Искусство быть учителем

klimovichОчередная встреча корреспондента "ДНП" с начальником отдела образования, спорта и туризма райисполкома прошла как раз накануне профессионального праздника. В связи с этим разговор с А.Н.Климовичем велся не о развитии системы образования района в целом, а о профессии и ее престиже, в частности.

– Анатолий Николаевич, много говорится о том, что нужно закреплять молодые кадры, поддерживать их интересы. В этом направлении сделано немало шагов со стороны государства, среди которых практика целевых направлений, и множественные льготы при поступлении в педагогические учреждения образования, и меры по материальному стимулированию. Есть ли конкретные результаты?
– Безусловно. Ярким свидетельством тому является прибывшая в район армия молодых специалистов. А это ни много ни мало – 32 человека. Вообще, последние года три наблюдается положительная динамика в отношении закрепляемости кадров.
– Вы хотите сказать, что направленные в район молодые специалисты, отработав два года, не мигрируют в поисках "лучшей жизни"? Тогда объясните, что предпринимается непосредственно на Клетчине в создании благополучной среды для реализации профессиональных навыков и амбиций новичков, предоставлении социальных гарантий, а также решении бытовых проблем?
– Приведу несколько цифр: лет 10 назад, после обязательной отработки, уезжало процентов 70. В 2013 году из общего количества прибывших молодых специалистов 50% остались работать в районе, на сегодняшний день 75% молодых учителей трудятся в наших учреждениях образования уже третий год. Что этому поспособствовало? За последние годы на государственном уровне принят ряд решений, позволяющих улучшить материальное и социальное положение молодых специалистов. Что касается именно нашего района: для них у нас предусмотрено повышение тарифных окладов на 10%; ежемесячно в течение двух первых лет работы выплачивается доплата в размере одной тарифной ставки 1-го разряда; повышается на 10% тарифная ставка должностного оклада молодым специалистам, которые закончили педагогическое учебное заведение с отличием, а также тем, кто имеет академическую степень бакалавра, магистра и т.д.; предусмотрена надбавка в размере до 20% (тарифной ставки) с учетом объемов и качества выполнения профессиональных обязанностей; повышение тарифной ставки не менее чем на 20% и предоставление дополнительного отпуска не менее 2-х календарных дней для работников по контракту. Одним словом, зарплата молодого специалиста в первые два года работы примерно на одном уровне с учителем І категории со стажем. Стараемся благополучно решить и вопросы обеспечения жильем. В новом учебном году троих специалистов заселили в благоустроенную квартиру, многие получили комнату в общежитии СПЛ, предусмотрены меры для компенсации затрат на дорогу учителям, котрые ездят на работу из города в сельскую местность. Так что, думаю, среди молодых специалистов в этом плане нет обиженных.
– Престиж учителя. В последнее время о нем много говорят, пишут, дискутируют.
– Думаю, престиж во многом зависит от личности, от отношения к работе. Если работник добросовестно выполняет свои служебные обязанности и любит свое дело, обществу всегда будут видны результаты его труда. В нашем районе учителей ценят и уважают. Ежегодно при подведении итогов за год, к профессиональному празднику представляются к наградам отдела образования, районного исполнительного комитета, управления и Министерства образования более 150 человек.
– Но это ведь не только материальная составляющая. Согласны ли Вы, что престиж или не престиж профессии зависит непосредственно от ее представителей. То, как и чем живет учитель, всегда будет считано учениками и всегда будет для них важнее того, что он им говорит. Учитель должен осознавать, что он находится в эпицентре времени, и только он может его удержать в своей руке. Этому, к сожалению, нельзя научиться в студенческих аудиториях.
– Повторюсь: свою работу нужно любить. Я считаю, что уважение и авторитет человек завоевывает себе сам. Да, изменились времена. Идет стремительное развитие общества, а вместе с этим меняются стереотипы и приоритеты. Вспомните, как тяжело раньше было получить высшее образование. На отдельные специальности из-за высоких проходных балов поступали несколько лет подряд. Теперь у нас масса дипломированных, но все ли они специалисты? Молодой педагог, который приходит на первое место работы сначала интересуется заработной платой и только потом его непосредственными обязанностями. Время другое. А учитель – это продукт эпохи. Он такой же человек, как и все остальные члены общества. И взгляды, и убеждения у него такие же, как у его сверстников. Более старшему поколению непривычны и даже дики многие вещи, потому что воспитание было другим и ценности тоже. Раньше моральный аспект был на первом плане, теперь – материальные блага. Да, так не должно быть. Задачи школы существенно не изменились, она должна давать качественные знания и воспитывать детей достойными гражданами своей страны. Но представление о путях к достижению этих целей и сама трактовка их у каждого своя. Отвечая на данный вопрос, хотелось бы затронуть еще одну смежную тему – взаимодействия родителей и школы. От этого ведь тоже зависит престиж нашей профессии. Но это уже отдельная тема, давайте поговорим об этом в другой раз.
– Хоть Библейская заповедь учит нас "не сотворить кумира", всегда, в любом начинании, в любом деле у путника должны быть какие-либо ориентиры, маяки, чтобы не сбиться с пути. Благодаря чему у молодых дипломированных специалистов нашего района есть возможность ощущать себя не юнгами, а полноправными членами коллективов, в которые они прибыли?
– За каждым молодым специалистом мы закрепляем более опытного педагога, который всегда и в любое время придет на помощь. Поможет, подскажет, даст методические рекомендации. На мой взгляд, ощущают себя более уверенно в школе еще и те новички, что участвуют в районном конкурсе молодых учителей "Путь в профессию". Ведь его участники, успешно прошедшие школьные и зональные отборочные туры, наглядно демонстрируют, что школа – это их место, их и настоящее, и будущее.
– Анатолий Николаевич, какие пожелания Вы хотели бы высказать в адрес тех педагогов, кто впервые в этом году будет отмечать свой профессиональный праздник, а так же тех, кто уже состоялся в профессии.
– Настоящим, хорошим педагогом может назваться лишь тот человек, который сам учится всю жизнь. Только в этом случае он имеет право учить и воспитывать. Сегодня учителю важно не просто дать знания обучающемуся, но и научить его думать, развить его творческие способности и личностные качества. В обществе востребован креативный выпускник, критично мыслящий, способный осуществить учебно-исследовательскую и проектную деятельность, мотивированный на дальнейшее образование и самообразование. Будьте успешными! Успешный педагог сегодня – это тот, кто сам пробует успеть за тем новым, что появляется в науке и в образовании ежедневно. Я желаю всем педагогам плодотворной работы, успехов, терпения и благодарных учеников.

Беседовала Светлана Орпель.
Фото Юрия Мыслицкого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *