«По четыре часа на ногах, часто в условиях полной антисанитарии»: Клетчанка — о буднях работников Следственного комитета

 

Клетчанка о том, какие обстоятельства мешают расследованию, о сроках раскрытия преступлений и об отсутствии боязни к угрозам от тех, кто нарушил закон.

 Наталья Стрельченя - одна из двух женщин-следователей в Клецком отделе Следственного комитета Республики Беларусь. В СК она служит семь лет и ни в чем не уступает коллегам-мужчинам. По работе наша землячка выезжает на места преступлений, ищет улики, допрашивает свидетелей. Подробности некоторых дел, которые раскрывает уроженка Заостровечья, сложно воспринимать даже в тексте. А эти жизненные трагедии Наталья наблюдает сама. В канун профессионального праздника капитан Стрельченя пообщалась с журналистами газеты «Да новых перамог».


«У меня потребность в том, чтобы везде и во всем торжествовала справедливость»

В старших классах Наталья начала задумываться о юридическом образовании. Это не было желанием продолжить семейную традицию.

Мои родные не связаны с правоохранительными органами. Делая выбор, хотела с помощью закона находить выход из непростых ситуаций, с которыми сталкиваются люди. Поэтому поступила на юрфак Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Училась по специальности «Уголовное право и криминалистика», – сообщила собеседница.

Клетчанка окончила ГрГУ с отличием. Затем получила лицензию на право занятия адвокатской деятельностью. Состояла в Минской областной коллегии адвокатов.

«Первое мое дело было связано с уклонением от уплаты алиментов»

Но спустя восемь лет Наталье захотелось вернуться на малую родину:

В 2014 году решила сменить профессию и поступила на службу в СК на должность гражданского следователя. В 2016-ом меня аттестовали, в настоящее время в звании «капитан».

Проверку на совместимость с новым занятием молодой сотруднице пришлось пройти уже на первом своем дежурстве. За сутки было пять выездов по разным категориям дел.

Наталья возвращается к не самым приятным воспоминаниям:

После этого меня спросили, хочу ли я работать в отделе. Как видите, до сих пор остаюсь в строю. Поначалу мне доверяли материалы об уклонении от уплаты алиментов, расследовала мелкие кражи, проверяла факты нарушения техники безопасности.   

Сейчас капитан Стрельченя занимается практическими всеми категориями дел, за исключением сферы информационных технологий. Главная ее специализация –преступления совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

«Находим виновного за 1-2 месяца»

Обычно новая работа для следователей появляется во время их дежурств.

Наталья поясняет, как это происходит:

Если что-то случается в твою смену, то выезжаешь, собираешь материалы и, когда есть признаки состава преступления, совместно с руководством принимаешь решение о возбуждении дела. Чаще всего расследование доверяют тебе, либо коллеге, который в тот момент менее загружен.

Все начинается с осмотра места преступления. Дальше алгоритм действий профессионала такой: он определяет общую картину, изымает имеющиеся следы, по ним назначается экспертизы. Следующая стадия: работа с подозреваемым, проведение следственных действий по сбору доказательств, направляются необходимые поручения в милицию об установлении дополнительных фактов, подтверждающих вину.

По санкции производятся обыски с целью возможного нахождения предметов, документов, объектов, имеющих значение. Также ведется работа со свидетелями.

Если преступление предусматривает возмещение причиненного ущерба, то накладывается арест на имущество подозреваемого. Когда доказательства собраны, предъявляется обвинение, материалы передаются прокурору для направления в суд.

Общие сроки расследования – два месяца, – подчеркивает Н.Стрельченя. – При назначении сложных экспертиз возможно продление. Но такое бывает редко. Успеваем, хоть и занимаемся двумя-тремя заданиями одновременно. Не бывает таких дней, когда ничем не занят. Мы работаем в тесной связке с другими правоохранительными структурами. Наши помощники – милиция и криминалисты. Без них не соберешь все материалы для возбуждения дела и его расследования.      

«Не могу смотреть без улыбки на актеров, играющих следователей в сериалах»

Основными качествами людей своей профессии собеседница считает ответственность, стремление исполнять нормы закона.

На женщину-следователя те, кого вызывают на допрос, реагируют хорошо. Наталья умеет извлекать их этого плюсы:

Например, мне проще начать диалог с человеком, он быстрее что-то расскажет, чем моему коллеге-мужчине. Есть те, кто рассчитывает  разжалобить или запутать. Но эти попытки обречены на провал. Со мной такого не пройдет. Некоторые люди, чья вина доказана, пытаются угрожать. Понимаю, на каких эмоциях эти слова говорятся и что серьезных действий они не станут предпринимать.

В работе иногда проблематично найти понятых. Многие думают, что после этого их будут куда-то вызывать, в чем-то подозревать. Разъясняем, что ничего такого не случится.

Очень непросто приходится следователям во время осмотра места происшествия.

По четыре часа на ногах, часто в условиях полной антисанитарии, – говорит Наталья. – При этом нужно все фиксировать на планшете. Уже адаптировалась к этому. 

На следователей, образы которых воплощены в сериалах, клетчанка не может смотреть без улыбки:

Специфика нашей профессии там до максимума упрощена. Герои приезжают, быстро осматриваются, курят, произносят фразу «Все понятно» и отправляются ловить преступника. При этом за кадром остается кабинетная работа с материалами, которая занимает большое количество времени.

То, с чем сталкивается Наталья Стрельченя в реальности, действительно мало похоже на кино. Жизнь бывает страшнее и сложнее сценария.

Наша землячка научилась не пропускать через себя страшные картины, которые наблюдает по долгу службы:

Нельзя эмоционально погружаться в проблему. Важно подходить к любому расследованию сугубо с профессиональной точки зрения.

Юрий МЫСЛИЦКИЙ.

Фото Инны ФЕДАРЧУК.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *