Как не пополнить число жертв киберпреступлений

 

Киберпреступление – это преступная деятельность, целью которой является неправомерное использование компьютера, компьютерной сети или сетевого устройства.

Преступления в сфере информационных технологий включают как распространение вредоносных программ, взлом паролей, кражу номеров банковских карт и других банковских реквизитов, фишинг, так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, публикаций, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду, и т. п.) через Интернет, а также вредоносное вмешательство через компьютерные сети в работу различных систем.

Фото носит иллюстративный характер.

Кроме того, одним из наиболее опасных и распространенных преступлений, совершаемых с использованием интернета, является мошенничество. О последнем мы сегодня говорим с начальником Клецкого РОСК Виталием Николаевичем Ромашко.

Как свидетельствуют оперативные сводки РОВД, и для нашего района актуален данный вид противоправных деяний?

– Да. Клецкий районный отдел Следственного комитета неоднократно информировал жителей Клецкого района о необходимости сохранения в тайне данных банковских пластиковых карточек, однако количество пострадавших от киберпреступников неуклонно растет. При этом методы и уловки, с использованием которых мошенники выманивают при проведении телефонной беседы необходимые им данные, постоянно совершенствуются.

Виталий Николаевич, это наши люди такие доверчивые, или мошенники обладают даром убеждения?

– Судя по всему – все вкупе. Словно под гипнозом, можно сказать – по первому требованию, пострадавшие предоставляют необходимые данные совершенно незнакомым им людям. Например, в январе текущего года жительнице г.Клецка В. с неизвестного номера позвонила женщина и сообщила, что на ее имя пришел заказ, оплату за который необходимо произвести с личной банковской карточки. После разговора о том, что никакого заказа В. не производила, разговор был закончен. Однако далее клетчанке по телефону позвонил уже неизвестный мужчина и представился работником банка. Он указал, что с банковского счета В. аферисты хотят снять деньги и предложил «сделать страховку». После этой "доверительной" беседы женщина сообщила незнакомцу необходимые ему сведения. Скоро она обнаружила, что со счета исчезли более 1000 рублей.

Знаю, что это был не единичный случай в нашем городе…

– Совершенно верно. В декабре 2020-го жительнице г.Клецка З. также звонили мужчина и женщина (якобы работники банка) с сообщением о том, что с ее карточки пытаются снять деньги. Для защиты было предложено установить определенную программу, а в дальнейшем с ее помощью при использовании данных банковской карточки было произведено списание со счета 200 рублей.

Для того, чтобы завладеть денежными средствами доверчивых граждан мошенники иногда придумывают и более сложные (или наоборот – очень простые) схемы. Как Вы считаете, почему человек бывает не готов морально к таким "атакам"?

– На мой взгляд, причин несколько. Одна из них – низкая информационная культура граждан, недостаточная осведомленность о способах выманивания информации, в частности – о банковских карточках. И это не только предложение защиты банковского счета гражданина от неизвестных кибермошенников, но и приглашение поучаствовать в различных акциях, проводимых, как правило, известными в Беларуси банковскими учреждениями либо иными организациями. Многие не могут устоять перед предлагаемой материальной помощью, 100-процентной гарантией выигрыша в лотерею и т.д. Поэтому, убедительная просьба ко всем владельцам банковских карточек: не сообщайте реквизиты иным лицам, в том числе «работникам банков»! Вы должны твердо знать, что настоящий банковский работник владеет всей необходимой информацией. И пусть к вам обращаются даже по имени и отчеству, а телефонный номер содержит цифры банковского номера, либо отображается его логотип – не доверяйте!

Беседовала Валентина Сенкевич.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *