Программа социально-экономического развития страны на 2011–2015 гг. – новое лицо Белорусского государства

6–7 декабря 2010 г. в Минске состоится IV Всебелорусское народное собрание. Избранные народом 2500 участников собрания со всех уголков страны подведут итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в текущем пятилетии и обсудят основные положения Программы социально-экономического развития страны на 2011–2015 гг.
Главная цель социально-экономиче¬ского развития страны в предстоящем пятилетии – дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,8 раза на основе обеспечения роста: ВВП – 162–168%; производительности труда – 163–168%; объемов промышленного производства – 154–160%; сельского хозяйства – 139–145%; услуг – 196–203%; удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 21% в 2015 году; инвестиций в основной капитал за пятилетие – 190–197%, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест. Реализация поставленной цели потребует концентрации ресурсов на следующих приоритетных направлениях: развитие человеческого потенциала; предпринимательство и инициатива; инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств; рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; устойчивое развитие регионов; качест¬венное и доступное жилье; эффективный агропромышленный комплекс.
В развитии человеческого потенциала важнейшую роль играет проводимая государством социальная политика. Основная ее цель в новом пятилетии – повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективно¬сти функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Демографическая политика будет направлена на повышение ожидаемой продолжительности жизни и уровня рождаемости населения. В целях повышения рождаемо¬сти и укрепления семьи предусматриваются поэтапное увеличение размеров пособий и иных выплат в связи с рождением детей, увязка величины пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет с количеством детей. Будут улучшены условия для сочетания родителями семейных и профессиональных обязанностей. Предстоит также усовершенствовать систему помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий на основе развития системы строительных сбережений и ипотеки. Реализация названных направлений демографической политики позволит стабилизировать численность населения республики на уровне 9,4 млн. человек, увеличить ожидаемую продолжительность жизни с 71 года до 72–73 лет в 2015 году.
Основными задачами в социально-трудовой сфере определены эффективность использования трудовых ресурсов и конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда. Необходимо не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд. Продолжится рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан. Предполагается повысить доступность социального обслуживания для нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов. Планируется обеспечить за пятилетие рост реального размера пенсий по возрасту в 1,8–1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан.
Закладываемые высокие темпы роста реальной заработной платы (в 1,8–1,9 раза) обусловлены в том числе необходимостью недопущения оттока высококвалифицированных кадров из страны, повышения внутреннего потребительского спроса, приближения средней заработной платы в 2015 году к ее уровню в сопредельных европейских странах.
Основной задачей развития здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от места его жительства. Предусматривается, что медицинская помощь для граждан Республики Беларусь останется общедоступной и бесплатной, а ее качество, техническая оснащенность учреждений здравоохранения будут соответствовать уровню развитых стран. Первоочередными задачами в сфере образования являются повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития.
Приоритетом остается улучшение жилищных условий населения, обеспечение доступности жилья и услуг жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с социальными стандартами. Государство будет и впредь помогать гражданам строить собственное жилье по приемлемым для населения ценам, улучшать его комфортность и качество жилищно-коммунальных услуг. Уровень обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя составит не менее 27–28 кв.м в 2015 году (в 2010 году – 24,1кв.м).
Особое внимание в предстоящем пятилетии будет уделено сфере культуры, физической культуре и спорту, туризму. Это важно как для духовного и физического развития граждан, так и для создания соответствующего имиджа страны на мировой арене. Молодежная политика государства будет направлена на создание условий для всестороннего и гармоничного развития молодых граждан страны, активное их включение во все сферы жизнедеятельности общества.
В новой пятилетке особое внимание будет уделено приданию новых импульсов и созданию стимулов для экономического рос-та на основе либерализации условий экономической деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности, формирования благоприятного бизнес-климата. Для повышения эффективности работы предприятий, сокращения объемов их субсидирования, увеличения притока прямых иностранных инвестиций планируется активизировать процессы приватизации, оптимизировать структуру государственной собственности. При этом приоритетным условием при продаже объектов государственной собственности должно стать соблюдение долгосрочных национальных экономических интересов.
Основная задача в сфере предпринимательства – создание условий для его динамичного развития. Развитие малого и среднего предпринимательства позволит создать средний класс, повысить гибкость и эффективность экономики, активизировать деловую активность и обеспечить рост доходов населения. В динамичном развитии страны важная роль отводится бюджетно-налоговой политике. Основная ее цель на предстоящее пятилетие – повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономиче¬ски безопасном уровне.
Денежно-кредитная политика будет содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов роста в экономике путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, поддержания финансовой стабильности, проведения эффективной монетарной политики. Для обеспечения устойчивого экономического роста в республике и привлечения внешних и внутренних инвестиций предусматривается дальнейшее развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов, лизинговых и небанковских кредитно-финансовых организаций, инвестиционных и иных фондов.
Продолжится совершенствование ценовой политики. Основными ее задачами являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование механизмов государственного ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики, повышения качества и конкурентоспособности продукции. Государственное регулирование цен будет сохранено на ограниченный перечень товаров (работ, услуг), продукцию организаций-монополистов и отдельные, определяющие жизненный уровень населения социально значимые товары, в том числе лекарственные средства, жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению.
Главный путь достижения наших целей – перевод экономики на инновационное развитие, модернизация ее на базе современных ресурсосберегающих технологий и техники, повышение уровня конкурентоспособности при максимальном использовании имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ. Планируется уделить большое внимание развитию инновационных производств, использующих наукоемкие технологии: телекоммуникации, информационные технологии, приборостроение, производство микроэлектроники, высокоточное машиностроение, производство измерительных приборов, светодиодной техники, техники на основе лазерных технологий, нанотехники и наноматериалов, систем искусственного интеллекта. Инвестиционная политика в предстоящем пятилетии будет нацелена на модернизацию существующих и создание более одного миллиона новых рабочих мест, внедрение современных технологий и оснащение производств передовым оборудованием. Это позволит обеспечить соответствие качества выпускаемой промышленной продукции уровню действующих и перспективных требований стран ЕС.
Переход к инновационному типу развития требует соответствующей стратегии развития реального сектора экономики, повышения его эффективности и совершенствования структуры на основе приоритетного развития наукоемких видов производств, рационального использования внутренних ресурсов, снижения импортоемкости производства.
Главными задачами развития промышленного производства являются: повышение его технического и технологического уровня на основе быстрого обновления основных средств; создание и развитие конкурентоспособных производств; наращивание выпуска высококачественных и востребованных на рынках товаров. Решение этих задач во многом будет зависеть от того, насколько эффективно промышленный комплекс страны будет интегрироваться в мировую хозяйственную систему на основе развития кооперационных и других связей с ведущими зарубежными компаниями и транснациональными корпорациями.
Особое внимание будет уделено развитию топливно-энергетического комплекса. В числе государственных приоритетов в топливно-энергетической сфере – поиск и промышленная эксплуатация альтернативных источников энергии на основе современных мировых технологий.
Энергоемкость ВВП должна снизиться на 29–32%, глубина переработки нефти вырастет до 90–92%, использование местных видов топлива и возобновляемых источников энергии в балансе котельно-печного топлива увеличится до 28–30%. В целях обеспечения энергетической безопасности страны планируется приступить к строительству АЭС. Для Беларуси, испытывающей острый дефицит органических энергоносителей, создание собственной атомной энергетики становится практически безальтернативным вариантом гарантии национальной безопасности и условием недопущения кризисных ситуаций в энергообеспечении страны. Введение в энергобаланс АЭС суммарной электрической мощностью 2 тыс. МВт позволит удовлетворить около 25% потребностей страны в электроэнергии и приведет к снижению ее себестоимости на 13% за счет сокращения затрат на топливо.
Важнейшей задачей развития сельского хозяйства является формирование конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного производства сельскохозяйственной продукции, обеспечивающего в полном объеме внутренние потребности страны, наращивание экспортного потенциала, а также увеличение рентабельности продаж. Для устойчивого развития аграрной отрасли стратегическим направлением должна стать интенсификация производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, инновационной деятельности. Дальнейшее развитие получит социальная инфраструктура на селе. Своеобразными «локомотивами» производственной и социальной жизни должны стать агрогородки. В сельской местности, особенно в агрогородках, предстоит активнее развивать перерабатывающие производства, ремесла, малый бизнес, агроэкотуризм.
Дальнейший экономический рост в республике будет достигаться и за счет динамичного развития сферы услуг. Главная задача развития сферы услуг – обеспечение населения вне зависимости от места проживания высококачественными услугами мирового уровня по доступным ценам. Особое внимание будет уделено приоритетным отраслям – информационным, телекоммуникационным, финансовым, логистиче¬ским, а также социальным услугам, повышающим качество жизни населения. Важными секторами сферы услуг выступают транспорт и связь. Основные задачи развития транспорта – повышение конкурентоспособности отечественных транспортных услуг на мировых рынках, рост их экспорта и эффективное использование международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Беларуси. В сфере услуг связи к концу 2015 года до 99,8% увеличится охват населения цифровым телевизионным вещанием с применением новых высокотехнологичных средств связи, до 3,5 млн. человек станут абонентами и пользователями стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет. Будет обеспечено внедрение передовых информационных технологий в органах государственного управления, реальном секторе, торговле, здравоохранении, образовании и других сферах жизни, что позволит значительно повысить производительность труда и качество жизни населения республики.
В области внешнеэкономической деятельности особое внимание будет уделено повышению эффективности внешнеторговых связей и обеспечению их сбалансированности. Региональная политика будет нацелена на максимально эффективное использование возможностей регионов с учетом специфики климатических, экономиче¬ских, человеческих ресурсов. Основная ее цель – повышение уровня жизни населения, рациональное использование производственного, ресурсного и кадрового потенциала регионов, обеспечение устойчивого развития территорий, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения независимо от места проживания.
В предстоящей пятилетке особое внимание будет уделено экологической политике, направленной на обеспечение экологической безопасности, эффективное использование природных ресурсов при сохранении целост¬ности природных комплексов, в том числе уникальных. Одна из основных задач развития страны состоит в обеспечении ее экономической безопасности.
Главным результатом социально-экономического развития страны в 2011–2015 гг. станет дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения. Прогнозируется, что Беларусь не позднее 2015 года войдет в число 50-ти стран с наиболее высоким уровнем развития человече¬ского потенциала. В стране изменится технологическая и отраслевая структура экономики – она станет более наукоемкой, основанной на значительно возросшей доле высокотехнологичных отраслей и производств, что станет возможным благодаря созданию национальной инновационной системы. В экономике произойдет переход к быстрому обновлению основных средств.
Достижение намеченных целевых ориентиров позволит увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс.долл. в 2010 году до 26–27 тыс.долл. в 2015 году, а производительность труда в расчете на одного занятого – с 26,2 тыс.долл. до 49–51 тыс.долл. Экономический уровень развития Беларуси к концу пятилетия будет сопоставимым со средней европейской страной. Качество жизни населения приблизится к европейскому уровню социальных стандартов.

Отдел идеологической работы райисполкома по материалам
Информационно-аналитического центра при Администрации
Президента Республики Беларусь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *