Учение об ангелах. Ангелы-хранители. Появление зла в мире невидимом

Ангельский мир занимает первое место в ряду сотворенных существ. Священное Писание дает такие указания на то, что Бог сотворил Ангелов раньше видимого мира. В Книге Бытия говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю». Здесь под «небом» подразумевается мир невидимый, духовный, так как само небо, или твердь было создано во второй творческий период, а звезды – в четвертый.

«Где был ты, – говорится в Книге Иова, – когда Я полагал основание земли? Скажи, если знаешь. На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?». Здесь под «сынами Божиими» нужно понимать ангельский мир, т.к. человека во время основания земли еще не было.
Слово «Ангел» происходит от греческого слова , что в переводе значит «вестник». В Священном Писании так называется Сам Спаситель, а также святой пророк Иоанн Предтеча. Как говорится в Книге пророка Малахии: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и Он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф». Та же мысль содержится и в Евангелии от Матфея: «Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».
Ангелами называются также и ветхозаветные священники: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его; потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал.2,7).
Это слово усваивается в Священном Писании и неодушевленным предметам, когда они являются орудием воли Божией. «Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание ангелы лютыми» (Пс.77,49).
В собственном же смысле это имя принадлежит особым созданиям Божиим, для которых возвещение небесной воли составляет непосредственную обязанность.
Церковь так характеризует Ангелов – это духи бесплотные, одаренные умом, волею и могуществом. Нам известно девять имен ангельских чинов, которые четко разделены на три иерархии: 1) Престолы, Серафимы, Херувимы; 2) Господства, Силы, Власти; 3) Начала, Архангелы и Ангелы. Ангельский мир, по учению Василия Великого, пронизан присутствием Святого Духа. Без Него Ангелы не могут ни жить, ни действовать, ни созерцать Бога, ни восхвалять Его.
Ангелы Божии постоянно помогают людям в деле спасения. С пришествием на землю Сына Божьего, связь и общение мира ангельского с верующими в Истинного Бога стали более тесными, особенно в сравнении с ветхозаветными временами. Об этом свидетельствует Сам Господь: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».
Некоторые из Ангелов называются Ангелами-Хранителями. Они сохраняют как целые общества или государства, так, в частности, и каждого человека. На существование Ангелов-Хранителей указывают следующие места Священного Писания. Так, само название «Ангел – Хранитель» связано со словами из псалмов: «Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. «Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих». В Новом Завете Спаситель учит: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного».
После своего создания Ангелы были одарены свободой, которая должна была постоянно совершенствоваться через повиновение воле Божьей. «Сотворил Бог Ангелов, – учит преподобный Амвросий Оптинский, – духов бесплотных, умом совершенных, но неутвержденных еще в добре, а оставленных на испытание их произволения, какое покажут в отношении их покорности и непокорности Богу».
Некоторые из Ангелов не устояли в своем назначении и вышли из повиновения Богу, злоупотребив данной им свободой. Апостол Иуда пишет, что Бог «Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня». Священное Писание свидетельствует, что первым согрешил диавол. «Ваш отец диавол, – говорит Господь, обращаясь к фарисеям, – и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».
Причиной падение духов была гордость. Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит: «Начало греха – гордыня». Через долговременное противление воле Божией демоны сделались нераскаянными и ожесточенными во зле. Преподобный Антоний Великий, рассуждая о возможности покаяния для падших духов, пришел к твердому убеждению, что древнее зло не может быть новым добром. По учению Святых Отцов, Господь попускает деятельность злых духов в мире ради нашей пользы. Святитель Иоанн Златоуст разъясняет: «Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу». Из Священного Писания известно, что бесовским искушениям можно противостать с помощью:
1.Призывания имени Господа Иисуса;
2.Поста и молитвы;
3.Духовного бодрствования.
Из аскетической литературы известно о силе Животворящего Креста Господня, участии в церковном богослужении и Святых Таинствах, употреблении святой воды. Как говорит об этом святитель Николай Сербский: «Крест – знамение победы любви, прошедшей сквозь страдания. Вода очищает и означает чистоту духовную и телесную. Причастие – небесная трапеза, на которой душе в пищу предлагается Тело и Кровь Господа. Бесы трепещут от этих трех святынь».
Преподобный Амфилохий Почаевский так рассуждает на эту тему: «Когда солдат идет в бой, ему дают оружие: винтовку, патроны, гранаты. Наше же оружие на невидимого врага – Святой Крест, Святое Евангелие и святая вода».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *