представить процессы выращивания сельскохозяйственных культур, переводя теорию в практику.

Во второй день основное внимание было направлено на разработку опытов и экспериментов по апробации методов органического земледелия и их внедрению на пришкольных участках. Участники смоделировали и обосновали 48 опытов и экспериментов, которые можно провести с учащимися в школьных садах уже в этом году, обсудили практику освоения школьниками элементов органического земледелия и соответствующие планы проекта.

В этом году планируется продолжить проведение экспериментов по выращиванию различных культур: к арбузам, дыням и луку прибавятся разные виды капусты.

Приближение сельскохозяйственного сезона обусловило включение в программу мастер-класса «Особенности выращивания органической рассады». В этой части семинара участники узнали, чем отличается органическая рассада от обычной и почему она может стоить дороже, изучили особенности выращивания рассады в «улитках», особенности подготовки органического грунта, алгоритм стимулирования иммунитета у растений при выращивании рассады.

Мастер-класс сопровождался подробными пояснениями о том, для чего нужно проводить те или иные операции. Участники тут же могли задать вопрос и получить на него развернутый ответ. По завершении каждый участник получил на апробирование набор необходимых препаратов для выращивания органической рассады у себя в школе.

Мастер-класс оказался весьма своевременным, так как некоторые культуры высевают на рассаду уже зимой, и участники семинара в ближайшее время смогут применить полученные знания.

Все педагоги успешно прошли итоговое тестирование и получили сертификат тренера по органическому сельскому хозяйству проекта «Школьный сад», что подтверждает их право проводить занятия со школьниками и молодежью по данной теме. Завязавшиеся связи позволят в дальнейшем обмениваться опытом развития пришкольных участков, внедрения органического земледелия и обучения школьников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *