«Я должна делиться тем, что знаю, что мне дано»: Юбилейную дату отмечает «Отличник образования Беларуси» Ирина Кунигель

 

Высокая степень валентности

Жизнь – удивительная штука. И чем больше наращиваешь ты на своем стволе колец, тем больше неожиданных открытий делаешь на каждом новом витке. Например, в школьные годы даже вообразить не можешь, что придет время и начнешь смотреть на своих учителей глазами людей возраста еще более старшего, чем они были в то время, когда общение ваше происходило у доски и с мелом в руках. Другими глазами, но с теми же чувствами. Может, потому любимый учитель – на всю жизнь любимый, решающая судьбу оценка – навсегда запомнившийся эпизод, а за случай, за который краснел тогда, и сегодня, прокручивая в голове, испытываешь стыд

Почему-то получать замечание от Ирины Александровны не хотел никто. Может быть потому, что они всегда были справедливы, и аргументов для оправ­дания обычно не находилось. А может быть, дело в другом – смотреть в глаза этому педагогу каждый из нас хотел прямо. И тогда, и сейчас своим едва заметным наклоном головы и открытым взглядом больших выразительных глаз она располагает к общению.

Доброжелательность – это то, что является ее жизненной сутью, могло бы быть ее брендом, если бы в поиске его была необходимость. Но он возник сам, как появляется у людей, посвятивших всю жизнь одному, однажды вы­бранному делу, вступив в химическую реакцию с фамилией.

Кунигель – и ничего не нужно объяснять тем, кто учился в Клецкой СШ №1, тем, кто работал в педагогическом коллективе вместе с Ириной Александровной, тем, кому она давала уроки химии, кому была и остается коллегой-директором.

Ведь для учебного заведения это величина переменная, а для выпускников – постоянная. Величину ее «валентности» не способна высчитать сегодня ни одна компьютерная программа, потому что количество созданных ею за жизнь связей, а в переводе с языка химии – контактов, знакомств, уже не поддается учету: из 41 года педагогиче­ского стажа 34 отданы первой школе!

Здесь выКРИСТАЛЛи­-з­овывались личности

Кажется, я и мои одноклассники знали этого педагога всю жизнь. Так и есть. В самый большой школьный коллектив рай­она Ирина Александровна влилась в 1976 году учительницей химии, а вскоре ей предложили должность, опыт работы на которой уже имелся, – организатором внеклассной и внешкольной работы, чем занималась сразу после окончания в 1972 году Гродненского государственного педагогического института.

Еще через пару лет, когда мы учились в среднем звене (вот откуда ощущение «сродненности» с учителем), И.А.Кунигель назначают заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

К тому моменту, когда в нашем классном расписании появилась химия, почти всех мальчишек и девчонок Ирина Александровна знала по именам. От ее взгляда не могло ускользнуть ничего и… никто. Поход к директору Александру Адамовичу Литвину был делом исключительным именно потому, что все проблемные вопросы снимала, разруливала, как сейчас говорят, его правая рука. Строгая, но справедливая, принципиальная, но понимающая, требовательная, но доступная, она была понятная всем – и учащимся, и их родителям, и учителям.

Несмотря на свой достаточно молодой возраст, а среди педагогов школы были фронтовики, участники и ветераны Великой Отечественной войны, И.А.Кунигель пользовалась авторитетом и уважением. И это чувствовали все мы, школьники, которых с каждым годом становилось все больше и больше. Именно потому просторные учреждения образования коридоры пришлось застраивать под дополнительные классы, а праздничные «звонки» проходили не у входа, а на спортивной площадке.

И это были не единственные мероприятия, когда собиралась вся школа: дружной колонной с красными гвоздиками в руках, изготовленными накануне на уроках труда, шли на демонстрацию 7 ноября, а 1 Мая с разноцветными шарами так же организованно шествовали до центральной площади для участия в весеннем Празднике труда. Яркий, многоголосый, хорошо организованный детский полк, растягивающийся от перекрестка почти на всю улицу Советскую. Ума не приложу, как администрации удавалось управ­лять всей этой армией!

И нахожу только один ответ: от первоклашки до выпускника каждый понимал, что значат дисциплина и порядок. Одного взгляда директора или завуча было достаточно, чтобы осознать свое поведение.

А внутри школа была трех­этажным кристаллом, со своими атомами, ионами и молекулами, собранными в отдельные классы и живущими по своим законам. Только не подумайте, что «вышколенные» за 10-11 лет юноши и девушки жили одной мечтой поскорее вырваться из надоевших стен! Вместе с порядком в нашем школьном «государстве» царила атмосфера взаимного уважения: младших – к старшим, учителей, классных руководителей, администрации – к ученикам. Без всякого страха быть вызванным в суд за нарушение прав школьников эти самые права никто не собирался нарушать.

В классе не обсуждались возможные инциденты, за которые родителей отдельных ребят приглашали (наверное!) на беседу к директору, нас не посвящали в нюансы, происходящие в семьях наших ровесников, личная жизнь педагогов была темой, к которой никто не проявлял ни малейшего интереса. С высоты сегодняшних лет и сравнивая с атмосферой, в которой живет нынешнее общество, это кажется невероятным, хотя имеет простое объяснение – в школе преподавали нравственность. Здесь не «приживались» те, кто мыслил по-другому.

В химии есть понятие «нормальные условия», которое специалисты просят не путать со «стандартными условиями». Эта тонкая грань соблюдалась и в СШ №1. Нас не «штамповали» как детали. Те, кто учил нас нормам жизни, сами их тоже соблюдали. Наверное, и потому во время вечеров встреч с выпускниками актовый зал, в который превращалась большая светлая столовая, еле вмещал всех гостей. 12 лет Ирина Александровна встречала их как завуч, 19 – как директор.

Стандартная энтальпия

Назначение ее на эту должность показалось нам, уже взрослым на то время людям, абсолютно логичным: «А кто же еще, если не Кунигель!» При этом Ирина Александровна всегда оставалась учителем-предметником, попасть в класс к которому считалось большим везением. Химия – непростая наука. Но полюбила ее Ира со школьных лет, и на выбор дальше заниматься тем, что у других вызывало ступор, повлияла Александра Николаевна Коленчиц, учительница ее родной Гурновщинской школы.

С ней выпускница продолжала заниматься и перед поступлением – почти до самой сдачи экзамена. Возможно, потому что применила «Правило Гунда» в обычной жизни, где только первые и более сильные занимают места на «пустых орбителях», остальные – идут в «дополнение» к ним. Вторая позиция была для увлеченной предметом целеустремленной девушки неприемлемой.

С невыученной «химией» в школу можно было не идти. Ирина Александровна объясняла ее так, что некоторые одноклас­сники могли с ходу решать задачи у доски по новой теме. Они и сегодня с благодарностью вспоминают уроки этого профессионала.

Выбор моей профессии – в большей степени ее заслуга, – не скрывает Жанна Викторовна Жуматий, начальник отдела стандартизации и сертификации Клецкого ППЗ. – В технологическом институте мне поставили высший балл еще на консультации к экзамену по неорганической химии. По аналитиче­ской химии занималась научной работой. Этот предмет был моим профильным и никогда не вызывал затруднения.

Кстати, ни о каких профильных классах, научно-практических конференциях, репетиторстве в наше время не знали. Не практиковали тогда и разноуровневых заданий. Зато у всех желающих была возможность ходить на факультатив. И все без исключения по окончании 10 класса сдавали экзамен по химии!

А еще… Ирина Александровна, сегодня мы старше, чем Вы были тогда, и уже можем сознаться: в тот день, когда в расписании стоял Ваш предмет, никто из девочек не рисковал прийти не в школьном платье или не собрать в аккуратную прическу волосы. Мы любовались Вашими стильными классическими костюмами, уложенной стрижкой, тем, что Вы всегда с макияжем и на каблуках!

С Вами можно было сфотографироваться в любой день, преду­предив об этом за две минуты до щелчка фотоаппарата, что мы и сделали однажды, когда в школе появился заезжий фотограф. И сколько бы раз не встречались в последующие годы, всегда вспоминали о Вас – с теплотой и нежностью. Т

епловой эффект реакции образования, происходящий при определенных условиях, называется, как Вы знаете, стандартной энтальпией образования вещества. Не будь этих определенных условий тогда, Ирина Александровна, не было бы реакции сегодня. И не только у нашего выпуска!

Заряд – от ядра к ядру

Три нынешних директора городских школ – выпускницы и коллеги Ирины Александровны. Все трое благодарили (!) газету за предоставленную возможность «ответить у доски» на вопрос не из школьной программы.

Во время моего обучения в школе Ирина Александровна была заместителем директора по учебной работе и одновременно учителем химии. Особого интереса к точным наукам я не испытывала, но благодаря ей  химию знала на «отлично», – говорит то, в чем могут признаться очень многие выпускники первой школы, Инна Ивановна Новаковская, директор СШ №3. – По-другому знать было невозможно, ведь уроки всегда были нестандартными, продуманными, интересными. Педагогический стиль Ирины Александровны определялся ее Личностью – яркой, сильной, целеустремленной. В должности директора она раскрылась в полной мере: активная, увлеченная, уверенная в своих силах. Опытный педагог пользовалась заслуженным авторитетом и уважением.

Для молодых коллег это был авторитетный наставник, руководитель-профессионал, учитель, который учил работать и жить во имя и на благо школы, детей, образования, учитель по призванию и по зову сердца, которого знают, помнят и любят!

Сегодня хочется признаться в уважении и любви к замечательному руководителю, человеку больших заслуг – Ирине Александровне Кунигель. Это женщина с огромными лидерскими качествами, организаторскими способностями и мудростью, – перехватывает эстафету признаний Людмила Станиславовна Соловей, директор СШ №2, и обращается непосредственно к своему наставнику: – Я благодарна судьбе, что еще со школьных лет, Вы, Ирина Александровна, были с нами, Вашими учениками, коллегами. Долгие годы все свои силы отдавали работе – были мудрым руководителем! Ваш огромный вклад – бесценен, ведь столько сил, энергии и любви вложено в работу, учеников! Здоровья Вам, положительной энергии и счастья!

Наталья Ивановна Жуковская, нынешний директор той самой СШ №1:

Мне посчастливилось сначала учиться, а потом работать вместе с удивительным, творческим педагогом – Ириной Александровной Кунигель. О ней можно с уверенностью сказать – Учитель-мастер! Под руководством Ирины Александровны я, как молодой учитель, постигала многие приемы и методы организации эффективной работы с учащимися, училась педагогическому такту, умению находить выход из сложных ситуаций, всегда с улыбкой встречать утро каждого дня.

Она всегда готова была помочь, поделиться своим опытом. Я благодарна моему педагогу за оказанную помощь, дельные советы, которые помогли мне стать грамотным специалистом. И сегодня  хочу сказать: «Дорогой мой Учитель, спасибо за то, что Вы научили меня видеть в глазах детей восторг и восхищение от познания чего-то нового, а в душах – искорку доброты и понимания! Ваши уроки жизни – кладезь знаний».

Сначала учеником «первой», затем коллегой-директором, а еще позже – руководителем Ирины Александровны был начальник управления по образованию, спорту и туризму райисполкома А.Н.Климович.

Читаешь одну и ту же книгу в разные годы и по-разному ее воспринимаешь – чем старше, тем глубже. Можно сказать, так произошло и у меня по отношению к Ирине Александровне, которую впервые увидел в девятом классе, когда в класс химии вести урок пришла новая молодая, внешне очень интересная учительница.

Восприняли мы ее поначалу легко, потому что и к самому предмету, считая его второстепенным, так относились. Но внезапно после 1-2 урока он стал чуть ли не главным для нас. Мы узнали, что, оказывается, в химии есть задачи, которые необходимо решать! Это было для всех старшеклассников настоящим шоком, но благодаря Ирине Александровне до сих пор помню многие формулы, – погружается в атмосферу конца 70-х Анатолий Николаевич. – Точно такие же кардинальные перемены произошли, как только через год Ирина Александровна стала завучем.

Через много лет, сам возглавив школу, понял, насколько Александру Адамовичу Литвину повезло, имея за спиной такого мощного заместителя, которая серьезно занималась всем учебно-воспитательным процессом, подходила грамотно и ответственно как к своему предмету, так и к административной работе. И этот положительный заряд передавался на огромный школьный коллектив, где только педагогов было около 70 человек.

Начальник управления по образованию сегодня, уже как профессионал, оценивает уровень подготовки выпускников – у ребят тех лет не возникало особых проблем с поступлением, хотя конкурсы были не в пример нынешним. 90% его одноклассников получили высшее образование – без репетиторов, со школьными знаниями, которые давали сильные учителя. С позиции своей нынешней должности, а И.А.Кунигель работала в подчинении А.Н.Климовича шесть лет, мой собеседник отмечает те ее черты, о которых, скорее всего, знают немногие:

Сформировавшаяся со школьных времен высокая степень уважения к этому человеку у меня осталась до сих пор. Подкупает ее спокойствие,  амбициозность, элегантность, женская мудрость. За образом «железной леди», который закрепился с первых лет работы за Ириной Александровной, скрывается добрый, неконфликтный человек.

Она всегда брала на себя ответственность за подчиненных, не подставляя их под удар вышестоящего начальства. И иногда люди этим пользовались…

Экзамен длиною в жизнь

Как на протяжении 33 лет работы сначала завучем, а затем без малого два десятка лет директором у И.А.Кунигель получалось совмещать работу руководителя, секретаря первичной партийной организации с полноценным обучением ребят химии, которой она не изменила ни на день, мне так никто и не сказал. Наверное, этот секрет известен только самому педагогу. Одной любовью к своей профессии его вряд ли можно объяснить.

Да и зачем искать какие-то слова, если все давно сформулировала сама Ирина Александровна: «Я должна делиться тем, что знаю, что мне дано. Не держать знания у себя, а отдавать другим». Вот почему до сих пор у нее есть ученики. Давно можно было бы не заниматься с юношами и девушками подготовкой к тестированию, но разве способна она отказать в просьбе бывшим коллегам или тем выпускникам, которые остались в родном городе, помочь перед поступлением их детям?! Ведь сама помнит, как важно сделать все от тебя зависящее, чтобы исполнить мечту стать студентом.

Сегодня не в одном и не в двух городах нашей страны работают врачи, которые справились с тестированием и набрали высокие баллы, – без них невозможно пройти в медицинский вуз. Экзамены сменились ЦТ, а она как объясняла не похожим на стиль учебников понятным языком свой сложный предмет, так и объясняет.

Потому что так учили ее, потому что дело не в зазубривании терминов и формул, а в понимании. Об этом, если побеседовать с самой Ириной Александровной, можно написать целую главу научно-популярной книги, а о ней самой, как подметила во время работы в школе Л.В.Мелешко, целую повесть:

Изящества, иронии, отваги

Хватило бы у Вас –

на семерых.

Достойны Вы и повести,

и саги,

Тут явно слаб мой

дилетантский стих.

Кстати, Лилия Викторовна еще не однажды адресовывала моей сегодняшней героине стихотворные строки, подчеркивающие отношение к ней коллег, дающие точную и образную характеристику:

Учитель милостью Божьей,

Руководитель мудрый…

Хотим быть на Вас похожими,

Но это ужасно трудно.

Вы без суеты энергичны,

Точны и конкретны в делах,

Изящно-дипломатичны,

С иронией легкой в глазах.

Эти и другие стихи, написанные на поздравительных открытках, хранятся у Ирины Александровны вместе с различными памятными бумагами. Особое место в них занимают награды в большинстве своем грамоты не ниже областного уровня, и почетный знак «Отличник образования». Каждая из них – как оценка за очередной сданный экзамен, как доказательство того, что нет остановок и передышек, а только постоянный труд.

И сегодняшнее ее репетиторство, официальное, ни от кого не скрываемое, ведь авторитет весомее кошелька, – это тоже экзамен. Перед собой. Потому что если человек не ставит себе все новые и новые задачи, избегает сложностей, он останавливается в развитии. А она – не из тех. Потому интересны дела не только родных внучки и троих внуков, друг за другом вступающих в самостоятельную жизнь, но и их ровесников, у которых, помимо выполненных заданий, успевает поинтересоваться причиной плохого настроения или, наоборот, откровенно веселого расположения духа.

Не из праздного любопытства, а потому что учитель в ее понимании – всегда воспитатель. И дельный совет в нужный момент порой может изменить у подростка если не жизнь, то отношение к ее сюрпризам и испытаниям – точно. В химии вещество, способное отдавать электроны другому веществу, называют «восстановитель». Правда, рифмуется с «учитель»?

Если Ирина Александровна дочитала мое длинное «сочинение на заданную тему» до этих строк, то, представляю, что, как человек скромный, глубокий, тонко чувствующий и очень интеллигентный, резюмировала: «Просто я не могу иначе!» И это правда. Правда и то, что своим ученикам она открывает двери с прической и макияжем, в платье и туфлях. И то, что 30 июня Ирину Александровну не будет трогать никто из ее близких.

Спросите, что за день такой особый? Дело не в дате, она может меняться в зависимости от того, на какое число выпадает ЦТ. Ведь тогда учитель на связи со своими абитуриентами, его сдающими – сначала мысленно, потом – по телефону. Это их общий день, общие переживания, доверительные и сокровенные…

А у нас, ее бывших учеников, есть своя правда, которая сегодня прозвучит, как очередное признание: встречая Вас, Ирина Александровна, мы поднимаем голову, выпрямляем плечи, мысленно вспоминаем, как вы­глядим, и… теряемся в догадках: сколько же лет этой женщине, которую пенсионеркой назвать даже язык не поворачивается. И только осознание, что самим уже «за…» подсказывает – время идет, отсчитывая за годом год…

Ее «периодическая система»

От юбилейных дней рождения не уйти, не убежать, не скрыться. Один из них для этой женщины (которая всегда – с большой буквы!), руководителя (пусть и в прошлом!), учителя (и тогда, и сейчас!), человека (мамы, тещи, бабушки!) – завтра. Рядом будут самые родные – дочери Татьяна и Светлана, понимающие и поддерживающие ее, выбравшие в своей жизни мамину профессию и не подведшие ее ни разу, а только радующие своими успехами, и их семьи.

Среди этой большой и дружной компании у Ирины Александровны тоже огромный авторитет, но он замешан совсем на других отношениях. Не зря же все чаще звучит утверждение, что любые человеческие контакты – это чистая химия. В них свои реакции, свои связи, формулы, задачи. Когда дочки были маленькими, это было одно. А с появлением в семье новых членов, система стала меняться. Какое место все они занимали и занимают в ее насыщенной разнообразием жизни, где приходилось ежедневно отдавать всю себя то тому, то другому?

А взгляните на Периодическую систему Дмитрия Менделеева. Все элементы собраны в группы. Каждая из них важна по-своему и востребована в определенных обстоятельствах. А все вместе они составляют единое целое.

Яркая, цельная, востребованная, самодостаточная личность может существовать только в подобной системе. И пускай, дорогая Ирина Александровна, так будет всегда, пусть жизнь Ваша будет наполненной и интересной! Пусть дальше разрастается Ваша семья, украшая обычную повседневность новыми красками и впечатлениями! Здоровья Вам, благополучия и счастья!

Жанна Гордиевич.

Фото из семейного архива.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *