Забастовка и митинг: правовые основания и ответственность

 

Позволить себе забастовку может не каждый трудовой коллектив: есть ограничения как в организации, так и в участии. А если мотивы забастовки общественно-политические, то это скорее уже митинг или иное массовое мероприятие. Разберемся, в чем их отличие и когда наступает ответственность.

Понятие забастовки определено в ч.1 ст.388 Трудового кодекса Республики Беларусь. Забастовка – временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Таким образом, это один из способов разрешения коллективного трудового спора.

Из приведенного выше определения следует выделить следующие элементы, которые характеризуют забастовку:

проводится в трудовом коллективе;

имеет временный характер;

предполагает только добровольное участие;

преследует цель – разрешить трудовой спор.

При этом ст.377 ТК определяет, что коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, дополнения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

О проведении забастовки работники предварительно сообщают нанимателю. Причем письменно и в определенный срок – за две недели до ее начала (ч. 1 ст. 390 ТК).

Забастовка не означает парализацию всего трудового процесса. В ходе ее работники должны выполнять необходимый минимум работ (услуг). Его обычно указывают в коллективном договоре. При отсутствии коллективного договора минимум необходимых работ (услуг) определяется соглашением сторон в пятидневный срок с момента принятия решения о проведении забастовки. В случае возникновения разногласий между сторонами по минимуму необходимых работ (услуг) он устанавливается до начала забастовки местным исполнительным и распорядительным органом, решение которого является обязательным для сторон.

Кроме того, работники обязаны сделать все возможное, чтобы соблюсти закон и общественный порядок, не навредить имуществу (ч. 1 ст. 392 ТК).

Во время забастовки трудовой спор разрешают путем переговоров.

Право на забастовку гарантировано Конституцией Республики Беларусь, но имеет определенные ограничения (ч. 3 ст. 41 Конституции).

Так, запрещено участвовать в них:

- госслужащим (подп. 1.4 п. 1 ст. 22 Закона Республики Беларусь "О государственной службе в Республике Беларусь");

- военнослужащим (ч. 3 ст. 7 Закона "О статусе военнослужащих");

- персоналу гражданской авиации воздушного движения и управления полетами (ч. 5 ст. 36 Воздушного кодекса Республики Беларусь);

- работникам органов по чрезвычайным ситуациям (абз. 2 ч. 1 п. 113 Положения о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь", утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 11.01.2013 N 22);

- работникам городского электротранспорта и метрополитена (ст. 30 Закона "О городском электрическом транспорте и метрополитене") и пр.

Кроме того, политические требования в ходе забастовки могут стать основанием для признания ее незаконной. В частности, если они угрожают национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения, правам и свободам других лиц. Решение о признании забастовки незаконной принимается областным (Минским городским) судом по заявлению нанимателя или прокурора и является обязательным для немедленного исполнения работниками. Иными словами, после вступления в силу решения они обязаны приступить к работе (п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 395 ТК).

За участие в незаконной забастовке предусмотрена дисциплинарная ответственность, а если она препятствовала иным работникам выполнять свои трудовые обязанности, то еще и административная. Таким образом, можно не только потерять работу, но и получить штраф от 20 до 50 БВ (п. 4 ч. 1 ст. 198 ТК, ч. 3 ст. 9.18 КоАП).

Публичное выражение общественно-политических интересов не должно производиться путем забастовки. Для этого предусмотрены такие массовые мероприятия как митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование. Отличаются они лишь порядком проведения, например, митинг предполагает массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, а уличное шествие – их организованное движение по пешеходной или проезжей части улицы, площади (абз. 5, 6 ст. 2 Закона о массовых мероприятиях).

Целями этих массовых мероприятий являются не только выражение общественно-политических настроений, но и: привлечение внимания к каким-либо проблемам; выражение гражданами отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций; решение вопросов, затрагивающих интересы граждан; протест.

Ограничений по участникам в митингах нет. Даже военнослужащие могут их себе позволить, но только в свободное от службы время (ч. 2 ст. 7 Закона о статусе военнослужащих).

Организаторами этих массовых мероприятий могут выступать граждане при условии, что в них будут участвовать не более тысячи человек. Организовывать массовые мероприятия с количеством участников свыше тысячи могут только политические партии, профессиональные союзы и иные организации (ч. 2 ст. 4 Закона о массовых мероприятиях).

Запрещено привлекать к участию в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации и пикетировании граждан за материальное вознаграждение (ч. 4 ст. 10 Закона о массовых мероприятиях).

Для проведения массового мероприятия нужно заблаговременно (за 15 дней до планируемой даты) подать в исполком заявление с обязательством организаторов об их ответственности. О принятом решении исполком уведомит организаторов за 5 дней до планируемой даты (ч. 1 ст. 6 Закона о массовых мероприятиях).

При этом организаторам придется учитывать некоторые ограничения. Так, проводить митинг или уличное шествие можно только с 8 до 22 часов. Запрещено проведение массовых мероприятий у зданий республиканских органов государственного управления, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений, судов, органов прокуратуры, территорий организаций, обеспечивающих обороноспособность, безопасность государства и жизнедеятельность населения (общественный транспорт, предприятия водо-, тепло- и энергообеспечения, учреждения дошкольного образования, учреждения общего среднего образования) – абз. 5 ч. 3, ч. 6 ст. 9 Закона о массовых мероприятиях.

Также запрещено препятствовать движению транспорта и пешеходов; устанавливать палатки, иные временные сооружения; препятствовать сотрудникам ОВД выполнять служебные обязанности; пользоваться незарегистрированными флагами, вымпелами и пр.

Кроме того, организаторам придется заключить договоры и оплатить (ч. 3 ст. 6 Закона о массовых мероприятиях): услуги по охране общественного порядка (их оказывают ОВД); расходы, связанные с медицинским обслуживанием, уборкой территории после проведения мероприятия; другие обстоятельства, влияющие на обеспечение общественной безопасности.

Если все требования по организации и участию в массовом мероприятии соблюдены, то оно считается санкционированным, т.е. разрешенным, законным. Если порядок нарушен, наступает ответственность. В зависимости от последствий - административная или уголовная.

Например, за участие в несанкционированном митинге участнику грозит предупреждение, или административный штраф до 30 б.в., или административный арест (ч. 1 ст. 23.34 КоАП). Если он участвовал в нем за деньги, то штраф от 30 до 50 б.в. или административный арест (ч. 4 ст. 23.34 КоАП).

Если в ходе несанкционированного массового мероприятия причинены телесные повреждения окружающим или нанесен ущерб в крупном размере, то наступает уголовная ответственность. Это арест либо ограничение или лишение свободы на срок до трех лет (ст. 369-3 УК).

Агрессивное поведение группы людей в ходе несанкционированного мероприятия в виде совместного вооруженного сопротивления представителям власти, поджогов, погромов, насилия над окружающими или уничтожении имущества признают массовыми беспорядками. Такие действия могут повлечь за собой лишение свободы на срок от 3 до 8 лет (ч. 2 ст. 293 УК).

Ответственность организаторов регулируется теми же нормами, однако наказание предусмотрено более строгое. Например, организация или призыв к организации несанкционированного массового мероприятия может повлечь за собой штраф от 20 до 40 б.в. или административный арест, а для юридического лица - от 20 до 100 б.в. (ч. 2 ст. 23.34 КоАП).

Валентина Лебедько,

заместитель прокурора Клецкого района.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *