ИНФОРМАЦИЯ о состоянии преступности, законности и правопорядка в Клецком районе за 2013 год

Прокуратурой Клецкого района проведен анализ состояния преступности, законности  и правопорядка в Клецком районе за 2013 год.

За указанный период на территории Клецкого района зарегистрировано 256 преступлений (аналогичный период 2012 года –  274 преступления), что составило снижение на 18 преступлений (или на 6,6%).

Произошло, в том числе, снижение преступности по линии уголовного розыска – совершено 155 преступлений, что на 8,3% ниже прошлогоднего показателя. Процент раскрываемости составил 70,3, что несколько ниже прошлогоднего, составившего 72,2%.

По целому ряду показателей по отдельным видам и категориям преступлений достигнуты положительные результаты.

Вместе с тем, следует отметить, что криминогенная обстановка в районе остается непростой.

Так, удалось снизить количество преступлений, совершенных лицами в нетрезвом состоянии. Данный показатель составил 67 преступлений (за 2012 год – 89). Удельный вес преступлений, совершенных в нетрезвом состоянии в общеуголовной преступности составляет 36,2%.

Кроме того, в текущем году зафиксировано одно особо тяжкое преступление – умышленное убийство, совершенное на почве семейно – бытовых отношений (2012 год – 1 умышленное убийство).

Практически на том же уровне составляет число тяжких преступлений. За январь – декабрь совершено 12 уголовно-наказуемых деяний указанной категории (2012 год – 15), значительное количество из которых – умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (4 преступления). Следует отметить, что всем тяжким и особо тяжким преступлениям против жизни и здоровья граждан совершенным в текущем году, предшествовала конфликтная ситуация, спровоцированная злоупотреблением спиртными напитками.

Так, например, 05 декабря 2013 года Минским областным судом осужден житель д.Туча Клецкого района Малец В.Н.).  Последний признан виновным в том, что в один из дней января 2013 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения в доме по месту жительства, превысив пределы необходимой обороны, нанес гр-ну Иосько В.П. не менее двадцати ударов кочергой и топором по голове, туловищу и конечностям, причинив телесные повреждения, относящиеся по степени тяжести в своей совокупности по признаку опасности для жизни к категории тяжких телесных повреждений. Как было установлено в ходе предварительного следствия и в судебном заседании, осужденный Малец В.Н. в компании с потерпевшим Иосько В.П. и иными лицами на протяжении нескольких часов употреблял спиртные напитки. Под влиянием алкоголя оказались бесконтрольными основные эмоции участников застолья, вследствие чего в ответ на просьбу сожительницы прекратить употреблять спиртное Малец В.Н. ответил агрессией, нанеся ей удар по лицу, а затем, защищаясь от нападения находящегося в состоянии сильного алкогольного опьянения Иосько В.П., вооружившись кочергой и топором, нанес последнему значительное количество ударов в область головы, туловища и конечностей.

Неосторожная шутка со стороны потерпевшей Шевчук А.Л. была расценена жителем г.Клецка Гуляко И.И. как оскорбление, на которое он ответил насилием, сбросив Шевчук А.Л. со стула и нанеся ей, лежащей на полу, два удара ногой по ногам, причинив телесное повреждение в виде открытого косого перелома большеберцовой кости, относящееся по степени тяжести к категории тяжкого телесного повреждения. Как усматривается из материалов дела, преступление совершено на фоне употребления Гуляко И.И. алкоголя в компании с иными лицами. Приговором суда Клецкого района от 28 мая 2013 года Гуляко И.И. осужден к наказанию в виде четырех лет лишения свободы. При назначении наказания учитывалось предшествующее поведение Гуляко И.И., который нигде не работал, неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, являлся лицом, страдающим хроническим алкоголизмом, состоял на профилактическом учете в ООПП Клецкого РОВД.

В состоянии алкогольного опьянения находилась также жительница д.Секеричи Клецкого района Володько О.И., которая после совместного распития спиртного о своим супругом Володько Ю.А., превысив пределы необходимой обороны, защищая себя от неправомерных действий последнего, связанных с причинением ей  телесных повреждений, нанесла ему ножевое ранение, в результате которого Володько Ю.А. скончался на месте происшествия.

При таких обстоятельствах следует констатировать факт ослабления профилактической работы, направленной на предупреждение тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан как со стороны служб Клецкого РОВД, так и местной исполнительной власти, общественных формирований, в чью компетенцию входят вопросы борьбы с пьянством и алкоголизмом на территории района. В этой связи большое значение имеет профилактика преступлений в состоянии алкогольного опьянения.

Следует отметить, что 2013 года отмечен снижением числа преступлений, совершенных виновными лицами в состоянии алкогольного опьянения. Зафиксировано 67 преступлений указанного вида (2012 год – 89). Однако удельный вес этих преступлений в общеуголовной статистике района достаточно велик, составляет 36,2%, что превышает общеобластной показатель (34,7%). Указанные цифры свидетельствуют о недостаточности принимаемых всеми заинтересованными службами и ведомствами мер по профилактике пьянства среди населения. В состоянии алкогольного опьянения совершено большинство преступлений, сопряженных с совершением насильственных действий. Так, к примеру, на почве пьянства совершены все факты истязаний (2), умышленного причинения менее тяжких и тяжких (при превышении пределов необходимой обороны) телесных повреждений, два из трех фактов угроз убийством, а также убийство при превышении пределов необходимой обороны, о котором упоминалось выше. Преступления, совершенные в связи со злоупотреблением виновными лицами спиртными напитками, свидетельствуют о серьезных недоработках со стороны как службы общественной безопасности Клецкого РОВД, так и со стороны местных органов власти и иных органов и организаций, чья деятельность напрямую связана с профилактикой правонарушений и преступлений, совершенных в нетрезвом состоянии, и алкоголизации населения в целом.

С целью предупреждения более тяжких преступлений на бытовой почве должны активно применяться меры превентивного характера. Однако, как показывает проведенный анализ, из года в год количество возбужденных уголовных дел превентивной направленности уменьшается. Так, если в 2011 году было возбуждено 13 таких дел, то в 2012 – 8. В 2013 году было возбуждено только 7 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.ст.154, 186 УК.

Наиболее криминогенными остаются Синявский сельский совет (в 2013 году совершено 23 преступления, 2012 – 15): мелкое хулиганство – 21, появление в общественном месте в нетрезвом состоянии – 61, самогоноварение – 32, мелкое хищение – 11 правонарушений; Щепичский  (в 2013 году – 25 преступлений, в 2012 – 18): мелкое хулиганство – 14, появление в общественных местах в нетрезвом состоянии – 65, самогоноварение – 11, выявлено мелких хищений – 14; Голынковский (в 2013 году совершено – 11 преступлений, в 2012 году – 5 преступлений): мелкое хулиганство – 3, выявлено мелких хищений – 6; Грицевичский (в 2013 году совершено 18 преступлений, в 2012 году – 13): мелкое хулиганство – 19, появление в общественных местах в нетрезвом состоянии – 46, самогоноварение – 4, выявлено мелких хищений – 11.

Вышеприведенные сведения свидетельствуют о существенных недостатках в работе субъектов профилактики, которые осуществляют свою деятельность на территории вышеперечисленных сельисполкомов и г.Клецка. В соответствии со ст.4 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 год №453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» субъектами профилактики являются, в числе иных органов, органы внутренних дел. Статьей 8 вышеуказанного Закона на субъекты профилактики возложены полномочия по осуществлению в пределах своей компетенции предусмотренных статьей 10 Закона мер общей профилактики правонарушений, а также по осуществлению мер индивидуальной профилактики правонарушений.

Проверкой работы советов ОПОП Краснозвездовского, Морочского, Грицевичского сельских исполнительных комитетов установлено, указанными советами ОПОП проводилась определенная работа по профилактике семейно-бытового насилия. На заседания указанных светов рассматривались вопросы неправомерного поведения конкретных нарушителей семейного благополучия, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и других правонарушителей. Кроме того, заслушивались отчеты руководителей общественных формирований – комиссий по делам несовершеннолетних, комиссий по борьбе с пьянством о проделанной профилактической работе, рассматривались иные вопросы профилактики семейно-бытового насилия, по результатам чего принимались решения рекомендательного характера, направленные на снижение числа совершенных преступлений и правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.

Проверкой установлено, что советом ОПОП Краснозвездоского сельского исполнительного комитета фактически не выполняются те функции, которые возложены на данный субъект профилактики пунктом 16 Типового положения. К примеру, изучение состояния общественного порядка на территории, закрепленной за общественным пунктом, советом ОПОП названного сельисполкома, сводится к ежемесячному рассмотрению вопроса: «Анализ информации, поступившей из РОВД, о состоянии преступности на территории сельсовета». По результатам рассмотрения таких вопросов принимались неконкретные решения, не способные повлиять реально на криминогенную ситуацию на обслуживаемой территории. Следует отметить, что большинство заседаний совета ОПОП проведено без надлежащей подготовки, формально. Принимаемые решения не содержат конкретных мероприятий профилактического характера, в своем большинстве не определяют конкретных исполнителей  и сроков исполнения, а только основаны на общих посылках: «принять к сведению», «продолжить работу», «усилить контроль». Принятие такого рода решений не может надлежащим образом способствовать профилактике правонарушений.

Особенные нарекания вызвала работа совета ОПОП г.Клецка, являющегося советом первичного звена. Так, за 7 месяцев текущего года было поведено всего лишь 4 заседания совета ОПОП, в 2012 год - 5 заседаний. В нарушение требований пункта 19 Типового положения, предусматривающего проведение заседаний советов ОПОП по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, пунктом 17 Положения о составе общественного пункта охраны порядка (не содержит название совета, указания на орган, утвердивший данное Положение, дату его утверждения), предусмотрен созыв заседаний совета ОПОП г.Клецка по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Таким образом, в феврале, апреле, июне 2013 года, а также в феврале, июне-октябре, декабре 2012 года заседания совета ОПОП не проводились.

Вопреки требованиям п.6 Типового положения об общественном пункте охраны порядка Положение совета ОПОП г.Клецка не содержит сведений о его названии, местонахождении, закрепленной за ним территории, председателе, заместителе и секретаре совета общественного пункта, органах территориального общественного самоуправления, добровольных дружинах, коллективах работников организаций, участвующих в его деятельности. Из протоколов заседаний совета данная информация также не вытекает, поскольку присутствующие на заседаниях лица определены в связи с их должностным положением без указания их отношения к составу совета ОПОП. Протоколы заседаний секретарем совета ОПОП не подписаны, чем нарушен пункт 21 Типового положения.

Анализ материалов заседаний совета ОПОП г.Клецка позволил сделать вывод о том, что фактически данные заседания не проводились, либо проводились формально, протоколы оформлялись также формально, материалы к ним прилагались впоследствии. Об этом свидетельствуют следующие обстоятельства.

В качестве лица, присутствующего на заседаниях совета ОПОП в 2013 году, указан Кондратеня В.А., командир добровольной дружины Клецкого комбикормового завода. Вместе с тем, по имеющейся информации, указанное лицо с декабря 2012 года на предприятии не работает, и, соответственно, может возглавлять его общественное формирование – добровольную дружину, а также присутствовать на заседаниях совета ОПОП.

Пунктом 3 решения совета ОПОП от 25.07.2013 года предложено участковому инспектору Гордею В.К. в числе иных УИМ, обслуживающих административные участки в г.Клецке, продолжить работу по профилактике преступлений и правонарушений на территории г.Клецка. Вместе с тем, в указанный период времени Гордей В.К. в должности участкового инспектора милиции не работал в связи с его увольнением из Клецкого РОВД.

Из протокола заседания Совета ОПОП от 17 марта 2013 года следует, что при рассмотрении второго вопроса о проведении профилактической работы с подучетной категорией лиц, проживающих на территории г.Клецка, членами совета ОПОП был выслушан о неправомерном поведении Дигмунтович О.М., как указано в протоколе проживающий в г.Клецке по ул.Мичурина, 9, не работающий. Однако указанное лицо не могло присутствовать на заседании совета ОПОП в указанный период времени в связи с его смертью.

Из протоколов заседаний Совета ОПОП, проведенных в 2012 и истекшем периоде 2013 года, следует, что на каждом из заседаний рассматривались одни и те же вопросы.

Полагаю, данная ситуация стала возможной в силу того, что Клецким районным советом общественных пунктов охраны порядка не выполняется задача по обеспечению согласованной деятельности советов общественных пунктов охраны порядка первичного звена по охране общественного порядка и профилактики правонарушений. Совет ОПОП г.Клецка фактически выпал из поля зрения районного совета общественных пунктов охраны порядка, поскольку в представленных в ходе проверки материалах работы Клецкого районного совета общественных пунктов охраны порядка отсутствует какая-либо информация о деятельности совета ОПОП г.Клецка: положение о об общественном пункте охраны порядка г.Клецка, планы работы, копии протоколов заседаний,  данного субъекта профилактики не представлены.

В соответствии с Положением о Клецком районном совете общественных пунктов охраны порядка его заседания должны проводиться по мере необходимости, но не реже два раза в год, что не соответствует требованиям п.19 Типового положения, и, кроме того, является явно недостаточным. Так, имеется целый ряд проблемных вопросов, в том числе связанных с ростом тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан на территории района. Причины данного роста на заседаниях районного совета ОПОП в текущем году не анализировались и не обсуждались, меры направленные на стабилизацию ситуации в указанном направлении, не разрабатывались и не принимались.

В соответствии со ст.41 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 год №108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполкомы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, осуществляют деятельность по профилактике правонарушений.

Причинами допущенных нарушений являются отсутствие системной работы со стороны ответственных должностных лиц районного совета общественных пунктов охраны порядка, советов ОПОП первичного звена по реализации требований Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года №453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»; ненадлежащее выполнение непосредственными исполнителями запланированных мероприятий, в ряде случаев их бездействие.

Условием, способствовавшим нарушениям законодательства, является низкий уровень контроля со стороны руководства райисполкома за работой подчиненных сотрудников в данном направлении.

Статьей 29 Закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», пунктом 2 Инструкции о порядке организации и ведения профилактического учета в органах внутренних дел, утвержденной Приказом Министра внутренних дел Республики Беларусь №128дсп от 10.05.2010 года (далее – Инструкция) установлены категории граждан, постановка на профилактический учет которых осуществляется ООПП и уголовно-исполнительными инспекциями.

По состоянию на 01.01.2014 года в ООПП Клецкого РОВД состояли на учете 362 лица подучетных категорий, из них 56 человек, повторно совершивших в течение года умышленное административное правонарушение, выразившееся в мелком хулиганстве, 213  лиц, повторно совершивших умышленное административное правонарушение, выразившееся в распитии алкогольных напитков в общественном месте или появлении в общественном месте в пьяном виде, 11 лиц, совершивших преступления, от ответственности за которые они были освобождены по нереабилитирующим основаниям на основании постановлений органа уголовного преследования о прекращении производства по уголовному делу, 23 – освобожденных от уголовной ответственности за совершенные преступления на основании постановлений ОВД о прекращении проверки по делу частного обвинения. На учете в уголовно-исполнительной инспекции по состоянию на 01.01.2014 года состояло 345 лиц, имеющих судимость, из них 115 – осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, 7 человек  отбывших  наказания с отсрочкой исполнения приговора и 9 человек с условным не применением наказания,  2 – состоящих под превентивным надзором, 81 – лиц, подпадающих под действие превентивного надзора.

Профилактическое наблюдение сотрудниками УИИ Клецкого РОВД за лицами, имеющими судимости,  состоящими на профилактическом учете, организовано ненадлежащим образом, поскольку ведение профилактического учета производится с нарушением требований ст.ст.28, 30 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Об этом свидетельствует тот факт, что большинство профилактических дел не содержат сведений о состоянии подучетных лиц на психо- наркологическом учете, как лицо, имеющее непогашенную судимость за тяжкие преступления.

Условия жизни и работы лиц, состоящих на профилактических учетах, сотрудниками УИИ не изучаются, о чем свидетельствует отсутствие в целом ряде учетно-профилактических дел сведений о работе подучетных лиц, характеристик с места их жительства, справок о составе семьи.

Анализ приведенных нарушений позволяет сделать вывод о том, что одной из причин выявленных нарушений явились недобросовестное, небрежное исполнение сотрудниками ООПП, уголовно-исполнительной инспекции Клецкого РОВД, осуществляющих профилактическое наблюдение за подучетными категориями лиц, к выполнению возложенных на них обязанностей.

В свою очередь, основным условием, способствовавшим совершению указанных нарушений, является отсутствие со стороны руководства отдела внутренних дел Клецкого районного исполнительного комитета должного контроля за работой подчиненных сотрудников в части неукоснительного соблюдения ими требований законодательства и надлежащего выполнения возложенных на них обязанностей.

Прокуратурой Клецкого района внесено 11.09.2013 года представление в Клецкий РОВД об устранении нарушений законности в деятельности УИИ Клецкого РОВД причин и условий им способствующих. 9 октября 2013 года прокуратурой района внесено представление в Клецкий РОВД об устранении нарушений в работе Клецкого РОВД по исполнению требований законодательства о предупреждении тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, причин и условий им способствующих.

По результатам рассмотрения представления от 09.10.2013 года Клецким РОВД 6 сотрудников привлечены к материальной ответственности.

Необходимо отметить рост преступлений, совершаемых несовершеннолетними. В течение 2013 года совершено 7 преступлений лицами, не достигшими возраста совершеннолетия (в 2012 году – 5 преступлений). В ряде случаев совершению подростками преступлений способствовала низкая профилактическая работа с неблагополучными семьями.

2013 год отмечен значительным снижением удельного веса рецидивной преступности в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Так, в указанный период времени было совершено 78 преступлений лицами, имеющими непогашенную судимость (2012 год – 95 преступлений), удельный вес составил 42,2% (2012 год – 42,6%). В большей степени снижение уровня рецидивной преступности произошло вследствие снижения числа преступлений, связанных с уклонением от отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы.

Несмотря на то, что по фактам выявленных нарушений в Клецкий райисполком вносилось информации представления, вопрос предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан выносился в прошлом году на рассмотрение районного координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, ситуация в данной работе в лучшую сторону не изменилась.

Раскрываемость преступлений по линии уголовного розыска составила 70,3 %, что выше среднеобластного – 52,3 %. При этом в данный период удалось раскрыть совершенное убийство, причинение тяжких телесных повреждений, что свидетельствует о достаточном уровне работы в данном направлении оперативных подразделений Клецкого РОВД. В числе зарегистрированных преступлений по прежнему преобладают посягательства на собственность, в первую очередь, кражи имущества (115 или 61,7 %). При этом практически каждое второе хищение совершается путем свободного доступа в домовладения граждан.

Основными причинами и условиями, способствующими совершению имущественных преступлений, являются недостаточная техническая укрепленность объектов хранения ТМЦ, подъездов, подвалов, чердаков жилых домов, плохая освещенность дворовых территорий, подъездов, улиц, отсутствие необходимого количества платных автостоянок, парковок и гаражей для хранения автотранспорта; безответственное отношение некоторых руководителей и граждан к обеспечению сохранности имущества.

Нельзя по итогам прошедшего года так же оставить без внимания и факт, совершенных среди жителей Клецкого района и города Клецка суицидов в 2013 года – 11 (в 2012 году – 11).

Проведенный прокуратурой Клецкого района анализ данных фатов показал, что 95 % случаев суицидов совершено через повешенье.

Среди причин суицидов, на первое место выходит факт неудовлетворительных бытовых условий жизни, социальная напряженность, отсутствие социально – психологической поддержки и, как следствие, злоупотребление спиртными напитками.

Учитывая изложенное, необходимо уделить особое внимание информированию населения о наличии экстренных круглосуточных служб психологической помощи, их местонахождению и контактных телефонов. Обеспечить соответствующей печатной продукцией предприятия района.

В 2013 году на территории Клецкого района зарегистрирован рост гибели людей в пожарах (2013 год - в пожарах погибло 4 человека, соответственно 2012 год – 3 человека). Всего по району зарегистрировано 23 пожара. Причиной гибели во всех случаях явилась неосторожность при курении погибших. Трое из четырех погибших находились в состоянии алкогольного опьянения.

Одной из основных причин пожаров (гибели людей в пожарах) является низкая профилактическая работа. Отсутствие системности и плановости в данной работе со стороны субъектов профилактики районного отдела по чрезвычайным ситуациям, местных исполнительных комитетов и других заинтересованных органов, как в индивидуальной профилактической работе с неблагополучными гражданами, так и с юридическими лицами.

В 2013 году на территории Клецкого района зарегистрировано 13 дорожно – транспортных происшествий (2012 – 11), в которых получили телесные повреждения  9 человек и 3 погибли. Основным из видом совершенных дорожно – транспортных происшествий является наезд на пешеходов, велосипедистов (7 случаев, 53,8 %). Основной причиной совершения ДТП явилось превышение или неправильный выбор водителями скоростного режима.

Клецким РОВД выявлено 5219 административных правонарушений, связанных с безопасностью дорожного движения. Из них: 144 – за управление транспортом в состоянии опьянения, 840 – за нарушение скоростного режима, 212 - по фактам управления автотранспортом лицом, не имеющим документов на управление.

Вместе с тем, рост числа ДТП в 2013 году нарушений правил дорожного движения свидетельствует о недостаточности и о неэффективности профилактических мероприятий, количества ДТП и совершаемых правонарушений, как по вине водителей, так и участников дорожного движения. Необходимо сотрудникам Клецкого РОВД осуществлять свою работу не на количество выявленных правонарушений, а на предупреждение их совершения.

В порядке осуществления надзора за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратурой района в 2013 году уделялось большое внимание состоянию законности на предприятиях и организациях района, и с этой целью были организованы и проведены проверки исполнения требований законодательства об обращениях граждан, трудового, земельного и  природоохранного законодательства, а так же исполнение требований Директив Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», от 27.12.2006 № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», от 14.06.2007 года № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства».

Прокуратурой Клецкого района в ходе проверки, проведенной на основании предписания №2 от 27.02.2013г. в соответствии с пунктом 767 координационного плана контрольной (надзорной) деятельности по Минской области на первое полугодие 2013г., установлены нарушения в КУП «Клецкое ЖКХ».

Согласно ст.3 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008г. №453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» одним из основных принципов деятельности по профилактике правонарушений является принцип скоординированности действий и оперативного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений, других государственных органов (организаций), иных организаций. В соответствии с ч.2 ст.4 указанного Закона все организации должны оказывать субъектам профилактики правонарушений в пределах своей компетенции содействие в реализации целей и задач в области профилактики правонарушений.

В КУП «Клецкое ЖКХ» действует комиссия по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Работа комиссии регламентируется Положением о комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом, однако положение не соответствовала действующему законодательству.

В указанных целях комиссией ежегодно разрабатываются планы работы комиссии. Однако подход к разработке планов работы комиссии формален.

Планы работы комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом на  2012 и 2013 годы не в полной мере отражают специфику деятельности комиссии как общественного формирования, призванного вести работу по борьбе с пьянством и его негативными последствиями, содержат в основном перечень общих направлений в работе. При этом все пункты повторяются из года в год, сведений о выполнении мероприятий содержащихся в планах  не имеется.

Пунктами 1, 3 и 4 раздела III Положения установлено, что заседания комиссии по борьбе с пьянством созываются председателем комиссии по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. При этом председатель комиссии определяет вопросы, подлежащие рассмотрению, представляет на рассмотрение комиссии планы работы и отчеты по ее деятельности, в период между заседаниями дает членам комиссии поручения и проверяет их исполнение. На заседании ведется протокол, в котором указывается дата заседания, наименование комиссии, краткое содержание рассматриваемого вопроса, сведения о явке лиц, приглашенных и вызванных на заседание комиссии и краткое изложение их выступлений. Решение комиссии принимается большинством голосов состава комиссии, и подписывается председателем и секретарем.

Анализ протоколов заседаний комиссии по борьбе с пьянством свидетельствует о формальном и попустительском отношении к деятельности комиссии. Так, в проверяемом периоде не проведено ни одного заседания по вопросу совершения работниками предприятии правонарушений в состоянии алкогольного опьянения.

По данным Клецкого РОВД, предоставленным в прокуратуру Клецкого района установлено, что за 2011, 2012 и истекший период 2013 года было привлечено к административной ответственности по ст.17.3 КоАП Республики Беларусь (распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения)  - 46 человек работающих в КУП «Клецкое ЖКХ».

Таким образом, в КУП «Клецкое ЖКХ» отсутствует комплексный подход к решению проблемы пьянства и алкоголизма, бездействует комиссия по борьбе с пьянством и алкоголизмом, что не способствует исполнению задач, возложенных на указанное общественное формирование.

Аналогичные нарушения выявлены при проведении проверок в ГУ «Клецкий ТЦСОН», ОАО «Кухчицы»,  ОАО «Лазовичи», УЗ «Клецкая ЦРБ». ГУП «Клецкое ПМС».

В ходе проверки установлено, что ОАО «Заостровечье» допускаются нарушения Директивы Президента Республики Беларусь №1 от 11.03.2004 года «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», в части обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии со статьями 14 и 17 Закона Республики Беларусь «О пожарной безопасности» от 15 июня 1993г. № 2403-XII (далее – Закон) обеспечение пожарной безопасности, а также обеспечение своевременного выполнения противопожарных мероприятий является обязанностью руководителей и должностных лиц организаций. Обеспечение пожарной безопасности заключается в приведении объектов в такое состояние, при котором исключается возможность возникновения пожара либо обеспечивается защита людей и материальных ценностей от пожара. Указанные требования законодательства  ОАО «Заостровечье» выполняются не в полной мере.

Проверкой установлено, что склад грубых кормов на молочно-товарной ферме «Бурдейки», здания зерносушильного комплекса и помещения деревообрабатывающего производства расположенного в агр. Заостровечье не обеспечены первичными средствами пожаротушения.

В машинотракторном  парке агр. Заостровечье здания дома механизатора, мастерские, склад запчастей, здание горюче-смазочных материалов и помещение деревообрабатывающего производства расположенного в агр. Заостровечье  не обеспечены исправной молниезащитой;

На зданиях дверей на молочно-товарной ферме «Бурдейки», зерносушильного комплекса, помещении деревообрабатывающего производства расположенного в агр. Заостровечье  отсутствуют указатели категории пожарной опасности.

Помещения слесарного и сварочного цехов, мастерская на машинно-тракторном парке агр. Заостровечье обогреваются  самодельными металлическими печами не заводского изготовления.

В ОАО «Заостровечье» работа, направленная на обеспечение сохранности собственности,  не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям.

Так, в ходе проверки установлено, что в машинно-тракторном парке «Заостровечье»  в стене навеса, где хранится  сельскохозяйственная техника имеются огромные проемы, что позволяет беспрепятственно проникнуть на территорию и совершить хищение материальных ценностей. На момент проверки под навесом находилась сельскохозяйственная техника.

Вокруг зерносклада «Заостровечье» по периметру в различных местах на земле обнаружены большие просыпи зерна, в складе хранится большое количество  зерновых культур.

На территории строящейся  молочно-товарной фермы  «Бурдейки» находятся без присмотра строительные материалы. Кроме того, ограждение на данном объекте отсутствует, что позволяет беспрепятственно проникнуть на ферму и совершить хищение материальных ценностей.

При проверке 30 октября 2013 года помещения деревообрабатывающего производства расположенного в агр. Заостровечье   был установлен факт распития спиртных напитков в рабочее время работниками данного предприятия Зайковским А.А., Гончар Л.Ф., Ильчик Д.Ф., Данный факт не был выявлен непосредственно должностным лицом в чьем подчинении находились работники. Проверка показала, что на предприятии отсутствует должный контроль со стороны ответственных должностных лиц предприятия за деятельностью подчиненных и является прямым нарушением требований Директивы Президента Республики Беларусь №1 от 11.03.2004 года «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Аналогичные нарушения выявлены при проведении проверок в ОАО «Кухчицы», ОАО «Лазовичи», ГУП «Клецкое ПМС», ОАО «Клецкий комбикормовый завод», филиале Клецкое РСУ ОАО «Универсалремстрой».

Прокуратурой Клецкого района проведена проверка исполнения Зубковским сельским исполнительным комитетам законодательства по профилактике пожаров.

В процессе проверки установлено, что в соответствии с Типовым положением об условиях и порядке проведения смотров противопожарного состояния жилых домов в населенных пунктах, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 13.10.1995 № 571 (далее – Типовое положение), на территории сельисполкома  создана смотровая комиссия.  Вместе с тем, вся проводимая смотровой комиссией работа по осуществлению мероприятий по предупреждению пожаров, информированию заинтересованных служб о необходимости принятия мер реагирования к определенным категориям граждан осуществляется  формально и не преследует целей проведения конкретных пожарно-профилактических мероприятий. За истекший период 2013 года указанным сельисполком не подготовлено ни одной информации в Клецкий РОВД и Клецкий РОЧС о принятии мер профилактического воздействия к лицам, злоупотребляющим спиртными напитками, а также для принятия мер административного воздействия на лиц нарушающих законодательства о пожарной безопасности.

По результатам проверки выявлен ряд существенных упущений в организации работы Зубковского сельисполкома по осуществлению пожарно-профилактических мероприятий в рамках соблюдения Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

В частности, отмечены низкий уровень качества проведенных смотров противопожарного состояния домовладений граждан, злоупотребляющих спиртными напитками, а также отсутствие незамедлительного реагирования по фактам злоупотребления гражданами спиртными напитками посредствам направления соответствующих информаций в Клецкий РОВД. В целях проведения обследований домовладений граждан и выявления лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, должностными лицами исполнительных комитетов первичного уровня старосты сельских населенных пунктов и другие активы сельских исполнительных комитетов  не привлекаются.

В соответствии со ст. 15 Закона Республики Беларусь от 15.06.1993            № 2403-XII «О пожарной безопасности» (далее – Закон) местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на соответствующей территории. Вместе с тем, исполнительным комитетом вышеуказанные требования законодательства о пожарной безопасности соблюдаются ненадлежащим образом.

Так, в 2013 году Зубковским сельским исполнительным комитетом не оказывалась адресная помощь нуждающимся гражданам, не информировались заинтересованные службы о необходимости оказания такой помощи (ГУ «Клецкий ТЦСОН», трудовые коллективы и т.д.). Игнорируется сельисполкомом и работа по направлению писем родственникам одиноко проживающих граждан о необходимости оказания помощи по приведению жилого дома в пожаробезопасное состояние.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что созданная при Зубковском сельисполкоме смотровая комиссия осуществляют свою деятельность формально и не проводят конкретных пожарно-профилактических мероприятий.

Следует отметить, что пожар со смертельным исходом, произошел по вине самого потерпевшего, с которым не проводилась вообще профилактическая  работа.

Так, 01 января 2013 года в пожаре жилого дома №44 по ул. Заречной в д. Сухличи Клецкого района в огне погиб проживающий в данном доме Федоров С.М. Причиной произошедшего пожара послужило неосторожное обращение с огнем самого потерпевшего (курение в постели). При проведении экспертизы в крови и моче трупа Федорова С.М. обнаружен этиловый спирт в концентрации 2,7%о и 3,6%о соответственно. Данная концентрация этилового спирта в крови, применительно к живым лицам, может соответствовать сильному алкогольному опьянению.

Из объяснений Бобрик Н.И., Соколова Д.А., Матсапаева Ю.С., Чеснаковой А.А.,  следует, что при жизни Федоров С.М. злоупотреблял  спиртными напитками, вел асоциальный образ жизни.

Несмотря на злоупотребление спиртными напитками Федоровым С.М., сельисполком не вызывал на заседания Совета общественного пункта охраны порядка, и это несмотря на то, что в декабре 2012 года Федоров С.М. привлекался к административной ответственности за совершения административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

Кроме того профилактическая работа по содействию и принуждению Федорова С.М. в прохождении лечения от алкоголизма, помощи в трудоустройстве сельисполкомом оказано не было. Не был поставлен и вопрос о направлении злоупотребляющего спиртными напитками Федорова С.М. в лечебно-трудовой профилакторий, а также об ограничении последнего в дееспособности.

Фактически кроме формальных и бездейственных посещений Федорова С.М.  по месту жительства Зубковским сельисполкомом не было предпринято никаких конкретных мер по предупреждению и профилактике с указанным гражданином, что и стало причиной возникновения пожара.

Аналогичные нарушения выявлены при проведении проверки в Синявском сельском исполнительном комитете.

Всего по результатам проверок прокуратурой района в 2013 году внесено 50 представлений и 45 предписаний об устранении нарушений законности, по протестам прокурора отменено 30 незаконных правовых актов, 113 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 35 - к административной, официальные предупреждения о недопустимости повторного нарушения законодательства вынесены 60 гражданам, 138 физических и 6 юридических лиц по требованиям прокурора привлечено к материальной ответственности на сумму 41 865 тыс. и 816 755 тысяч рублей соответственно.

Кроме того, прокуратурой района в интересах предприятий, организаций и граждан в суд Клецкого района предъявлено 77 исков на общую сумму 286 967 тысяч рублей, в хозяйственные суды направлено 12 исков на общую сумму 8 468 826 тысяч рублей.

В соответствии с ч.2 ст.4, ч.2 ст.11, ч.3 ст12 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» и со ст.9 ч.10 п.3 и п.17 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» предлагаю рассмотреть настоящую информацию на заседании Клецкого районного исполнительного комитета и принять решения по реализации указанных вопросов, о чем письменно сообщить в прокуратуру Клецкого района:

  1. 1.                  Клецкому РОВД:

- продолжить практику проведения рейдовых мероприятий по выявлению фактов, не принятия должных мер по обеспечению сохранности имущества на предприятиях и организациях района.

- с целью стабилизации криминогенной обстановки в районе и повышения эффективности профилактической работы по недопущению рецидивной преступности совместно с управлением по труду, занятости и социальной защите Клецкого районного исполнительного комитета активизировать работу по обеспечению трудовой занятости среди лиц, вернувшихся их мест лишения свободы, лечебно-трудовых профилакториев, а также отбывавших наказание, не связанное с лишением свободы. Обеспечивать их явку в прокуратуру Клецкого района для проведения профилактических бесед, направленных на недопущение противоправного поведения, решения проблем, связанных с трудоустройством и социальной реабилитацией.

- активизировать работу по ограничению в дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, направлению их в ЛТП.

- в целях своевременного проведения индивидуальной профилактической работы и возбуждения уголовных дел превентивной направленности принять исчерпывающие меры по своевременному выявлению лиц, склонных к совершению насильственных действий на семейно-бытовой почве.

  1. 2.                  Клецкому районному исполнительному комитету:

- обеспечить неукоснительное исполнение возложенных на местные исполнительные и распорядительные органы профилактических мероприятий, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», в том числе направленных на предупреждение правонарушений, посягающих на жизнь, здоровье граждан и общественный порядок, совершаемых гражданами имеющими судимость, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, направленных на предупреждение насилия в семье.

- на основании всестороннего анализа сложившейся криминогенной обстановки внести в комплекс мероприятий по предупреждению хищений имущества всех форм собственности на территории района в 2013-2014 годах конкретные профилактические мероприятия, направленных на предупреждение данной категории правонарушений.

- ежемесячно освещать вопросы борьбы с пьянством и алкоголизмом среди населения, а также пресечения незаконного оборота фальсифицированных алкогольных напитков и самогона, формирования здорового образа жизни, недопущения насилия в сфере семейно-бытовых отношений, в областных и районных средствах массовой информации, при проведении единых дней информирования населения.

Председателям сельских  исполнительных комитетов:

- систематически доводить до сведения населения на собраниях граждан, через старост населенных пунктов информацию о совершенных преступлениях для принятия гражданами необходимых мер по сохранности имущества и недопущения подобных преступлений в дальнейшем;

- ежемесячно на заседаниях советов ОПОП анализировать обстоятельства и причины насильственной гибели людей на территории сельских советов, обращая внимание в первую очередь на факты умышленных убийств и причинения умышленных тяжких телесных повреждений.

- ежеквартально истребовать из Клецкого РОВД сведения за о фактах вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по причине отказа потерпевшего от привлечения виновного лица к уголовной ответственности по результатам проверок по сообщениям и заявлениям о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 153, 154, 186 УК, произошедших в сфере семейно-бытовых отношений, а так же о фактах прекращения по тем же основаниям административных правонарушений совершенных в сфере семейно-бытовых отношений на подведомственной территории. Рассматривать данных лиц на советах ОПОП, устанавливать у потерпевших причины отказа от написания заявлений.

         В.В. Коробко, прокурор Клецкого района старший советник юстиции.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *