Как это было… 25 лет спустя

IMG_8051До того момента, как нашего молодого земляка призвали на срочную службу в армию, ему немногое было известно о войне в Афганистане. Познания будущего солдата ограничивались тем, что было доступно каждому гражданину СССР: в конце 70-ых по просьбе правительства Республики Афганистан, где бурно разворачивались события гражданской войны, советские войска вступили на территорию восточного государства…

Исполняя свой воинский и интернациональный долг, на земле Афганистана побывали многие белорусы, в том числе и Сергей Михайлович Халецкий. Его призвали на службу в мае 1983 года. А куда – он тогда еще не знал. Полгода пробыл в учебном центре в Гайджунае (Литва), а дальше – в далеком и чужом Афганистане. Непривычным и странным все казалось поначалу, нужно было приноравливаться к новой обстановке: суровому климату афганской земли (в горах ночами было холодно, даже летом, а днем стояла жара выше сорока градусов), коварным душманским засадам, минам-ловушкам, маневрам в горах. Учились на ходу, и жестоко давалась та наука. Что он тогда чувствовал? Был ли страх в глазах, ведь ежедневно, выходя на боевые операции, приходилось лицом к лицу сталкиваться со смертью?
– Многое пришлось испытать в те годы, – вспоминает бывший солдат. – Разлука с домом, не скрою, давалась нелегко. Родители очень переживали, когда узнали, где буду проходить службу. Но… Меня лично это нисколько не пугало. Я, как и многие парни моего поколения, считал за честь пройти армейскую школу. Тогда мне казалось, что все произошло так, как угодно было Господу. Произошло и произошло, и только от меня зависело то, как к этому относиться…
Сергей родился и вырос в белорусской деревне. Его с детства не баловала жизнь – ведь каждый знает, что сельский труд не избирателен в возрасте. По крайней мере, в те времена всем хватало работы с лихвой – и детям, и молодым, и старикам. Но это, как говорят люди бывалые, было только на пользу – молодежь вырастала закаленная, с характером (!). Наверное, именно это обстоятельство и повлияло на формирование личностных качеств и убеждений Сергея Халецкого. Он по-мужски принял те испытания, которые ему уготовила судьба.
Его служба проходила в Кабуле в составе войск ВДВ 103 Витебской дивизии 317 полка. ВДВ всегда считались элитой армии. Задача его подразделения заключалась в обнаружении и уничтожении банд формирований, истреблении складов с оружием, прикрытии воздушного десанта, сопровождении колонн. На боевые операции они выходили едва ли не каждый день. Многие из них проводились в составе афганских вооруженных сил, а потому нужно было действовать оперативно, слаженно, точно выполняя указания командования. "Самодеятельности" там не было места, ибо даже самая маленькая погрешность в действиях могла стоить жизни не только самому, но и сослуживцам, с которыми стояли в бою плечом к плечу.
Во время нашей беседы, не скрою, я не услышала от Сергея Михайловича подробных воспоминаний о пережитых моментах. Признаться, поначалу расстроилась, что из-за отсутствия фактов журналистское задание может оказаться "под угрозой". Но уже совсем скоро поняла: не в его это правилах рассказывать о заслугах, он – человек скромный. Лучше всяких слов о С.Халецком говорит боевая награда – медаль "За отвагу".
Всем известно, что истинные качества души человека нигде не проявляются лучше, чем во время тяжелых жизненных испытаний. А на войне, тем более, каждый человек раскрывает свою сущность. Ему посчастливилось, ибо суждено было увидеть лишь примеры стойкости, мужества и отваги. Во время службы в Афганистане парень познакомился со многими хорошими людьми, которые по сей день остаются для него эталоном истинных душевных качеств человека.
– В первую очередь, – замечает мой собеседник, – это, конечно же, мои боевые командиры. Первый наставник Степан Валентинович Мурин – офицер, который не разграничивал людей по званиям, был очень дружен с солдатами. Сергей Владимирович Королев являлся для солдат старшим братом. Это наши взводные. Начальник разведки майор Сдобников – наш боевой отец. Командир роты Дмитрий Дмитриевич Горбунов. Он всегда говорил, что "если солдат погиб, он погиб по вине командира…". Сам был дважды в Афганистане, и свою главную задачу, повторюсь, видел в том, чтобы выполнить ее и при этом сохранить жизнь солдат. Вокруг меня было очень много людей, которых можно назвать настоящими героями. Среди них – не только офицеры, но и солдаты. Я рад, что знаком с ними. Кстати, после службы мы продолжали общаться, переписываться, видеться. Многие встречи состоялись благодаря нашему боевому товарищу Андрею Горшечникову, который проживает в Санкт-Петербурге.
Вдалеке от Родины, близких людей, каждое мгновение было ценно и дорого. Но даже на войне у солдат были светлые и радостные дни. Они были преданны Советскому Союзу, проникнуты его традициями, сложившимся образом жизни. Не забывали о них ребята и будучи в Афганистане.
– Праздновали Новый год. Первый – в горах, второй – в части. Был у нас и Дед Мороз со Снегурочкой. А еще мы устроили праздничный "фейерверк" множеством молниеносно летящих, пересекающихся трассирующих пуль. Они опускались с очень большой высоты и озаряли небо. Это было ни с чем не сравнимое зрелище. Не забывали мы вдалеке от Родины и о своей национальной кухне. Когда удавалось раздобыть картошку, жарили драники, делали голубцы, правда, из виноградных листьев и с тушонкой. Фруктами и своими национальными блюдами угощали нас местные жители, с которыми сложились неплохие отношения. Нередко устраивали спортивные состязания с военнослужащими афганской армии. Одним словом, моя армейская жизнь была очень насыщенной в эмоциональном плане, – подытоживает С.Халецкий.
* * *
Из Афганистана Сергей Михайлович привез очень много солдатских фотографий. Сегодня, бережно перебирая каждую из них и бередя воспоминания, он с уверенностью говорит, что служба в Афганистане не была для него каким-то переломным моментом в жизни. Он уходил в армию и возвращался на гражданку обычным, простым человеком со своими давно сложившимися жизненными приоритетами и убеждениями. Еще в юности он составил для себя программу-минимум, главными составляющими которой значились учеба, воинский долг, получение профессии и создание крепкой, дружной семьи. Все эти задачи он благополучно выполнил. Чем была для него служба в армии?
Служба, по словам умудренного жизнью человека, научила его тому, чему не учат ни в каких университетах, закалила, проверила на прочность. Не только физическую, но и нравственную. Научила дружбе, мужской и очень серьезной. Потому что на войне, когда нужно помогать, мало кто задумывается о себе – бросаются вперед. Так поступает каждый настоящий человек.

Светлана Орпель.
Фото Александра Абрагимовича.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *