Сегодня спасатели отмечают профессиональный праздник

IMG_2000В Беларуси службу спасения называют универсальной, способной оперативно устранять аварии на самых разных объектах и ликвидировать их последствия, бороться с природными катаклизмами и стихийными бедствиями. Спасатели имеют высокую профессиональную подготовку и готовы прийти каждому конкретному человеку на выручку в любой критической ситуации. Они всегда первые там, где людям нужна помощь. Их девиз отображается тремя ключевыми словами – «Профессионализм. Отвага. Честь». Этими «рабочими» качествами в полной мере обладают спасатели-пожарные Клецкого районного отдела по чрезвычайным ситуациям. Накануне профессионального праздника корреспонденты «ДНП» побывали в «гавани», откуда после полученного тревожного звонка, включив сирену, мчатся спецмашины с настоящими мужчинами на борту к месту ЧП. Координируют их работу диспетчера центра оперативного управления, теперь еще и единой дежурно-диспетчерской службы Клецкого района. Давайте и мы заглянем в святую святых службы, попробуем прочувствовать ритм биения ее «сердца».

Если в кабинете 106 Клецкого РОЧС раздается телефонный звонок, значит, кому-то срочно понадобилась помощь, консультативная поддержка или профессиональная подсказка. Как правило, человек на другом конце провода – в панике: горит… (провалился, упал, разбился, взорвался…), что делать? Приезжайте! Диспетчер – крайне собран, главное в данный момент успокоить заявителя и как можно больше получить от него достоверной, необходимой для организации дальнейших действий информации. Насколько компетентно, грамотно и оперативно именно он отреагирует на тревожное сообщение, порой зависит не только сохранение чьего-то имущества, но и жизнь человека.
– Должность диспетчера очень важна сама по себе и ответственна, – уверена начинающий сотрудник центра оперативного управления Ольга Маевская. – Ведь именно с нас начинается знакомство человека со службой МЧС в целом. Здесь работают не случайные люди, а компетентные, глубоко знающие все нюансы отдела изнутри, детально владеющие информацией о возможностях пожарных-спасателей не только части, но и подведомственных подразделений.
Опытные диспетчера Юрий Гесман и Александр Белаш считают, что выслать боевые машины на возгорание – это полдела. Для них очень важно обладать такими качествами, как умение успокоить человека, приободрить, подсказать те неотложные действия, которые помогут за непродолжительное время, пока спешат на выручку спасатели, оказавшемуся в эпицентре чрезвычайной ситуации выбраться из нее самостоятельно или, по возможности, минимизировать ее последствия. Довольно часто, регистрируя вызов и отправляя своих боевых товарищей на пожар, дорожную аварию или какое-то другое происшествие, диспетчерам приходится быть на связи с попавшим в беду, оказывать ему устную консультативную помощь. В это же время, если требует ситуация, необходимо связаться с другими службами взаимодействия: РОВД, скорой медицинской помощью, дежурными электросетей, горгаза, ЖКХ и т.д. К тому же, держать связь с выехавшим на место ЧП подразделением, чтобы знать: нужно ли подкрепление, привлечение других средств. Но и это еще не все! Работая в реальном времени непосредственно с коллегами, необходимо, как требуют должностные инструкции и четко очерченные временные рамки, своевременно передать оперативную информацию в Минский областной центр. Да еще обеспечить правильное оформление соответствующей документации… Согласитесь – голова кругом. А им нужно хладнокровно, спокойно, взвешенно и сиюминутно принимать жизненно важные для кого-то решения. Потому самообладание диспетчеров должно быть колоссальным.
– Я в должности подменного диспетчера с ноября прошлого года, – делится Ольга Маевская. – Принимая вызова, пока за своей спиной постоянно ощущаю поддержку опытных коллег. Могу сказать, что мне с ними просто повезло. Импонирует компетентность, настоящий профессионализм и ответственность, и просто достойные человеческие качества штатных диспетчеров Юрия Анатольевича Гесмана, Александра Евгеньевича Белаша, Валерия Валерьевича Вакульчика. Они ежедневно, ежеминутно мне что-то подсказывают, рекомендуют определенные действия в той либо иной ситуации, благодаря чему приходят навыки, приобретается опыт.
А ситуации, действительно, бывают разные. Вьюга застала в дороге, авто не может самостоятельно выбраться из сугробов, в бензобаке топливо на исходе, в салоне становится холодно, а тут – малыш. Мама вышла на минутку во двор развесить выстиранное белье, а дверь нечаянно захлопнулась, закрыв годовалого ребенка наедине с… готовящимся на газу обедом. Вдруг выпавший из неуверенных рук пожилого человека термометр разбился вдребезги, и капельки ртути «разбежались» по комнате. В половодье талая вода хлынула в дом. Угодил в болото, и только сотовый телефон дает надежду на подмогу. В подобных случаях каждый из нас знает, куда посылать сигнал «SOS» в первую очередь – «101». Это короткий номер службы спасения. И пускай не конкретно ее специалисты в сложившейся ситуации придут на помощь, но диспетчера РОЧС передадут сигнал тревоги тем, в обязанности которых это входит.
– Звонки в ЦОУ поступают разного характера. Да, прежде всего – о случившейся трагедии или которая, при непринятии должных мер, может произойти. Но люди обращаются и с такими просьбами, разрешение которых не входит в компетенцию отдела по чрезвычайным ситуациям. Например, теленок провалился в подвал или корова застряла в канаве. Какие-то услуги мы оказываем на платной основе, но в основном – по зову сердца: сядет наш работник на собственную автомашину и поможет бабушке просто так, по-человечески, разрешить ее житейскую проблему, – делится Юрий Анатольевич Гесман, диспетчер с 12-летним стажем работы в должности.
В красном углу центра оперативного управления РОЧС, в бытовых комнатах висит икона «Неопалимая Купина». Традиция молиться перед ней Божией Матери от пожаров сохранилась до сих пор. Почитают ее и клецкие огнеборцы-спасатели. В основе изображения – библейский рассказ о явлении пророку Моисею на горе Синай горящей, но не сгорающей купины (куста), истолкованный богословами как прообраз Богоматери. Пускай под Ее покровительством и в дальнейшем работники Клецкого РОЧС успешно защищают наши дома и жизни от разбушевавшейся огненной стихии либо другой чрезвычайной ситуации. И мы верим, что сотрудники РОЧС всегда придут на помощь в случае беды.

На фото: во время передачи дежурства О.Е.Маевская, А.Е.Белаш и Ю.А.Гесман.

Ольга Русинович. Фото Александра Абрагимовича.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *