Президент провел совещание, посвященное решению проблемных вопросов в строительной отрасли и совершенствованию работы с руководящими кадрами

Фото1-111213Александр Лукашенко 10 декабря во Дворце Независимости провел совещание, посвященное решению проблемных вопросов в строительной отрасли и совершенствованию работы с руководящими кадрами. Мероприятие продолжалось почти 6 часов. На него было приглашено более 250 участников, в том числе высшие должностные лица страны, члены правительства, руководители местной вертикали власти.

Подобные республиканские совещания будут проходить раз в полгода. На них будут обсуждаться наиболее злободневные и значимые для людей вопросы развития экономики и общества на среднесрочную перспективу. Президент поручил правительству совместно с Администрацией Президента внести предложения по отраслевой тематике для следующих совещаний. По мнению Главы государства, первоочередного рассмотрения требуют проблемы ЖКХ и развитие агропромышленного комплекса.
Открывая совещание, Президент назвал это мероприятие знаковым событием и признался, что оно видится ему своего рода аналогом пленума Центрального комитета Компартии в советские времена, когда со всех регионов собирались руководящие кадры и открыто обсуждали, совместно решали важнейшие вопросы жизни общества.
Александр Лукашенко констатировал, что неоправданно затянутые сроки жилищного строительства и безудержный рост цен на просроченное жилье, или так называемые проблемные дома, вызывают наибольшее недовольство людей. Вскрыты вопиющие факты обмана дольщиков. "Нашлись деятели, которые объявляли о строительстве дома, с дольщиков собирали деньги, а затем транжирили их. В результате оставляли людей и без жилья, и без средств. Можно говорить в данном случае о создании пирамиды", – сказал белорусский лидер.
В подтверждение своих слов он привел пример подобной деятельности учредителей ООО "Антасам", которые украли более Br900 млн. После возбуждения уголовного дела у них изъяли около 18 кг золота в слитках, около $10 тыс. наличными, а на банковских счетах подконтрольных фирм арестовано около полумиллиона долларов. В настоящее время основные фигуранты находятся в тюрьме, следствие продолжается. Учредители уже изыскали около Br5 млрд для продолжения строительных работ. Правда, дом еще недостроен.
Президент подчеркнул, что это, к сожалению, не единичный факт наглого обмана и обворовывания людей. Так, свыше Br1 млрд похитили руководители штаба общественного объединения "Молодежный жилой комплекс города Минска". За счет дольщиков они строили квартиры для себя. Сейчас они за решеткой. Наложен арест на имущество обвиняемых и их близких родственников: полтора десятка квартир в Минске, три офиса, один дом, 12 автомобилей, 5 земельных участков, валютные средства. Дом в эксплуатацию еще не введен, но Мингорисполком обещает возобновить строительство в январе 2014 года.
Глава государства напомнил, что по его поручению в июне этого года проведена инвентаризация всех проблемных строек. "На сегодня из 380 домов, включенных в перечень проблемных, уже введено в эксплуатацию 200. До конца года, по заверениям местных органов власти, будет введено в эксплуатацию еще около 100 домов, и 80-85 долгостроев будут введены в 2014 году", – сказал Александр Лукашенко. Крайний срок – лето 2014 года.
Александр Лукашенко подчеркнул, что появление новых домов со сверхнормативными сроками строительства следует считать чрезвычайным происшествием и надо сделать все, чтобы таких случаев не возникало.
В качестве негативного примера Глава государства привел случай с деятельностью ООО "Облик", провалившего строительство нескольких объектов в Брестской области. В этой связи Президент указал на необходимость большего контроля за жилищным строительством со стороны местных органов власти.
По его словам, межведомственная рабочая группа подготовила по итогам работы целый "альбом", чтобы любой человек, даже не специалист, понимал, с чего начинать строительство и как его завершить.
Для того, чтобы в дальнейшем случаи долгостроев были исключены, Глава государства потребовал от правительства совместно с Верховным судом разработать и утвердить типовой договор, который должен заключаться между гражданами и застройщиками при строительстве жилья.
По мнению Президента, в этом договоре в обязательном порядке следует предусмотреть жесткие обязательства сторон по финансированию, срокам и качеству строительства. "Все такие договоры должны находиться в буквальном смысле на столе у председателя райисполкома. Контроль за соблюдением их выполнения – сфера ответственности местной власти", – подчеркнул Глава государства.
По его мнению, к финансовой состоятельности застройщиков, которые аккумулируют деньги физических лиц, должны предъявляться самые жесткие требования. Сейчас далеко не всегда происходит именно так. "В строительстве, в том числе в жилищном, получается – собрал деньги и использую, как хочу. Так быть не должно", – потребовал Александр Лукашенко.
"Только те организации, которые построили не менее 15% объекта (минимум – цоколь, первый, второй этажи), имеют право привлекать средства физических лиц для дальнейшего строительства жилья", – сказал Президент и потребовал обеспечить строгое соблюдение этого правила. Кроме того, Национальный банк должен обеспечить особый режим счетов, на которых накапливаются такие средства, и обязательно контролировать их целевое использование.
Обращаясь к председателю Верховного суда, Президент поручил наладить работу судов таким образом, чтобы они немедленно реагировали на заявления граждан по поводу некачественного и просроченного строительства.
Продолжив, Александр Лукашенко затронул тему строительства жилья с господдержкой. Президент напомнил, что новое строительство жилья для граждан, имеющих право на получение льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство или приобретение жилых помещений, будет осуществляться только по государственному заказу.
По планам правительства, из 2,5 млн кв.м жилья, которое должно быть введено в 2014 году с господдержкой, по госзаказу будет построено около трети – 800 тыс.кв.м. Стоимость 1 кв.м такого жилья в 2014 году будет равна среднемесячной зарплате по стране с небольшой поправкой на коэффициент на дату ввода жилья в эксплуатацию в соответствии с нормативным сроком строительства.
Президент поручил правительству в ближайшее время подготовить соответствующие документы, чтобы с нового года система начала работать.
Одной из острых проблем строительной отрасли, по словам Главы государства, является коррупция. "Не единичными являются факты, когда должностные лица берут взятки за благоприятное решение вопросов заключения договоров подряда, подписания актов выполненных, а точнее невыполненных, работ", – отметил Александр Лукашенко и привел несколько таких примеров. Так, бывший гендиректор акционерного общества "Монолит Град" систематически получал взятки от управляющего ООО "Анлиса" за благоприятное заключение договора субподряда. В настоящее время он арестован. В суд направлено дело в отношении директора коммунального предприятия "УКС-Контакт", который в начале этого года получил взятку от директора ООО "Белмаркет" за заключение договора на поставку электротехнической продукции. Бывший директор УКСа Лоевского района за взятку подписал акты приемки и справки стоимости невыполненных работ, из-за чего подрядчик получил незаработанное. Это причинило ущерб бюджету Лоевского района в особо крупном размере, возбуждено уголовное дело.
"Даже ухитряются списывать со счетов предприятий финансовые средства на собственные нужды. Так, руководитель УКСа Барановичского райисполкома систематически оплачивала за счет предприятия свои заграничные отпуска в ОАЭ и европейских странах", – продолжил Президент.
По его словам, в целом была выявлена неприглядная картина того, что отрасль буквально поражена ржавчиной коррупции. Взяточничество, злоупотребления служебными полномочиями были выявлены во всех регионах страны. Глава государства потребовал, чтобы неукоснительно соблюдался принцип: если взял деньги у людей и не построил дом, должен ответить по всей строгости закона.
По словам Президента, нередко бывает так, что заказчики, даже не имея четкого задания на проектирование и стремясь быстрее занять строительную площадку, начинают работы без проектной документации в расчете, что ее можно разрабатывать в ходе строительства, мол, это приведет к экономии времени и средств. Однако переделки и простои подрядных организаций в ожидании изменений проектов приводят к дополнительным работам и перерасходу денег. Поэтому Президент потребовал считать параллельное проектирование исключением из правил, применимым только к высокоподготовленным организациям, причем лишь по решению Главы государства.
Касаясь темы планирования и обоснования инвестиций, Президент высказал мнение, что здесь много головотяпства. Он поручил правительству, Комитету государственного контроля, облисполкомам и Минскому горисполкому обеспечить введение обязательной предынвестиционной стадии. По мнению Александра Лукашенко, именно на этом этапе должны быть просчитаны целесообразность, техническая возможность, экономическая эффективность осуществления инвестиций. То есть надо четко продумывать, где строить и какая будет стоимость.
При этом Глава государства высказал мнение, что "не нужно огород городить там, где используются проекты повторного применения". В этих случаях прединвестиционная стадия должна быть намного короче и проще – такой, насколько это необходимо.
Касаясь темы предоставления земельных участков для строительства, Глава государства подчеркнул, что до сих пор слишком большое количество площадок для строительства предоставляется застройщикам безвозмездно, якобы в целях снижения стоимости строительства. Однако на практике зачастую безвозмездное предоставление земли влечет не снижение цены на квадратный метр, а только увеличение прибыли застройщика.
Александр Лукашенко потребовал, чтобы основным инструментом предоставления земельных участков был аукцион. "В идеале льготное предоставление земли должно остаться только для строительства жилья по государственному заказу", – считает Президент.
Глава государства также подчеркнул, что нередко участки получают граждане и субъекты хозяйствования, пусть и законно, но не для строительства, а для спекуляции – прямой или скрытой перепродажи. Александр Лукашенко поставил задачу перед председателями райисполкомов и губернаторами запретить любое отчуждение участка до тех пор, пока собственник или арендатор не сделает то, для чего земля была предоставлена, будь то строительство дома или кафе, автостоянки или организация производства.
Александр Лукашенко потребовал также жестко ограничить случаи, когда объекты строительства сознательно проектируются с выходом за пределы предоставленного земельного участка, поскольку затем застройщики претендуют на бесплатное увеличение занимаемых площадей, причем иногда в полтора раза.
Александр Лукашенко также потребовал ввести в Беларуси контроль допуска организаций и специалистов на рынок строительных услуг. "Как вы это назовете: лицензированием, аттестацией, – решайте сами", – сказал Глава государства.
По его словам, медвежью услугу в том, что на строительном рынке появились маломощные и некомпетентные организации, оказала отмена лицензирования. "Надеялись, что свободная рыночная конкуренция создаст более привлекательные предложения. А в итоге перестали действовать жесткие требования по допуску организаций к этой деятельности. И закономерно, что качество оказываемых проектных и строительных работ заметно ухудшилось. Об этом свидетельствуют результаты экспертиз: свыше 80% проектной документации выполняется с недоработками и ошибками", – констатировал белорусский лидер.
В нынешнем году Госстройнадзор проверил 10,5 тыс. строящихся объектов, из которых дефекты, брак и нарушения выявлены на 6,5 тыс., или 62%. В этом плане Президент упомянул международную практику, где существует жесткий контроль за допуском организаций на строительный рынок. В основу положен принцип подтверждения организацией наличия у нее компетентного персонала, систем контроля и управления качеством.
По мнению Александра Лукашенко, необходим более жесткий и более адресный инструмент стимулирования повышения квалификации, обучения персонала, совершенствования технического обеспечения.
Президент подчеркнул, что функция заказчика является ключевой в строительстве. "Но, как оказалось, и здесь много разгильдяйства. Зачастую берутся строить те, кто по существу ничего не понимает в строительстве. Поэтому поручаю правительству формализовать требования к заказчику, расширить его функции, и особенно те, которые касаются технического надзора", – заявил Глава государства.
Что касается специалистов, осуществляющих технадзор, то им, по словам Президента, надлежит проверять все – от наличия должным образом оформленной документации до качества и количества выполненных работ. "Это должны быть лучшие специалисты. Значит, надо решить задачи и по оплате их труда, и по профессиональной подготовке", – сказал он.
Вместе с тем, по словам Главы государства, отсутствие квалифицированных специалистов у государственного заказчика может компенсироваться приглашением к управлению проектом государственной инженерной организации. Эту роль могут и должны выполнять УКСы, созданные по вертикали власти. Однако проверки КГК показали, что в работе этих организаций есть масса серьезных недостатков. При этом Александр Лукашенко не согласился с утверждением, что УКСы не способны выполнять названные функции, а просто, возможно, заинтересованы в сохранении существующей ситуации, при которой "можно отстегнуть, поделить, украсть".
Президент заметил, что на УКСы в настоящее время возложена обязанность строительства жилья по государственному заказу – почти миллион квадратных метров в 2014 году. "Давая такой большой госзаказ и предлагая справедливую цену за квадратный метр, мы вправе рассчитывать на соответствующую отдачу. Там, где я говорю про УКСы, вы сразу подразумеваете руководителей вертикали власти, председателей гор- и райисполкомов, облисполкомов, министерства и премьер-министра", – заметил белорусский лидер.
В итоге Александр Лукашенко поставил задачу под личную ответственность губернаторов и мэра Минска, чтобы в областях и столице была выстроена слаженная работоспособная система УКСов с соответствующим кадровым и техническим обеспечением. "По итогам первого квартала 2014 года жду доклада от каждого из вас о решении этой задачи", – сказал Президент.
Отдельно Глава государства обратил внимание на недопустимость распыления государственных средств при выделении финансирования на реализацию инвестиционных программ. "Ни одного объекта не должно быть включено в государственную инвестиционную программу без моего решения. Предупреждаю правительство и губернаторов: распыление государственных средств недопустимо и будет пресекаться жесточайшим образом", – заявил Александр Лукашенко.
К настоящему времени сложилась ситуация, когда государственные заказчики вместо того, чтобы быть примером, на поверку выступают неаккуратными и небрежными в финансовом отношении инвесторами, констатировал Президент.
По словам Александра Лукашенко, со стороны Комитета госконтроля больше всего нареканий на недостаточность и распыленность финансирования. "Зачем такую государственную инвестиционную программу мне вносите, которая не обеспечена источниками финансирования? Потом расписываетесь в собственном бессилии, говоря, что стройка долго идет. Вы ведь изначально планируете долгострои!", – сказал Президент.
Президент привел данные, согласно которым в текущем году из 23 объектов государственной инвестиционной программы, подлежащих вводу в эксплуатацию в январе-сентябре, не введена треть. Главная причина такой ситуации – ненадлежащее финансирование.
Большая доля критики была высказана и в адрес проектных организаций. "Вынужден констатировать, что в проектировании сегодня полный беспредел. Судите сами: целый ряд фирмочек с численностью несколько человек активно "снимает пенки" с процесса проектирования", – сказал Президент.
По словам Александра Лукашенко, дошло до того, что вместо архитектурного проекта стали делать эскизные рисунки. "С этим так называемым проектом ходят по инстанциям и, самое интересное, получают всевозможные согласования. А потом, когда начинается подготовка рабочей документации, все это обратно возвращается к детальному рассмотрению, переделывается и пересогласовывается", – подчеркнул белорусский лидер.
В качестве характерного примера Президент привел ситуацию в ОАО "Борисовдрев", где к проектированию ряда важных объектов модернизации деревообработки были привлечены малочисленные частные организации "Теплосила" и "Унистел". Постоянные переделки, переносы сроков по 5-6 раз, отказы устранять замечания экспертизы привели к срыву выпуска проектной документации. "Хотя деньги были истребованы у заказчика немалые. Низкое качество и нарушения сроков проектирования привели к удорожанию проекта в 2,5 раза", – констатировал белорусский лидер.
Александр Лукашенко добавил, что к обсуждению работы проектных организаций еще предстоит вернуться в более узком составе. Президент подчеркнул, что недостаточный контроль на всех стадиях строительного процесса вызывает у потребителей многочисленные нарекания к качеству строительной продукции. "В строительстве должна работать целостная система контроля, а не отдельные мероприятия от случая к случаю", – сказал белорусский лидер.
Александр Лукашенко потребовал от подразделений Госстандарта при проведении экспертизы проектной документации не пропускать ни малейшего отступления от требований законодательства. По словам Президента, главная задача этой службы – не допускать в проектировании неэффективных технических решений, архитектурных излишеств, завышения сметной стоимости.
Александр Лукашенко отметил, что главным государственным контролером на всех этапах производства строительно-монтажных работ должен стать Государственный строительный надзор. "Прежде всего следует значительно усилить его надзорные функции на каждом этапе возведения объектов. Имейте в виду, что Госстройнадзор проверяет объект строительства, а не субъект хозяйствования. Причем делается это не формы ради, а для предупреждения возникновения дефектов, обеспечения безопасности и надежности, – заявил Глава государства. – Одновременно со всем этим следует существенно повысить и ответственность инспекторов. За недосмотр будем спрашивать на всю катушку!"
Как отметил Президент, дефекты и брак, выявленные в ходе эксплуатации объектов, часто должным образом не устраняются. "Выявлена масса примеров практически во всех регионах, когда годами не устраняется откровенный строительный брак. В судах множество исков по таким ситуациям. А ответы зачастую сводятся к тому, что у подрядчика попросту нет финансовых средств для устранения дефектов".
"Поручаю правительству повысить ответственность подрядчика путем введения обязательного резервирования на специальном счете средств, достаточных для устранения дефектов. Через год, если претензий нет, половину суммы вернем. И в дальнейшем, если нет брака, постепенно отдается оставшаяся часть. Если есть брак, дефекты – устранение производить немедленно за счет виновного. Деньги в таком случае для этого будут", – заявил Глава государства.
Президент также считает необходимым пересмотреть действующий порядок проведения общественных обсуждений при строительстве объектов. "Это нужная процедура, но, к сожалению, действующий порядок ее проведения приобретает негативные черты. Зачастую обсуждения превращаются в балаган. Особенно так называемые уплотнения: кто-то хочет, кто-то не хочет", – отметил белорусский лидер.
Глава государства подчеркнул, что в этом процессе должны более активно участвовать депутаты всех уровней. "Вы должны вникать там, где идет беседа с вашим избирателем, тем более по животрепещущим вопросам", – сказал Александр Лукашенко. "Действующий порядок необходимо изменить", – добавил Глава государства.
Александр Лукашенко в своем выступлении также остановился на функциях Минстройархитектуры. По его словам, в последнее время все чаще звучат предложения возродить Госстрой, чтобы исключить дублирование и несогласованность действий различных государственных органов, которые в той или иной мере занимаются регулированием строительных процессов. "Я уже говорил, что сегодня следует завязать на Минстройархитектуры согласование всей нормативной базы в сфере строительства. Причем таким образом, чтобы без их ведома ни один документ, регламентирующий строительство, не был принят. Только после согласования с Минстройархитектуры, – отметил Глава государства. – Но торопиться с преобразованиями и сбрасывать с министерства ответственность за подведомственные организации я бы не спешил. Все должно вызреть".
"Если будете формировать строительные холдинги, готовить предложения о передаче в коммунальную собственность подведомственных организаций, то делайте это аккуратно. Искусственного объединения и насилия быть не должно", – сказал Александр Лукашенко, обращаясь к Премьер-министру и губернаторам.
При этом Глава государства отметил, что в последнее время на уровне правительства все чаще возникает желание передать многие субъекты хозяйствования в ведение местных органов власти. "А те все берут. Думают, что справятся. Вы что, не видите, что они на местах дом не могут согласовать и построить, а вы им хотите отдать в управление крупные тресты. Вы думайте, прежде чем эти реформы проводить", – заметил Президент.
Премьер-министр Михаил Мясникович доложил об организации деятельности строительной отрасли, финансировании жилищного строительства и объектов Государственной инвестиционной программы. По его мнению, инвестиционная деятельность, основным участником которой является стройкомплекс, должна быть основана на средне- и долгосрочном планировании. Нужна высочайшая дисциплина исполнения нормативно-правовых актов на всех уровнях управления, поскольку любое отклонение по срокам, стоимости, качеству при реализации инвестпроекта обходится очень дорого стране.
Михаил Мясникович обратил внимание на то, что вклад строительной отрасли в ВВП растет и составляет почти 10%.
Подняв вопрос об объектах незавершенного строительства, Премьер-министр отметил, что за проблемные жилые дома ответственность должны нести в первую очередь председатели гор- и райисполкомов как основные виновники данного явления. По его мнению, госпрограмм в стране должно быть меньше, и они должны быть направлены на решение инфраструктурных и отдельных целевых задач, остальные же вопросы являются зоной ответственности исполнительной вертикали власти и руководителей предприятий.
Михаил Мясникович считает, что должна возрасти и роль банков: "То, что они начинают кредитовать жилые дома, не имея достаточно финансовых источников, неэффективные, а порой не окупаемые проекты, виноваты и они, и мы, когда заставляем выдавать кредиты".
Михаил Мясникович затронул вопрос электронных торгов. Он отметил, что это не белорусская новация, а результат соглашения ЕЭП 2010 года о государственных закупках. По его словам, практика показала, что в строительстве ни Беларусь, ни Россия не готовы к этому новшеству. Премьер-министр подчеркнул, что ситуация будет исправлена.
Говоря о ценообразовании, Михаил Мясникович отметил, что правительством начата работа по переходу на ресурсный метод ценообразования в проектировании. До конца года планируется завершить основную работу, а в первом квартале осуществить апробацию с тем, чтобы уже со второго полугодия перейти на использование этого метода. "Ускоренный переход на фиксированные контрактные цены созрел давно. Цена должна быть неизменной. Ее превышение – прямые убытки подрядчика, экономия его прибыли. А прибыль будет больше, если сократить сроки строительства", – сказал Премьер-министр, добавив, что правительством будут подготовлены соответствующие предложения.
Михаил Мясникович считает, что темой завтрашнего дня является изменение порядка финансирования и расчетов в строительстве. "Результат работы проектной и подрядной организации – это тоже товар, который они должны создать и продать. Заказчики и власть не должны его уговаривать. Подрядчик должен брать кредит, строить и продавать, а сегодня этого нет. Задачу надо решать эволюционно", – отметил Премьер-министр.
Он выразил мнение, что к 2016 году по вновь начинаемым проектам следует перейти на расчеты за объект в целом, а в промышленном строительстве – по крупным законченным этапам. "Платить надо за сделанную работу. Строительство жилья по госзаказу – начало этой работы", – добавил он.
Михаил Мясникович также сообщил, что в декабре правительство совместно с Национальным банком выделит около Br100 млрд кредитных ресурсов на финансирование всех начатых в текущем году и подлежащих вводу в 2014 году жилых домов, по которым заключены кредитные договоры. На сегодня таких договоров заключено по 8 жилым домам.

Премьер-министр также считает, что необходимо ужесточать исполнительскую дисциплину: наказывать подрядные организации за отсутствие проекта производства работ, несоблюдение технологии строительного производства. "В составе проектно-сметной документации обязательно должен быть план, проект организации строительства. Требование о наличии этого документа будет отражено в соответствующих стандартах и учитываться экспертизой при выдаче заключения. Как по качеству, так и по соблюдению сроков строительства практически отсутствует претензионная работа. Возникает круговая порука. Заказчик и подрядчик прощают друг другу взаимные упущения за счет бюджета и средств государственных организаций. А при строительстве жилья – и за счет средств граждан. В любом случае государство теряет огромные средства. Прощать это нельзя. Материалы следует передавать в суды, чтобы взыскивать потери с виновных", – подчеркнул руководитель правительства.
Кроме того, планируется значительно увеличить штрафные санкции за нарушения в строительстве, повысить статус инспекторов госстройнадзора, предоставив им право досудебного применения мер административной ответственности в соответствии с кодексом. Михаил Мясникович также добавил, что разрабатывается проект документа о создании системы страховых рисков в строительстве.
Говоря о проекте Государственной инвестиционной программы на 2014 год, Премьер-министр отметил, что он сформирован в объеме Br5,7 трлн, или 107% к 2013 году. Однако, по его словам, это лишь 29% от заявленной потребности. Михаил Мясникович считает, что областным исполнительным комитетам необходимо жестко подойти к отбору проектов в региональные программы. Основным принципом должна стать готовность проектов, их актуальность и наличие финансирования.
Что касается жилищного строительства, то в 2014 году в стране планируется построить 2,5 млн кв.м жилья с господдержкой. За счет бюджетных средств будет возведено 400 тыс.кв.м арендного и социального жилья, а также жилья для отселения граждан из ветхих домов. Пристальное внимание по-прежнему будет уделяться строительству жилья для многодетных семей, которого планируется построить 0,5 млн кв.м. Будут расти и объемы строительства индивидуального жилья – 2,2 млн кв.м. Ввод жилья на условиях госзаказа планируется в объеме 800 тыс.кв.м, из них 120 тыс.кв.м – для военнослужащих.
Потребность в средствах на жилищное строительство в 2014 году составляет Br46,8 трлн, что почти на четверть выше 2013 года. На инфраструктуру будет выделено Br5,9 трлн, что также превышает показатели текущего года, при этом 60% средств выделяется из республиканского бюджета.
Правительство и Национальный банк будут стремиться решить в следующем году вопрос доступности кредитов для населения, сообщил Михаил Мясникович. Для тех, кто не пользуется господдержкой, но желает улучшить свои жилищные условия, из состоящих на учете нуждающихся, но не подпадающих под категорию льготников, планируется выделять кредиты под 16% годовых, в том числе для многодетных семей – 12%, а на селе – под 14% годовых.
Как заметил Премьер-министр, система жилищных стройсбережений с элементами господдержки работает пока недостаточно. В целях активизации использования ипотеки требуется внесение изменений в Жилищный кодекс. В правительстве приняли к исполнению предложения Нацбанка по подготовке необходимых документов.
Планируется строить и достаточное количество малогабаритного, более доступного жилья, в том числе в качестве арендного. По словам Премьер-министра, это снимет многие проблемы для молодых семей.
Он обратил внимание на то, что недостаточно хорошо работают промышленные предприятия по строительству жилья для своих сотрудников. Сдерживающим фактором в этой связи в определенной степени является обязательное перечисление в бюджет средств, которые получают предприятия от продажи квартир, построенных за счет госнанимателя. По мнению премьер-министра, необходимо отменить эту норму, чтобы эти средства оставались у предприятий и шли целевым образом на строительство новых квартир, арендного жилья для работников предприятий, а сегодня этого стимула нет. "Больше строить жилья для своих работников следует и сельхозорганизациям, для врачей и учителей, работающих в деревне, за счет собственных средств и в основном хозяйственным способом", – сказал Премьер-министр, добавив, что на государственном уровне можно было бы принять решение об удешевлении стройматериалов на эти цели.
Премьер-министр затронул еще один важный вопрос – импорта в строительстве. По его словам, сегодня в объемах строймонтажа доля импорта составляет 15%, и это без учета топливно-энергетических ресурсов. "Обяжем и в проектах, и при строительстве максимально использовать белорусские строительные материалы с контролем цен и соблюдением требований Единого экономического пространства", – сказал он.
По его словам, на строительную отрасль определенное влияние оказывают и другие моменты, в частности с переходом на унифицированные тарифы в рамках ЕЭП тарифы на грузоперевозки во внутриреспубликанском сообщении с 1 января 2013 года выросли практически в 4 раза, но снизились на перевозку экспортных грузов. В течение года в стране, где это возможно, пошли на существенное снижение тарифов для отдельных строительных и сопутствующих материалов, однако эти цены все равно высоки.
Председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон доложил о мерах по пресечению негативных проявлений в строительном комплексе. По его словам, своевременное вмешательство Главы государства и создание по его инициативе межведомственной группы по решению проблемных вопросов в строительстве позволило выявить и локализовать целый ряд негативных проявлений в стройкомплексе.
Он отметил, что внимание было сосредоточено прежде всего на объектах, которые финансируются за счет бюджетных средств и являются наиболее притягательными для противоправных устремлений, а также на вопросах жилищного строительства – наиболее резонансных и волнующих население.
Так, за 11 месяцев этого года в стройотрасли органами финансовых расследований выявлено 103 преступления экономической направленности, 19 уголовных дел уже рассматриваются судами, и фигурантам этих дел грозят реальные сроки. По остальным выявленным фактам ведется предварительное расследование, под стражей находится восемь человек.
Другими правоохранительными структурами выявлено еще 340 преступлений. По результатам проверок Комитета госконтроля за правонарушения и проступки в сфере строительства к административной ответственности привлечено 368 человек, к дисциплинарной – 353 человека, при этом в доход государства изъято более Br80 млрд, предотвращено необоснованных расходов почти на Br200 млрд.
Как отметил председатель КГК, большинство правонарушений и преступлений связано с коррупционными проявлениями, использованием лжеструктур с целью ухода от налогов и обналичивания части денежных средств, мошенничеством и хищениями, завышением объемов и стоимости проектных и строительных работ, используемых оборудования и материалов, незаконной предпринимательской деятельностью, нарушением требований технических нормативных актов в области строительства, нецелевым использованием средств граждан, строящих жилье.
Значительные усилия Комитета госконтроля были направлены именно на предотвращение необоснованных расходов государственных средств, в частности особое внимание уделялось проектной документации, что позволяет сработать на упреждение.
В постоянном поле зрения КГК находятся и вопросы ценообразования в строительстве. Комитетом принимаются жесткие меры по искоренению приписок о результатах работы участников строительства. Эти негативные проявления могут повлиять на достоверность данных государственной статистики, на основе которых принимаются стратегические управленческие решения на всех уровнях. Почти во всех областях задания по вводу жилья в 2013 году пока наполовину выполняются за счет индивидуального жилищного строительства. Однако выборочными проверками установлены существенные искажения данных государственной статистики о построенных населением индивидуальных жилых домах. КГК в ближайшее время проведет масштабную проверку достоверности данных о вводе в эксплуатацию индивидуальных жилых домов. По результатам будут приняты соответствующие меры реагирования и воздействия.
Наряду с обозначенными проблемами, отрицательно на ход строительства влияют постоянно возникающие трудности с финансированием. Александр Якобсон считает, что необходимо формировать планы как по республиканским, так и по региональным государственным программам исключительно с учетом имеющихся возможностей, что позволит избежать замораживания государственных средств и появления долгостроев. Так, на 1 октября в незавершенном строительстве с превышением нормативных сроков находилось более 6 тыс. объектов, что составляет половину от всех строящихся в стране. "То есть омертвлены триллионы рублей", – констатировал председатель КГК.
Он обратил внимание и на тот факт, что в законодательстве для индивидуальных предпринимателей, в том числе широко оказывающих услуги в строительстве, отсутствуют какие-либо ограничения по снятию ими наличных денежных средств со счетов. Это без труда позволяет через индивидуальных предпринимателей обналичивать средства и использовать их в неблаговидных целях. Для устранения условий получения незаконных доходов и их легализации, по мнению Комитета, в качестве такого ограничения может быть установлен запрет на снятие предпринимателями со счетов в банках определенной суммы или введен особый порядок налогообложения этих средств. КГК внесены соответствующие предложения, правительством пока окончательное решение не принято.
Подводя итог сказанному, Александр Лукашенко подчеркнул, что все, что прозвучало на совещании, а также проработки правительства, специалистов должны быть прописаны в законе, декрете, указах, если это необходимо и с 1 января 2014 года по этому закону и нормативно-правовым актам должна жить вся строительная отрасль. "Всего в законах не пропишешь, а решать вопрос надо правильно, честно и справедливо", – сказал Глава государства.
Глава государства предупредил Михаила Мясниковича и Андрея Кобякова о недопустимости бюрократизации этого процесса. "Вопрос о выходе на строительную площадку и начале строительства должен решаться максимум за два-три месяца, но никак не год-полтора", – считает Президент.
Александр Лукашенко обратился к населению: "Очень вас прошу как Президент: не пишите пока до 1 июля 2014 года жалобы в разные инстанции на строителей. Потерпите полгода. Попытайтесь решить эти вопросы с теми, кто вам должен. Но с 1 июля 2014 года по проблемным объектам вы напрямую проинформируйте меня через Администрацию Президента. Та же группа проверит все эти объекты. И я обещаю, что ни один человек не уйдет от ответственности! Таких объектов, по которым люди сегодня предъявляют претензии, – 88. Потерпите".
Обращаясь к министру, Александр Лукашенко подчеркнул, что с 1 января должна наступить диктатура в сфере строительства. "Вы – диктатор, технология – диктатор, сроки и качество – диктатор. Не ждите больше никаких распоряжений. Смешно говорить: мы не имеем полномочий. И не надо. Если кто-то не делает так, как вы требуете, дайте ему письменное предписание. Вы ни с кем не ссорьтесь, прокурор потом даст ход всем материалам",– сказал Глава государства.
Александр Лукашенко также поручил в каждой области в течение зимы провести совещание - учебу по строительству. Ответственность за это возложена на Премьер-министра и главу Администрации Президента.
По требованию Президента, все материалы, подготовленные к совещанию, будут доработаны и направлены каждому из присутствовавших в зале для того, чтобы они знали о недостатках, о которых доложено Главе государства, и действовали соответственно, устраняя их. Александр Лукашенко подчеркнул, что это должно быть сделано до 25 декабря.
Президент обратил внимание на еще один аспект, который не был затронут на совещании, а именно о соотношении чиновников и трудящихся в строительных организациях. "Мы знаем мировую практику. В первом полугодии это соотношение должно быть выдержано. У нас на одного рабочего – 10 бездельников в некоторых строительных организациях, а их должно быть на сотню рабочих – 10-15. 15 – в среднем в мире, нам 13 хватит. На 100 человек с лопатой должно быть 10-13 инженерно-технических и прочих работников. Это железно должно быть выдержано в течение первого полугодия!", – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства потребовал также широкого освещения поднятых на совещании вопросов в средствах массовой информации и доведения до общественности принципов, по которым будет построена работа в будущем.

Текст и фото БелТА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *