Выборы в местные Советы депутатов. Совершенствование работы местных Советов с населением

1279430343414994Наличие эффективной демократии на местном уровне, предуcматривающей право гражданина прямо участвовать в управлении общественными делами, является одной из основ демократического общества. Успешное функционирование такого общества, его политическая стабильность во многом определяются уровнем развития местного самоуправления.
Местное самоуправление – форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления (ОТОС), местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах. Основным звеном системы местного самоуправления Республики Беларусь являются Советы депутатов. Советы избираются гражданами и являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения), к базовому – городские (городов областного подчинения) и районные, к областному – областные Советы. Минский городской Совет депутатов имеет особый статус. Он обладает правами и базового, и областного Советов.
Особенностью местных Советов депутатов как государственных органов является то, что они в своей деятельности исходят в первую очередь из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, учитывая при этом и общегосударственные интересы. Именно поэтому Советы депутатов в Республике Беларусь подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними.
Значение органов местного самоуправления определяется тем, что в повседневной жизни граждане сталкиваются с деятельностью именно этих органов, поскольку они оказывают решающее влияние на создание в соответствующей территориальной единице условий для жизнеобеспечения населения, хотя общее направление социально-экономической и политической деятельности определяется центральными органами государственной власти.
Вопросы развития местного управления и самоуправления в Беларуси постоянно находятся в поле зрения государства. В этой связи в нашей стране уже был проведен ряд изменений в сфере местного самоуправления, что нашло свое отражение в законодательстве.
С момента принятия Закона "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" внесено более десятка существенных изменений и дополнений. Такая практика свидетельствует, прежде всего, о том, что законодательство в этой области постоянно развивается, а также о том, что в Беларуси всегда уделялось внимание совершенствованию и реальному укреплению основ местного управления и самоуправления, расширению прав местных Советов депутатов, повышению эффективности работы местных представительных органов власти с населением.
Взаимодействие депутатов с населением и решение их вопросов является главной целью создания и деятельности местных Советов депутатов. Эффективное взаимодействие электората и местной представительной власти способствует процессу демократизации всего общества. Ведь именно от этого взаимодействия зависит во многом успешное решение различных проблем как местного значения, так и государственного.
Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года №557 были назначены выборы в местные Советы депутатов Республики Беларусь двадцать седьмого созыва на 23 марта 2014 года. Этим правовым актом в стране дан старт очередной избирательной кампании, основанной на демократических принципах свободного волеизъявления народа и выборности власти.
В Конституции Республики Беларусь определено, что местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года. Выборы являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В законодательстве установлены определенные требования, предъявляемые к гражданам, которые намерены выдвигаться кандидатами в депутаты местных Советов депутатов: гражданство Республики Беларусь; достижение возраста 18 лет; место жительства или место работы на территории местного Совета депутатов; отсутствие судимости. Кандидатами в депутаты местных Советов депутатов вправе выдвигаться граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь.
Депутатами местных Советов депутатов не могут быть председатели областных, Минского городского, районных, городских (кроме городов районного подчинения) исполнительных комитетов, а также судьи.
Депутат местного Совета депутатов не может быть одновременно депутатом Палаты представителей. Порядок проведения выборов в местные Советы депутатов определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Руководство избирательным процессом возлагается на избирательные комиссии. Проведение выборов в местные Советы депутатов обеспечивают следующие избирательные комиссии: Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; территориальные избирательные комиссии – областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного и районного подчинения), поселковые и сельские; окружные избирательные комиссии по выборам в областные Советы депутатов и территориальные избирательные комиссии, осуществляющие в районах города Минска полномочия окружных избирательных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов (в каждом районе города Минска образуется по одной комиссии); участковые избирательные комиссии.
Гражданин может выдвигаться кандидатом в депутаты местного Совета депутатов по одному избирательному округу по выборам в местный Совет депутатов соответствующего территориального уровня.
Право выдвижения кандидатов в депутаты местных Советов депутатов принадлежит трем субъектам: политическим партиям, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.
Избирательная кампания по выборам депутатов местных Советов депутатов в Минской области проходит в строгом соответствии с календарным планом организационных мероприятий по подготовке и проведению выборов в местные Советы депутатов двадцать седьмого созыва, утвержденным постановлением Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов 17.12.2013 г. № 19 и Планом мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать седьмого созыва, утвержденным председателем облисполкома.
Настоящая избирательная кампания имеет ряд особенностей, связанных с изменением Избирательного законодательства.
Во-первых, исключено положение о выделении кандидатам в депутаты средств из республиканского бюджета на изготовление агитационной печатной продукции, но одновременно установлено право создавать избирательные фонды лицам, выдвигаемым кандидатами в депутаты местных Советов депутатов, с момента их регистрации.
Во-вторых, предусмотрено положение, обязывающее лиц, выдвинутых кандидатами, указывать в биографических данных сведения о ранее имевшейся судимости, а в декларации о доходах и имуществе – указание источника существования в случае отсутствия у лица, выдвинутого кандидатом, какого-либо источника доходов. Данная норма позволит избирателям всесторонне оценить кандидата и дать полное представление о его материальном положении.
В-третьих, введен запрет на совершение действий, направленных на срыв, отмену или перенос срока выборов, референдума, а также введены ограничения с 8.00 до 22.00 часов по проведению массовых мероприятий, организуемых кандидатами в депутаты, их доверенными лицами.
Согласно календарному плану, в период с 17 по 24 декабря 2013 года облисполкомом и областным Советом депутатов проводился прием документов по выдвижению кандидатов в Минскую областную избирательную комиссию по выборам депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать седьмого созыва. Поступило 22 предложения по включению в областную избирательную комиссию 22 представителей, в том числе 1 – от трудового коллектива, 7 – от граждан путем подачи заявления, 14 – от политических партий и общественных объединений:
В установленные сроки (не позднее, чем за 75 дней до дня проведения выборов) 26 декабря 2013 года состоялось заседание Минского областного исполнительного комитета и Президиума Минского областного Совета депутатов, на котором был утвержден состав Минской областной избирательной комиссии в соответствии со статьей 34 Избирательного кодекса Республики Беларусь.
В соответствии с законодательством проведены первые заседания территориальных избирательных комиссий, на которых были избраны председатели, заместители председателей и секретари указанных комиссий, и по представлению органов, образовавших комиссии, образованы избирательные округа.
Решением Минской областной комиссии №2 от 27.12.2013 образованы округа по выборам в Минский областной Совет депутатов двадцать седьмого созыва. В области образовано 60 округов по выборам депутатов в областной Совет депутатов со средней численностью избирателей в округе 18 396 человек, 754 – в районные и Жодинский городской Советы депутатов, 2764 – в Советы депутатов первичного уровня.
Решением Президиума Минского областного Совета депутатов и Минского областного исполнительного комитета 4 января 2014 года образованы окружные избирательные комиссии. При формировании окружных комиссий соблюдены все требования избирательного законодательства: в комиссии не включены судьи, прокурорские работники, руководители местных исполнительных и распорядительных органов, государственные служащие составили менее одной трети – 114 человек (15,5%). Всего в состав комиссий вошли 737 представителей: представители от граждан – 46,8%; представители от трудовых коллективов – 10,7%; представители политических партий и общественных объединений составят более одной трети – 42,5 %.
Первые заседания окружных избирательных комиссий прошли 4 января 2014 года, на которых выбран руководящий состав комиссии, приняты решения по организационным вопросам.
Согласно календарному плану, утвержденному постановлением Центральной комиссии Республики Беларусь №19 от 17.12.2013 г., не позднее, чем за два месяца до выборов (21 января 2014 г. включительно) районные, городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, местные администрации по согласованию с районными, городскими избирательными комиссиями должны образовать участки для голосования. На территории области планируется образовать более 1000 участков.
Выдвижение представителей в состав участковых избирательных комиссий от политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан путем подачи заявлений будет осуществляться не позднее 2 февраля 2014 г. Образование участковых избирательных комиссий должно быть завершено не позднее 5 февраля 2014 года.
Выдвижение кандидатов в депутаты местных Советов депутатов (начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов) с 12 января по 10 февраля 2014 г. включительно.
С 11 по 20 февраля 2014 года включительно пройдет регистрация кандидатов в депутаты местных Советов депутатов всех уровней. Открытие специального избирательного счета возможно со дня регистрации кандидата в депутаты.
С целью информирования избирателей о кандидатах в депутаты местных Советов депутатов не позднее, чем за 10 дней до выборов участковыми комиссиями осуществляется направление избирателям информации о зарегистрированных кандидатах по данному округу.
Не позднее 11 февраля 2014 года будут определены места для проведения в уведомительном порядке массовых мероприятий, организуемых кандидатами в депутаты местных Советов депутатов, их доверенными лицами и помещения для проведения встреч кандидатов в депутаты местных Советов депутатов с избирателями, а также для предвыборных собраний, организуемых избирателями.
Со дня регистрации кандидатов в депутаты по 22 марта 2014 года включительно пройдет предвыборная агитация.
23 марта 2014 года – день выборов депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать седьмого созыва. Завершает избирательную кампанию по выборам депутатов местных Советов депутатов голосование и подсчет голосов избирателей.
Для обеспечения избирательных прав граждан, которые не будут иметь возможности в день выборов прибыть на участок для голосования, избирательным законодательством предусмотрено досрочное голосование, не ранее чем за пять дней до выборов, а также голосование по месту нахождения граждан (инвалидов, больных и др.).
Голосование на выборах является тайным: избиратель заполняет бюллетень в кабине или комнате для тайного голосования.
В целях обеспечения открытости избирательного процесса в Избирательном кодексе предусмотрено, что при проведении всех видов голосования и при подсчете голосов вправе присутствовать наблюдатели, доверенные лица кандидатов, представители средств массовой информации. На участках для голосования при подсчете голосов могут присутствовать и кандидаты в депутаты местных Советов депутатов.
В Избирательном кодексе не установлен порог явки избирателей, необходимый для признания выборов в местные Советы депутатов состоявшимися.
Избранным считается кандидат в депутаты местного Совета депутатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При проведении голосования по одной кандидатуре кандидат считается избранным, если он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Итоги выборов депутатов местных Советов депутатов устанавливают соответствующие территориальные комиссии и публикуют об этом сообщение.

Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома по материалам Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и Минского облисполкома.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *