Жанна Гордиевич. Какое семя прорастет?

Хотите – верьте, хотите – не верьте, но нередко написать материал журналисту помогает сама жизнь. Свои мозаичные паззлы она преподносит нам каждый день во всевозможных вариациях, они до определенного момента накапливаются, и в нужное время их остается собрать в одну общую картинку, чтобы предложить взыскательному читателю для размышления над этой самой жизнью и нашей ролью в ней.
Завершающим паззлом был сегодняшний обед. Открыв ёмкость с пряной морковью, обнаружила среди оранжевых цилиндриков мякоти витаминного овоща парашютик одуванчика. Какой же путь нужно было преодолеть семечку этого настоящего рекордиста по рассеванию, чтобы залететь в помещение столовой, где готовятся салаты! Как продуманно устроено природой сохранение этого сорнякового вида на земле – семена разносятся ветром на сотни метров от «родителей», чтобы в новом поколении порадовать наш глаз маленькими желтыми солнышками на зеленом ковре травы. Я к кулинарам не в претензии, в конце концов, одуванчиковые салаты едят и без присутствия в них морковных ингредиентов. Но вот центр города все же находится вдалеке от ближайшего цветочного луга, где у отцветших диких растений появляются семена, а трава у нас на газонах как будто скошена…
Тут же всплывает в памяти паззл второй – позавчерашний. Красный свет светофора на городском перекрестке улиц Победы и Советская дал возможность бросить взгляд по сторонам. Почему-то он уперся в торчащие трубочки одуванчиков, на днях распрощавшихся со своей пушистой шевелюрой. Они так нелепо смотрелись по обе стороны улицы в нескольких метрах от высаженных клумб, что цветов мне стало жалко. Как и труда тех, кто их высаживал, потому что каждый стебелек нужно взять в руки и ими же опустить в землю, а потом еще и умастить для основательности. А справиться с одуванчиками – это дело техники, точнее – простой газонокосилки. Хотя, конечно, и так можно жить, если на это не обращать внимания.
Но человеку свойственно подмечать, поражаться красотой, удивляться бесхозяйственности. Паззл на эту тему был привезен из прошлогодней командировки в Подмосковье. О том, что за переездом через рубеж в придорожной полосе проблематично найти благоустроенное место для отдыха, знает каждый, кто там бывал. Но разговор не об этом. Тогда, в начале мая, поразил подход к уборке прошлогодней травы «по пояс». В отдельных местах она, обугленная, так и осталась стоять, предательски свидетельствуя, что от подкашивания отказались еще годом раньше, а, может, и двумя – кто знает. Трава сжигалась вдоль дорог и на полях, потому что скашивать ее не для кого, да и свежую скармливать некому, но это еще одна отдельная тема. Были заметны обгоревшие нижние ветки деревьев, которым «посчастливилось» попасть под решение вопроса с помощью одной спички. Так вот, поля эти напоминали больное тело, обросшее бесчисленным количеством бородавок. Мы думали, что отказавшихся обрабатывать землю людей заменили кроты. Ошиблись, «бородавки» появились благодаря кропотливому труду армии муравьев, в чем можно было убедиться, выйдя из машины и спустившись с дороги вниз. Местные люди рассказали, что с распадом сельхозпредприятий такая картина стала нормой, потому что на земле работать некому, а ее новые богатые владельцы готовы сдавать поля и луга в аренду под перспективное производство только за баснословные деньги. Честно говоря, в голове такое не укладывалось, потому что у «гуляй-поля» не видно было ни конца ни края.
Не впечатлил порядком и сам райцентр, где мы остановились на пару дней. Да, благоустройством там занимаются, улицы заасфальтированы, тротуары в плитке, но при входе в местный городской парк чувствуешь себя посетителем лесного массива с покрытыми асфальтом тропинками среди всевозможного девственно нетронутого разнотравья, а в частном секторе горы мусора лежат по обе стороны заборов, что рядом с по-хозяйски прибранными участками смотрится еще более контрастно. Обидно, контрасты не слишком часто встречались, все больше – антисанитария.
Удивительнее всего, что даже люди, представляющие власть, узнав, откуда мы приехали, отмечали порядок на белорусской земле, которым не могут похвастаться они, но не комплексовали по поводу собственной бесхозяйственности, просто констатировали факт, принимая его как неизбежную данность.
Обо всем этом не хотелось вспоминать для широкого круга читателей, пока ровно через год не выпал новый паззл, только с точностью до наоборот. И говорю о том с гордостью, потому что случилось это на белорусской земле – в конце апреля, на Гродненщине. В программе нашего семинара была экскурсия по Гродненскому району с посещением сельскохозяйственного производственного кооператива им.В.И.Кремко. Пейзаж за окном везде одинаков: ровные засеянные от края до края поля, складывается впечатление, что, вспахивая их рядом с лесом, трактора задевают по всей длине крайней полосы ветки деревьев, нет многометровых отступов от дороги, придорожная линия одинаково узкая и идеально подкошенная, столбы линий электропередач не выглядят бородатыми старцами, смиренно, иной раз безнадежно ожидающими «парикмахеров». В центральной усадьбе СПК агрогородке Квасовка нет излишеств, но ничто отрицательное не цепляет глаз, чувствуется хозяйский подход во всем от центра до окраин. Объяснение всему дал председатель – сын былого руководителя хозяйства С.В.Кремко: «Стыдно же будет смотреть в глаза нашим родителям, если мы, молодые и сильные, позволим себе расслабиться и утратить то, во что была вложена вся трудовая жизнь старшего поколения». Поэтому и традиции содержать в порядке место, где обитаешь, живы, и люди относятся к этому трепетно, с заботой, с пониманием, что иначе быть не должно.
И в завершение паззл, который уместен в промежутке между любыми другими. Отец с сыном устанавливают забор. Молодой мужчина поторапливает, мол, что ты, батька, все примеряешь бесконечно, присматриваешься то справа, то слева, будто дом ставить собираешься, а не сетку между своими и соседскими грядками натягивать. На что приученный с детства к основательности отец отвечает: «Стыдно же перед людьми будет, если скособочу. Нужно толково делать, коль берешься!».
У нас есть разные пути движения. Можно идти вперед, можно ходить по кругу и ни на шаг не продвинуться в жизни дальше, а можно и совсем откатиться далеко назад. От традиций предков дочиста выметать избу и двор, от совестливости перед людьми, тебя окружающими, от желания сегодня сделать больше, чем вчера, и гордиться сделанным. Но какими ценностями мы тогда «обрастем», какое семя посадим и что пожнем? И простят ли нам это предки и потомки?


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *