Использование театра в коррекционной работе с детьми

 

Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением.

Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно!

За время моей работы в ЦКРОиР я убедилась, что в раннем возрасте все дети склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир. Познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным. Ведь театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Сказка близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

В нашем центре мы создали театральный уголок, в котором имеются различные виды  театра:  настольный театр, варежковый театр, театр картинок, театр из фетра, пальчиковый театр,  би-ба-бо, магнитный театр, маски.

Настольный театр, мы используем для знакомства со сказками «Колобок»  «Теремок» «Репка», «Курочка Ряба». В  них дети знакомятся с жестами, мимикой (изображают удивление, показывают сердитого волка, веселого зайчика), с движениями (например: топают, хлопают). С персонажами из сказок мы слушаем и поем, танцуем и играем, знакомимся с музыкальными инструментами.

«Варежковый театр» помогает нам установить контакт с ребенком, особенно, если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребенок  быстрее идет на контакт, чем со взрослыми. Когда кукла разговаривает с детьми, они сразу затихают, слушают ее внимательно. Дети, которые избегают прикосновений  соглашаются дать руку и поздороваться с куклой (зверюшкой), чем со взрослыми. Затем кукла предлагает детям поиграть с ними. Дети с удовольствием с ней играют, забывают о своих комплексах.

На занятиях малыши очень любят смотреть картинки в книгах, а если картинки показывать  двигающими движениями, они получают еще больше удовольствие.

В теневом театре дети узнают любимых героев сказок и сопровождают их  действие соответствующим звучанием.

Самым любимым театром для наших детей стал пальчиковый театр. Уникальность этого театра в том, что маленькие куколки – герои несут в себе творческую энергию и отражают частичку сердца, которая передается малышу. Мир пальчиковых кукол – волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, познает мир, и все окружающее его пространство.

Знакомя с песенками, потешками, закличками «Солнышко-ведрышко…», «Водичка-водичка…», «Ладушки» мы играем со сказочными персонажами из театра – кукол Би-ба-бо. После мини-спектаклей по сказкам даём возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес к куклам у детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними.

Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Привлекаем детей к участию в инсценировках,  с участием масок, мы обсуждаем с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё.

Театральные импровизации способствуют эмоциональному восприятию, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение театра, мира.

Каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому мы создаем  атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряем желание ребёнка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.

Занимаясь с детьми театром, мы стараемся, чтобы жизнь наших  малышей была интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Ведь театр  учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Наталья БУНЕВИЧ, педагог-психолог Клецкого ЦКРОиР.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *