«Огонь войны души не сжег»: История педагога, который освобождал Минск и Берлин

 

78 лет прошло с тех пор, когда наша Беларусь была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Третье июля – это наша память и гордость – мы победили!

Свой вклад в ратное дело внес и Александр Антонович Бондарик. Ветерана нет в живых, но о нем помнят дети, внуки, правнуки и огромная плеяда благодарных учеников. Он «сеял разумное, доброе, вечное» больше 40 лет. Кроме синусов и косинусов педагог давал своим воспитанникам самое главное – уроки доброты и человечности.

Суровая юность

А.Бондарик родился на Копыльщине в деревне Дегтяные. Ему было 19 лет, когда родные места оккупировали немцы. Юноша как раз находился в отпуске.

После окончания Несвижского педучилища год отработал учителем в д.Голынка Клецкого района. На квартире у его бабушки жил старший лейтенант Григорий Пантелеевич Еременко. Ему удалось сбежать из плена. Здесь, в Дегтянах, офицер временно прятался. Дядя Александра Антоновича был секретарем местной партийной организации, поэтому он связался с офицером Красной Армии.

Молодые люди начали вести подпольную работу против гитлеровского режима, а в начале 1942 года организовали отряд имени Г.И.Котовского, который вошел в партизанскую бригаду им. К.Е.Ворошилова.

Недолго раздумывая, педагог тоже присоединился к народным мстителям, став связным. Все задания выполнял ответственно, понимая, что от каждого партизана зависит успех боевых операций.

Когда ветеран еще был жив, мне посчастливилось с ним пообщаться. Он многое вспоминал из той военной поры, но некоторые эпизоды борьбы  ему врезались в память по-особому.

Однажды трем самым смелым бойцам, в числе которых был и А.Бондарик, поручили заминировать дорогу у д.Кокоричи. Группа двигалась по проселочной дороге. Шли молча. Вдруг из-за поворота перед партизанами выросла подвода с полицаями. Немецкие  пособники растерялись, увидев перед собой лесных воинов. И пока враги хватались за оружие, партизаны  успели укрыться в глухой чаще. Фашистам так и не удалось найти их. Операция по минированию прошла успешно.

В скором времени Александра Антоновича командование назначает командиром бронетранспортера отряда  имени Б.Хмельницкого той же бригады им. Ворошилова. В родных Дегтяных в здании школы располагался немецкий гарнизон. Перед народными мстителями стояла цель – уничтожить объект.

Решили действовать в сумерки. Люди в это время уже расходились по домам, по центральной улице дежурило всего несколько полицейских патрулей, а немцы сгруппировались в главном своем «гнезде». Чтобы остаться незамеченными, партизаны от самого леса ползли по ржи. Выпустив в небо красную ракету (сигнал одновременного наступления), они бросились в атаку. Фашисты не растерялись и молниеносно ввязались в бой. Жертв с обеих сторон было много. Командир отряда принял решение отступать.

Тогда впервые А.Бондарик понял, как нелегко терять боевых товарищей, с которыми рука об руку воевал, делил землянку и ел кашу из одного котелка. В той схватке Александр Антонович лишился лучшего друга, другого приятеля тяжело ранило. За тех, кто погиб, бойцы отомстили, разгромив гарнизон через несколько дней.

Такую операцию провели партизаны и в д.Смоличи. Близился рассвет. Медленно начинало всходить солнце. Деревня еще не проснулась. Воспользовавшись тем, что немцы пребывают в дреме, отряд Хмельницкого ринулся в наступление. В ход пустили минометы и гранатометы. Вражеский лагерь полностью был уничтожен. Со многими другими членами формирования Александр Антонович был награжден медалью «Партизану Отечественной войны ІІ степени».

Освобождение Минска

Утро первого дня июля выдалось ярким и солнечным. Казалось, сама природа готовилась к важной исторической дате. Бригада Ворошилова только вчера вела военные действия против немецко-фашистских захватчиков на территории Узденского района, а сегодня стало очевидным, что вот-вот она войдет в столицу. Оставалось всего-то 40 км.

Бои за освобождение Минска начались на рассвете 3 июля. Части ІІІ Белорусского фронта наступали с северо-восточных окраин и первыми ворвались в город. Преодолев противодействие двух пехотных полков противника, оказались в центре города. Также одновременно успешно действовали войска І Белорусского фронта, которые преследовали противника на минском и барановичском направлениях.

Плечом к плечу с красноармейцами сражались и ворошиловцы. С юго-востока наступали танковые корпусы ІІ Белорусского фронта. Большую помощь Красной Армии оказывали партизаны и других бригад, которые устраивали засады на путях отхода противника, громили его штабы и отдельные части, захватывали переправы. К исходу дня 3 июля столица была полностью очищена от врага. В честь этого события в Москве устроили салют из трехсот двадцати четырех орудий.

Как вспоминал партизан, главный город республики напоминал древние руины Помпеи, где огненный «Везувий»  сносил здания, закрывая черной пеленой дыма улицы и площади. Ветеран не любил смотреть документальную хронику об освобождении Минска. Счастливые улыбки, цветы победителям, обнимки и поцелуи вызывали у него не столько радость, сколько чувство боли, ведь он знал, какою ценою завоевана Победа.

Фронтовик

С июля 1944 года А.Бондарик стал пехотинцем 43-го запасного стрелкового полка І Белорусского фронта, в составе которого освобождал страны запада. Тяжелый бой был за столицу Польши –  Варшаву. Тогда фронтовик чуть не погиб. Ранило одного из офицеров. Сержант Бондарик бросился на помощь, чтобы укрыть бойца, унеся с поля боя. В этот момент посыпались вражеские пули. Солдат прикрывал собой раненое тело. Немцы до последнего отвоевывали каждый квартал города, но потрепанные в котловане Минска и понесшие величайшие потери, они сдались.

За взятие Варшавы красноармеец награжден орденом «Отечественной войны ІІ степени». Он дошел до Берлина. Из Дрездена опытного бойца отозвали на Родину. Учительские кадры тогда можно было пересчитать на пальцах. В конце 1945 года, сменив военную шинель на цивильный костюм, фронтовик вошел в класс учителем родной школы в Дегтяных, затем восьмилетки д.Сухличи Клецкого района в качестве директора.

Александр Антонович заочно окончил Барановичский государственный учительский институт, который давал право преподавать математику и физику только в 5-7 классах, а затем Гродненский педагогический институт, после которого молодому учителю открылись двери в мир знаний старшеклассников.

Муж, отец, педагог…

С будущей женой Ниной Дмитриевной познакомился заочно. Молодые люди пересекались на районных совещаниях и мероприятиях. Девушка работала учителем русского языка и литературы в Лисковской СШ. В 1950 году и его, и ее перевели в Заостровечскую СШ. Встречались недолго – всего два с половиной месяца. Поняли сразу, что родственные души – умны, интеллигентны, доброжелательны, талантливы, отзывчивы. Оба много хлебнули горя.

Деревню Прусы, в которой родилась Н.Бондарик, немцы полностью сожгли. Родные погибли в огненном пекле. Девочка-подросток осталась совсем одна. Решила идти к дальней родственнице матери в соседнюю деревню. Та женщина не приняла ее, так как боялась за своих детей. Отец пятнадцатилетней Нины был в партизанах. Поэтому пришлось вернуться на пепелище. Жила в вырытой землянке по соседству с другими чудом уцелевшими односельчанами. Питалась картошкой, иногда гнилой, которая осталась в поле после уборки. Выживала, как могла. Перед самой зимой родственница по линии отца тетка Маланья сжалилась над сиротой и забрала к себе.

Супруг 59 совместных лет оберегал ее, заботясь не меньше, чем о дочерях Людмиле и Светлане.

– Нам посчастливилось иметь таких замечательных родителей, – говорит старшая дочь Людмила Александровна Журковская. – Наш папа – самый лучший в мире! Он легко заменял маму, когда та была занята или уезжала на сессию: умел вкусно готовить, покупал сладости. Никогда не читал наставлений, а если уже наказание было неизбежным, применял в воспитательных целях трудотерапию – по принципу «труд облагораживает человека». Сам был не только талантливым учителем и мудрым руководителем (больше 25 лет проработал заместителем директора по учебно-воспитательной работе), но мастерски владел косой, выступал в художественной самодеятельности, столярничал, любил лес. Вместе с ним за грибами, ягодами, орехами бегала и я. Папа и мама – наша гордость и пример.

Дочери Бондариков старших пошли по стопам родителей, выбрав делом своей жизни нелегкий, но почетный и благородный труд учителя и создали крепкие семьи, где царят любовь и уважение между всеми членами.

Кто знал Александра Антоновича при жизни, согласятся со мной – такого Человека, преданного родной земле, семье и образованию Клетчины, поискать нужно!

Елена КАРАЖАН.

Фото из архива семьи ветерана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *