Равноправие женщин и мужчин. Возможно ли это?

О гендерной политике сегодня говорят много. Впервые о ней услышала на курсах повышения квалификации. И вот районная газета предложила нам новый проект, приглашая включиться в обсуждение данного вопроса. Журналист Ирина Уласень очень тонко и, по моему мнению, довольно справедливо коснулась темы гендерной социализации. Хочется продолжить разговор, остановившись на ней в отрасли образования. Этот институт, наряду с другими понятиями, определяет гендерные отношения и в учебных заведениях, а в связи с этим – имеющиеся у людей возможности личного, гражданского и профессионального выбора. Данный процесс, на мой взгляд, не является явной или намеренной целью, и, тем не менее, образовательные учреждения преподносят влиятельные уроки гендерных отношений. Ни для кого не секрет, что особенности социального устройства учреждения образования существуют давно, демонстрируя на своём примере неравный статус женщин и мужчин. Как правило, преподаватель, секретарь и обслуживающий персонал – женщина, а директор школы или ректор университета – мужчина. Педагогический состав учреждений начального и среднего образования на 90 процентов состоит из прекрасной половины, а с повышением статуса образовательного заведения от детского сада к университету число «педагогинь» уменьшается. Среди преподавателей ВУЗов мужчины сегодня представляют две трети кадрового состава, а менее оплачиваемый состав научных лабораторий почти наполовину состоит из женщин. А что мы видим сегодня в школе вокруг себя? Только женщин. Пусть простят меня те, кто считает всё-таки педагогику мужским делом. Но могут ли они себя представить в роли учителя танцев, начальных классов, психолога, педагога, работающего с пионерами? Да и вообще, в роли других учителей. Однажды и оптимисты поймут, что прокормить семью становится сложно, к тому же каждодневные планы, отчёты, проверки тетрадей – это что-то из «области женского», как ежедневный макияж и т.п. Те учебные заведения, руководителями которых являются женщины, представляют чрезвычайно важный источник идентификации. Знаю, что большинство педагогов среди школьных предметов важнейшими для мальчиков считают математику, физику, физкультуру, информатику, а для девочек – литературу и историю, обслуживающий труд. Тем самым программируется и выбор профессии в зависимости от пола. Кроме того, в школах и училищах на уроках труда закрепляются стереотипы женской и мужской домашней работы. Соответственные роли усваиваются будущими учителями не только в их семьях, но и в педагогических ВУЗах. Стереотипное изображение мужчин как нормы, активных и успешных, а женщин как невидимок, пассивных и зависимых, – продолжает воспроизводиться в учебных материалах и специализированных источниках, применяемых в обучении на уровне среднего специального и высшего образования. Последствия такой политики я вижу в следующем. Во-первых, учащиеся могут незаметно для самих себя прийти к выводу, что именно мужчины являются стандартом и именно они играют наиболее значимую роль в обществе. Во-вторых, тем самым ограничиваются знания о том, какой вклад внесли женщины в культуру, а также о тех сферах нашей жизни, которые по традиции считаются привилегией прекрасной половины человечества. В-третьих, на индивидуальном уровне стереотипы, содержащиеся в образовательных программах, в большей степени поощряют на достижения мужчин, тогда как женщины принимают модели поведения, в меньшей степени соотносящиеся с лидерством и управлением. Почти все литературные примеры демонстрируют ученикам героизм и самоотверженность мужчин, а женщина представляется слабой, неспособной ничего предпринять. Часто мы, педагоги, стимулируем мальчиков к самовыражению и активности, а девочек – к послушанию и прилежанию, опрятному внешнему виду; с мальчиками чаще проводятся индивидуальные занятия, им посвящается больше времени, чем девочкам. Экзамены в форме тестов, индивидуальные доклады, соревнование за высокие оценки поощряют пресловутую «мужественность». От этого страдают как девочки, так и мальчики, хотя бы потому, что у тех и у других не развиваются навыки критического мышления, умения задавать вопросы, коллективно обсуждать и решать проблемы. Среди мальчиков есть те, кто очень любит разводить цветы, печь пироги, шить и вязать. Но вспомните, как мы обычно реагируем на такое? В семье папа сразу заметит: «Это не мужское дело. Пусть этим занимается твоя сестричка!..». Почему, если мы узнаём, что девочка увлекается моделированием или автомобилями, мы просто-напросто не принимаем этого? Да, возможно существует связь с особенностями нашей физиологии. Девочка – это будущая жена, мать. А где прописано, что женщина должна готовить, стирать, убирать? А если она лучше мужа держит молоток, лучше разбирается в электричестве или бытовой технике?.. Мужчина пришёл с работы и считает, что он выполнил свою роль кормильца семьи. У женщины, пришедшей с работы, начинается «вторая смена». И наши дети копируют устоявшийся стереотип, как мне кажется, рождённый ещё в первобытном обществе. Трудно заставить в классе мальчиков полить цветы, прополоть клумбу, сшить мягкую игрушку, вымыть окна и др. Сразу последует ответ: «Это девчоночье дело!». Но ведь сегодня на дворе XXI век. Я согласна с автором обсуждаемой мною статьи: гендерная политика должна исходить из законов самого государства. Да, хотя бы узаконить равноправный отпуск по уходу за ребёнком для обоих супругов (полтора года – отец, полтора – мать). Почему ходить на родительские собрания – приоритет мам? Почему взять больничный по уходу за больным ребёнком отцу нельзя? Сама столкнулась с подобным. До пяти лет сын очень часто болел простудными заболеваниями, которые сопровождались высокой температурой. Конечно, на меня как на работника смотрели с презрением (не в этом ли и ещё одна гендерная несправедливость, что предпочтение рабочего места отдаётся мужчинам?). Когда мы решили, что будем ухаживать за ребёнком поочерёдно, встал вопрос о том, что папе больничный не положен, и только в том случае выдаётся (так нам объяснили врачи), если мама занимает руководящую должность и не может покинуть предприятие. Конечно, разговоры о гендерной политике не возникли сами по себе, на пустом месте. Это сегодня активно изучается и обсуждается. Возможно, уважаемые читатели, у вас на этот счёт своё мнение. Поэтому не хочется ставить точку. Так о каком равноправии женщин и мужчин мы говорим вот уже столетие? Каким образом нужно воспитывать мальчиков и девочек, чтобы они пересмотрели в будущем Уставы своих предприятий и в целом государственные законы?

Елена Каражан,

внештатный корреспондент райгазеты, д.Заостровечье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *