Седина в волосах этих женщин появилась в тот день, когда из Афганистана в Клецкий район дошли вести о гибели их сыновей. Матерям было чуть больше 40. Их мальчикам – по 19-20 лет.


Первым на той войне мы потеряли Владимира Белаша из Заостровечья. Последним Клетчина оплакивала Сергея Кирика из агрогородка Туча. В начале 80-х наш район скорбел о гибели в Афганистане еще пятерых молодых ребят – Валерия Василевского, Леонида Самохвала, Геннадия Саплицкого, Владимира Шимко, Александра Смолича.
Накануне Дня памяти воинов-интернационалистов Владимир Ермашевич, военком военного комиссариата Клецкого района, встретился с матерями героев. К сожалению, список адресов, куда каждый год приезжают представители районных властей, становится меньше: несколько лет назад не стало Лилии Львовны Шимко.
Анна Николаевна Василевская
– Он был совсем еще мальчиком. Только-только закончил школу, – вспоминает Анна Николаевна своего сына Валеру. – В 19 лет погиб. Что он успел увидеть в этой жизни?

Валерий Василевский погиб в 1982 году. В бронетранспортер, в котором находился наш земляк, попала граната. Даже получив ранение, он помогал эвакуировать своих боевых товарищей, прикрывая их отход. Его ранило еще дважды, и на следующий день умер.
– Помню, как он уходил. Даже костюм, в котором был мой сынок, – не сдерживает слез Анна Николаевна. – Передавайте привет матерям других клецких ребят, погубленных “афганом”. Раньше мы с ними встречались, сейчас удается только созваниваться.
Данута Ивановна Белаш
– Рада, что у моих подруг все хорошо, что живы и здоровы. Сама вот оказалась в больнице. Но врачи говорят, скоро выпишут,- встречает гостей Данута Ивановна. – Думала, не приедете, что забыли.

Прощаясь, Данута Ивановна попросила Владимира Ермашевича передать в музей медаль своего сына:
– Не знаю, сколько еще проживу. Никого близкого у меня не осталось. Боюсь, затеряется награда.

Владимир Белаш служил в десантных войсках и был убит в 1979 году во время одной из операций на территории Афганистана.
Нина Владимировна Кирик
“Скоро вернусь домой. Осталось 96 дней. Ждите”, – писал родителям из Афганистана Сергей Кирик. Вскоре жизнь 20-летнего уроженца агрогородка Туча унесла малярия.
Спустя годы на самом видно месте в доме Нины Владимировна Кирик – портрет сына в военной форме.

– Только не фотографируйте меня, – попросила женщина. – Годы берут свое. Стало подводить здоровье. Нужно ехать в Боровляны к врачам, а не знаю, хватит ли сил доехать на автобусе.
Гости пообещали Нине Владимировне, что ей станет проще получать необходимые лекарства через соцработника.
Надежда Трофимовна Саплицкая
– Присядьте, расскажите мне что-нибудь, – рада возможности пообщаться Надежда Трофимовна. – Мужа не стало, второй сын уехал жить в другое место, и соседей практически не осталось. Не знаю, почему так получается, что мужчины уходят, а мы, бабы, остаемся со своим горем.

Надежда Трофимовна часто перечитывает письма сына, которые он слал из Афганистана в родную деревню Карацк. В одном из них, он в очередной раз просил родных не беспокоиться за него и ждать его возвращения домой: “Дела идут хорошо. Служба тоже. Приехал новый старшина из Беларуси, интересно с ним поговорить о родине. У меня теперь только одна мечта: чтобы вы не волновались за меня… До скорой встречи!”
Память о семерых воинах-интернационалистах из Клецка, погибших в Афганистане, жива не только в сердцах их родственников. В эти выходные десятки клетчан примут участие в мемориалах по футболу и баскетболу, посвященных нашим героическим землякам.
Юрий Мыслицкий.
Фото автора.

								


                                    
                                    
                                    
                                    
                                    
                                    
                                    
                                    
                                    
                                    
Отправить комментарий