Как устроен«вишинг» и можно ли ему противостоять?

 

Кибермошенничество с помощью смартфонов набирает обороты. Наиболее уязвимой категорией граждан, попадающих под воздействие применяемых мошенниками методов «социальной инженерии», являются люди пожилого возраста, пенсионеры.Клецким РОВД проводится определенная профилактическая и информационно-разъяснительная работа по данному направлению деятельности. Но меры профилактики срабатывают не всегда, так как киберворы неустанно совершенствуют свои приемы. Кто стоит за криминальными схемами? И как злодеям от сети удается втираться в доверие?

Звонок на мобильный раздался вечером выходного дня. 56-летняя жительница Клецкого района сняла трубку. Собеседник представился сотрудником банка и обратился к женщине по имени. Уточнил, не теряла ли она банковскую карточку, не передавала ли третьим лицам. А потом сообщил тревожную новость: кто-то пытался украсть деньги сее карт-счета. Звонивший был убедителен: необходимо принять меры, чтобы сохранить средства. Для этого ему нужны номер банковской карты и идентификационный номер в паспорте. Испуганная женщина выдала все необходимые сведения.

Но на этом история не закончилась: женщину перевели на другого «сотрудника банка» – девушка представилась специалистом финансового отдела. Она объяснила, что деньги нужно временно перевести с расчетного счета на другой, резервный, куда злоумышленники не доберутся. Для этого владелице карты необходимо лишь сообщить код, который пришел в СМС-сообщении. Женщина последовала инструкции, после чего со счета в три этапа ушли все денежные средства.

После выходных героиня истории обратилась в банк. Там выяснилось, что банковское учреждение не имеет отношения ни к звонкам, ни к выводу денег – их, к слову, сняли безвозвратно, после чего женщина обратилась в милицию за помощью.

Хотелось бы обратить внимание еще на один случай, который произошел в этом месяце с жительницей Клецкого района. На мобильный телефон 53-летней женщины поступил звонок. Собеседник представился сотрудником службы безопасности ОАО «Беларусбанк» и сообщил о том что на ее имя оформлен кредит в г. Лида Гродненской области, на что женщина пояснила, что никаких кредитов она не брала, паспорт никогда не теряла, личные данные никому не передавала. Однако, не задумываясь о последствиях, женщина доверилась злоумышленнику, так как собеседник владел большим объемом информации в отношении нее, и сообщила свой личные данные. После проведенного разговора, женщина не сразу осознала, что она разговаривала с мошенником, но после того, как она вспомнила о существовании мошенников, сразу же обратилась за помощью в милицию. Благодаря быстрому реагированию сотрудников милиции, было предотвращено похищение денежных средств с ее карты. В момент приезда сотрудников милиции на мобильный телефон женщины начали поступать СМС-сообщения с «кодами безопасности», с помощью которых мошенник бы совершил хищение денежных средств с карт-счета, и звонки с того же абонентского номера с целью узнать эти коды.Подобных примеров можно привести еще не один десяток: схема набирает обороты, об этом свидетельствует сложившаяся ситуация на всей территории Республики Беларусь.

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ТЕЛЕФОННЫХ МОШЕННИКОВ

  1. Следует помнить, что сотрудник банка при звонке заранее должен знать все необходимые ему данные. Сообщать кому-то реквизиты банковской платежной карточки, пароли и коды доступа, паспортные данные ни в коем случае нельзя.
  2. После разговора при подозрении о факте мошенничества свою карточку можно заблокировать посредством СДБО или контакт-центра банка.
  3. В случае звонка с «официального» номера банка либо получения СМС с настойчивыми призывами сообщить данные карточки сказать звонящему, что клиент сам перезвонит в контакт-центр или менеджеру.
  4. В случае, если все же злоумышленнику удалось получить реквизиты карточки клиента и был установлен факт хищения денежных средств, следует незамедлительно обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
  5. Храните номер карточки и ПИН-коды в тайне.
  6. К своей основной карте в Вашем банке выпустите дополнительную, которой будете расплачиваться в интернете. Туда легко можно будет переводить небольшие суммы денег, и в случае компрометации данных достаточно просто заблокировать ее.
  7. Поставьте лимит на сумму списаний или перевода в личном кабинете банка.
  8. Не перечисляйте деньги на электронные кошельки и счета мобильных телефонов при оплате покупок, если Вы не убедились в благонадежности лица/организации, которым предназначаются Ваши средства.

Николай Плешевич, начальник Клецкого РОВД

подполковник милиции.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *