Говорят на белорусском языке, молятся — на арабском: Как живет татарская община Клецка

 

Клецк в наши дни продолжает оставаться одним из религиозных центров белорусских татар. В городе действует молитвенный дом мусульман, где два раза в месяц собираются на намаз представители местной общины. Сейчас она объединяет почти пять десятков клетчан. А старожилы помнят времена, когда община насчитывала две сотни человек. 

По численности верующих больше было только в Минске, Ивье и Новогрудке, - сообщил Степан Иосифович Казакевич. 

Степан Иосифович Казакевич.

79-летний уроженец деревни Иваново десять лет назад стал духовным лидером клецких татар. Его предшественником был Якуб Ибрагимович Жданович, внук первого муллы на наших землях, которого тоже звали Якуб Жданович.

Старая мечеть в Клецке.

Тому Кубе Ждановичу довелось совершать намаз еще в старой мечети, которая появилась в Клецке в 1881 году. Площадь под нее пожертвовал мусульманин Якуб Якубовский, а дерево на ее строительство выделил князь Антоний Радзивилл.

Возводили её местные мастера, на средства, собранные татарской общиной.

Молитвенное сооружение функционировало с 1881 по 1944 годы, дважды ремонтировалось (в 1911 и 1930-1931 гг.), но сгорело при пожаре во время отступления немцев.

Святыня клецких мусульман находилась в Татарском переулке (современная улица Заслонова). Сейчас на её месте по адресу Заслонова, 8 в райцентре находится жилой дом.

А местной татарской общине несколько десятилетий пришлось собираться в частных домах.

Почувствовала она на себе и религиозное преследование коммунистов. Несмотря на запреты, тайно, наши земляки проводили богослужения.

Их мытарства вознаградились в конце 90-х, когда участник второй мировой Мустафа Абрамович решил построить жилье в Клецке.

На родину он так и не вернулся, но подарил здание верующим. Те достроили минарет и стали использовать дом как молельный.

Только эта возвышающаяся башенка со шпилем-полумесяцем и оранжевая вывеска выделяют здание среди похожих по архитектуре светских жилищ в округе. У местных есть амбициозные планы по строительству настоящего минарета.

В октябре этого года татарская община Клецка отметила 21-летие обретения постоянного адреса - Заслонова, 13. Молельный дом расположен буквально в десятке метров от места, где находилась утраченная в пожаре городская мечеть.

Здание нынешней святыни клецких татар покрашено в зеленый цвет - цвет, который мусульмане считаю символом райских садов, молодости и изобилия.

Существует целый ряд правил, которые важно соблюдать при посещении мечети. Одно из них обязательно и для людей иной веры во время визита в молитвенное сооружение мусульман: входить в помещение, где совершается намаз, разрешено только без обуви. Это для того, чтобы сохранялась его ритуальная чистота.

Для пожилых женщин, входящих в клецкую общину, в заботе об их здоровье делается послабление: во время богослужения они могут находиться в домашних тапочках.

Клецкие школьники пришли в молельный дом, чтобы собрать материалы для исследовательской работы о местной татарской общине.

- Основная часть членов нашей общины находится в возрасте от 70 лет и старше, - поясняет мулла Степан Казакевич. - Молодежи практически нет. Всегда радуюсь, глядя на юношу Рамазана Александровича, который  приходит помолиться со своей бабушкой. 

Галина Адамовна Александрович.

82-летняя клетчанка Галина Адамовна Александрович называет имя внука то в тюркском варианте - Рамазан, то более привычно уху славян - Роман:

- Он у нас учится в 11 классе. Всегда сам вызывается идти со мной в молельный дом. Читает Коран. Каждое лето участвует в мусульманских лагерях, которые организовываются в Беларуси. А мой сын стал муллой в Новогрудке.   

Большинство представителей татарской общины предпочитают общаться между собой на белорусском языке, лишь при входе в молельню приветствуя друг друга по-арабски "Ас-саляму алейкум".

- Наша религия зародилась в Саудовской Аравии. Господь послал Коран на арабском языке. Поэтому все богослужение идет на арабском, - рассказывает Степан Казакевич.

Дипломированный историк Степан Иосифович когда-то вручную переписал текст 36-ой суры Корана "Йа Син".

- Религиозной деятельностью начал заниматься после выхода на пенсию, - знакомит с духовной страницей своей биографии С.И.Казакевич. - До этого приезжал в Клецк на богослужения, помогал предыдущему мулле Якубу Ждановичу совершать намаз.

Он был преклонного возраста, и когда серьезно заболел, то я начал исполнять его обязанностиМы исповедуем суннизм. Наш муфтият старается выбирать муллу из представителей общины. 

Якуб Ибрагимович Жданович был участником Великой Отечественной войны, прослужил муллой в Клецке около 30 лет. Этот человек вложил много энергии и сил в становление местной общины. 

Одеяние клецкого муллы во время совершения намаза - бело-красный тюрбан и белый халат, вышитый белорусским орнаментом. В рисунке использованы цветы василька.

В клецком молельном доме нет михраба - специальной ниши, какая есть в мечетях, используемая во время намаза. Вместо нее, на южной стене здания, обращенной к стороне света, где находится священная мечеть Кааба, находится мугир с цитатой из Корана.

Изречение из священной книги мусульман с арабского переводится "Нет Бога, кроме Аллаха. И Мухаммед его посланник и пророк".

Во время намаза все верующие находятся строго лицом к нему. Молитва предусматривает поминание и восхваление имени Аллаха сотню раз. Верующие поочередно произносят "Аллах Акбар", "Субхан Аллах" и "Аль-Хамду ли-Ллях", соблюдая строгий счет, загибая пальцы.

Представители татарской диаспоры Клецка уже многие десятилетия продолжают хоронить своих умерших родственников на старинном мусульманском кладбище в деревне Осмолово. Ему около 400 лет.

- Мы наводим там порядок, где раз в год проводим поминальный день, - поделилась местная активистка, член Бюро общины Елена Давыдовна Якубовская. - Стараемся жить одной большой семьей. В трудную минуту помогаем один одному.

- Одна из наших главных традиций - обычай посещать родственников, - дополняет Степан Казакевич. - После намаза, в память об усопших родных или за здравие близких, у нас есть традиция раздавать сладости. Нужно угостить как можно большее количество людей.   

Традиции постепенно отмирают. Их еще строго соблюдали люди старшего поколения. Собирались на общий намаз, остальные из пяти ежедневных намазов стремились восполнить, молясь дома. А молодежь сейчас живет по-новому, современному.

Кроме молельной комнаты, в здании находятся кухня и помещение, где размещается учебный класс, в котором когда-то проводили занятия.

Недавний пятничный намаз посетили представители белорусского муфтията. Гости передали клецким татарам приветственные слова от Абу-Бекира Шабановича, духовного главы белорусских мусульман. А затем обсудили волнующие наших земляков вопросы, главным из которых являются планы по замене окон в молельном доме. Их клетчане хотят сделать точно такими, какими они были в старой городской мечети.

Поразительно, но записки историка Павла Шпилевского о быте клецких татар, сделанные им в 1853 году, будто бы рассказывают нам о сегодняшних представителях мусульманской общины нашего города: "Ведут жизнь трудолюбивую и мирную. Главные их отличительные черты - честность, гостеприимство и аккуратность".

Слова историка явственно звучат и в ответе 82-летней клетчанки Галины Адамовны Александрович:

- Потихоньку живем. Что еще о себе рассказать?! Держимся друг друга и радуемся успехам детей. Поддерживаем порядок на старинном кладбище и в молельном доме. Насколько позволяют силы, сохраняем традиции предков.   

Юрий Мыслицкий.

Фото Инны Федарчук.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *