Филипп Копачевский: На сцене нужно заботиться не о себе — о других, о публике

 

Музыка Филиппа Копачевского, одного из лучших молодых пианистов современности, пробуждает в душе все самое светлое, надолго поселяется в тебе. Филиппа хочется слушать не только, когда он за фортепиано, но и когда он просто говорит - о концертах, о вдохновении, о жизни... И о Клецке, откуда родом его отец. 

29-летний солист Московской государственной академической филармонии, лауреат восьми престижных международных проектов, рассказал "Да новых перамог" о том, как в юном возрасте удостоился от Мстислава Ростроповича звания "профессор", о популярности в Японии и о своем сложном отношении к музыкальным конкурсам.          

- Филипп, как давно Вы начали заниматься классической музыкой? Почему именно фортепиано?

- Классической музыкой по современным меркам я начал заниматься достаточно поздно - в 7 лет. Сейчас есть тенденция учить детей гораздо раньше: с трех-четырех лет сразу пытаясь сделать из ребенка вундеркинда.

В Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского меня привела бабушка, и я поступил в нее по классу флейты, по стопам моего отца.

Но самое смешное, что на флейте я так и не играл: на момент поступления в ЦМШ у меня как раз менялись передние зубы. Кроме того, флейта - это одноголосный инструмент, а я всегда чувствовал в себе тягу к многоголосию, полифонии. Поэтому с 8 лет перешел в класс фортепиано.

- Вы сразу почувствовали в себе музыкальный талант?

- Я считаю, что человек не в состоянии сам объективно оценивать степень своего таланта. Не мне судить об этом, мое дело - играть музыку, я получаю от этого удовольствие и стараюсь доставить его публике.

А если говорить об осознании музыкального пути, то оно наступило у меня лет в 12-13. Именно в этом возрасте я осознал, что хочу этим заниматься.

 

- Вспомните момент, когда Вы впервые услышали от других, что у Вас большое музыкальное будущее? Что Вы тогда почувствовали?

- Сложно вспомнить, когда я услышал что-то подобное в самый первый раз, так как и к похвале, и к критике я отношусь одинаково спокойно. Но был, например, случай во время гастролей по Волге с Мстиславом Ростроповичем, когда маэстро, представляя меня со сцены, в свойственной ему шуточной манере, сказал: “Сейчас на сцену выйдет Филипп, он еще совсем маленький, но уже выглядит и играет как профессор”. Мне было тогда, кажется, лет 12.

- Расскажите о своих учителях. Кто из музыкантов оказал на Ваше становление наибольшее влияние?

- Сложно выделить кого-то одного и даже нескольких. Все мои учителя оказали на меня разное влияние в разное время. В школе моим педагогом была Кира Александровна Шашкина, первый педагог знаменитого пианиста Михаила Плетнева. Она научила меня самому важному: не только полагаться на мнение педагога, но и учиться думать своей головой.

Кроме того, в детстве со мной занимался папа. Он обладает удивительной музыкальной интуицией: часто дома он говорил мне то, что потом на уроке повторяли педагоги.

В Московской консерватории я учился у знаменитого профессора Сергея Леонидовича Доренского, у которого были тогда звездные ассистенты: Николай Луганский, Павел Нерсесьян, Андрей Писарев. Очень разные и очень интересные музыканты, каждый из которых привнес в формирование меня как музыканта что-то свое.

 

- В каком возрасте Вы стали солистом Московской государственной академической филармонии? Вы, наверное, один из самых молодых солистов? Каково это, быть частью одной из крупнейших концертных организаций мира?

- В 19 лет, кажется. Это было для меня очень неожиданно и я счастлив, что так случилось. Проекты Московской филармонии дают молодым музыкантам самое главное: возможность играть на сцене, участвовать в концертах, гастрольную деятельность. Для каждого музыканта это очень важно.

- Из Ваших интервью я понял, что у Вас особое отношение к музыкальным конкурсам. Расскажите о своем опыте участия в музыкальных проектах и какая из ваших многочисленных наград Вам наиболее дорога?

- Я не любитель музыкальных конкурсов в целом, так как считаю, что музыка - очень субъективное искусство и критерии оценки того или иного исполнения могут быть очень разными. Вот, например, в спорте все понятно: кто быстрее пробежал (100-метровку, например), тот и победил. А в музыке все гораздо сложнее и на первый план выходят такие моменты, которые и описать словами порой сложно: интерпретация, стилистика, традиция и другие.

Кроме того, это дело вкуса: кто-то любит мясо, кто-то - рыбу. Но от этого ни мясо, ни рыба хуже не становятся.

Я уже много лет не играю на конкурсах, сделав исключение только для конкурса Чайковского, и конкурсы всегда меня интересовали в большей мере как стимул к работе, а не как соревнование.

Являясь лауреатом многих международных конкурсов, я, тем не менее, не считаю, что это должно быть самоцелью для музыканта.

- Вы известный в России музыкант. Какой путь должен пройти классический музыкант, чтобы стать популярным. Ощущаете свой «звездный» статус?

- Нет, совсем не ощущаю, да и я бы не назвал свой статус звездным. У каждого музыканта свой путь к известности. И нет какого-то универсального рецепта.

- Вы много гастролируете в разных странах. Но особую популярность приобрели в Японии. На Ваш взгляд, в чем загадка этого феномена?

- В юности я много раз приезжал в Японию для участия в проекте телеканала NHK о Шопене. Это абсолютно удивительная страна, как будто другая планета, с феноменальной любовью к фортепиано и классической музыке в целом. Я очень рад, что мне удалось в том числе записать CD для Японии, который был полностью распродан во время гастролей.

И особенно приятно, что сейчас, после некоторого перерыва, в марте у меня снова намечены несколько концертов в стране восходящего солнца.

- В одном интервью вы рассказали, что ваш отец из Клецка. Он вам что-то рассказывал о Клецке, о Беларуси? Чувствуете какую-то связь с Беларусью? Вам доводилось выступать в нашей стране?

- С самого детства мы всей семьей, с папой и мамой, каждый год летом на пару недель приезжали в Клецк, в гости к бабушке и дедушке. Мне всегда нравилось проводить там время, общаться с родственниками, в том числе с двоюродными братьями, которые также приезжали в Клецк из Бреста.

Мы ходили на рыбалку, играли в футбол. Поэтому связь с Беларусью я и не терял. К сожалению, сейчас бабушки и дедушки уже нет с нами, но по мере возможностей мы уже вместе с моей женой и родителями приезжаем в гости к папиной сестре в Брест.

С ней же ездили по достопримечательностям: в Беловежскую пущу, Несвиж, Мирский замок. Беларусь - удивительно красивая и гостеприимная. И поэтому мне было вдвойне приятно, когда в 2019 году я впервые посетил с гастролями Минск и Витебск, особенно я был рад увидеть среди зрителей родственников.

- Во многих источниках написано, что Вы сотрудничали с такими прославленными дирижерами, как Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков. Расскажите о работе с легендами классической музыки?

- В детстве я был стипендиатом фонда Мстислава Ростроповича и несколько лет мы, совсем молодые музыканты, имели возможность гастролировать вместе с ним в Англии, Франции и по России.

Особенно запоминающимся был концерт в 2005 году, когда мне выпала честь сыграть Второй концерт для фортепиано с оркестром Шопена с Мстиславом Леопольдовичем в качестве дирижера: в память о нем я до сих пор часто играю некоторые места этого концерта так, как он тогда предложил.

С Владимиром Теодоровичем Спиваковым мы познакомились в 2010 году, и уже тогда он оказал мне колоссальную поддержку. Мы многократно выступали вместе, и каждый наш совместный концерт - огромная радость и честь для меня, как в музыкальном плане, так и в человеческом.

Я очень счастлив, что в апреле этого года нам снова предстоит выступить вместе.

 

- Какую музыку Вам нравится исполнять? Что в Вашей жизни значит музыка?

- Я никогда не мог ответить на вопрос, кто мой любимый композитор или какое сочинение мое любимое. Любимая музыка та, которую играешь в данный момент. А музыку, которая мне не нравится, я стараюсь не исполнять.

- Филипп, забудем на время про музыку. Вы молодой человек, живущий в Москве - огромном мегаполисе. Какие у Вас увлечения помимо музыки? Вас можно встретить на столичных светских мероприятиях и тусовках?

- Я не любитель светских тусовок, свободное время стараюсь проводить с семьей. Так как в моей жизни сейчас достаточно много поездок, гастролей, и выходные банально хочется провести дома.

Тем более, что сейчас я сильно увлекся кулинарией, иногда люблю рисовать, а также проводить время с нашей крошечной собакой - неисчерпаемым источником радости.


Цитаты

Сергей Доля, один из самых популярных блогеров Рунета:

"К концу первого произведения Шопена, исполненного Филиппом Копачевским, я очнулся от того, что мой сосед, ведущий радио "Серебряный Дождь" Алекс Дубас, легонько толкнул меня и подмигнул, чтобы я закрыл рот. Я просто растворился в этой музыке и перестал замечать остальных зрителей".


Юрий Кувалдин, писатель:

"Филипп Копачевский только еще выходит на сцену, но уже завораживает зал и высоким ростом, и худощавостью, и «музыкальными» распущенными волосами, и задумчивым с небольшой улыбкой взглядом карих глаз, и изящной походкой, и правильным почти «римским» носом, и узкими с очень длинными пальцами кистями рук прирожденного, классического пианиста. А уж когда начинает играть, то тут всё сливается в торжестве великого искусства".


Газета "DerWesten":

"Его исполнение Третьей сонаты Шопена подкупало дифференцированным обращением с материалом и темами, что в сочетании с мастерским владением техникой создавало прозрачную картину композиции".

Подготовил Юрий Мыслицкий.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *