Сейчас загружается

Рассказываем про старинную мельницу XIX века из Домоткановичей

Ветряным мельницам из Клецкого района в этом году не везет. Летом ураганный ветер обрушил «шатровку» конца XIX – начала XX века около деревни Шейки. И та же непогода повредила лопасть старинной «козловки», которую в 1986 году перевезли из Домоткановичей в Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта.

Что будет с первым объектом, сейчас решают в Министерстве культуры Республики Беларусь. Для ремонта второго уже ищут специалистов. Есть маленькая надежда, что мельница из деревни Шейки или хотя бы ее части окажутся в музейной экспозиции в том же Озерце.

А за Домоткановичский ветряк XIX века сильно переживать не стоит. Его точно реконструируют, и снова начнут показывать туристам. В 80-х строению повезло больше, чем мельницам в Шейках и Урведи. Старинную «козловку» спасли, потратив большие средства на реконструкцию. Тогда Домоткановичи лишились своей главной достопримечательности, зато Беларусь приобрела хорошо сохранившийся памятник деревянного зодчества.

По сведениям историков, мельница козлового типа из Клецкого района была построена в 1880 годах на частные деньги. Есть мнения, что ее несколько раз перевозили. Только в 1937-ом она оказалась в Домоткановичах. Ветряк эксплуатировали до 1960-х. А после он почти 20 лет стоял без действия и разрушался, пока на него не обратили внимание специалисты. Начался путь в пристоличную деревню Озерцо – на территорию Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта.

Сейчас наша «козловка» является частью научно-экспозиционного сектора «Центральная Беларусь». Там же, где находится деревянная Покровская церковь XVIII века из Логновичей.

Клецкая мельница – самый древний объект такого типа в музее. Высота памятника зодчества около 12 метров. Строение квадартное в плане и имеет столбовую конструкцию. На самом верхнем третьем ярусе находится устройство, которое приводит в движение четыре лопасти. Этот механизм состоит из горизонтального вал с прикрепленным к нему зубчатым колесом и камня для помола зерна. На жернове сохранилось клеймо, что он сделан в Бобруйске. Второй этаж представляет собой рабочую зону, в которую принимали зерно, там же расположен ящик для муки.

На первом уровне (невидимом для глаз) на фундаменте установлен осевой столб из сосны. Вокруг него мельница поворачивалась к ветру всем корпусом при помощи дышла. Строение невозможно было сдвинуть усилиями нескольких человек и его вращали, используя тягловых животных.

В рабочее помещение мельник поднимался по лестнице с поручнями. Она крепилась со стороны противоположной наветренной, где размещались крылья. Ярусы ветряка сообщались посредством внутренних лестниц.    

Обычно за один оборот лопастей жернов делал 7–12 оборотов. Система дополнительных механизмов позволяла регулировать скорость вращения крыльев и тонкость помола муки, обеспечивала подъем мешков с зерном на верхний ярус.

Каркас Домоткановичской мельницы сделан из брусьев, обшивка – из досок. Лопасти покрывались тканью, которая улавливала энергию ветра.

Построить «козловку» было недешево. Будущему владельцу приходилось брать кредит. Но такой объект в деревне был востребован и большие вложения довольно быстро окупались.

По воспоминаниям старожилов Клецкого района, за помол приходилось платить немаленькие деньги. Не у всех они были, и тогда за работу расплачивались зерном.

Нередки были случаи, когда конструкция серьезно страдала от ветра – ломались крылья. Их часто относило прямо на деревню. Тогда мужчины  шли в лес, заготавливали нужную древесину и ремонтировали.  

Как рассказали работники Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта, в Озерцо посмотреть на мельницу из Домоткановичей приезжали потомки бывшего владельца ветряка.

Местом притяжения мельница остается для сотен людей, которые интересуются деревянным зодчеством. Хорошо сохранившихся объектов такого типа в нашей стране осталось мало.

Если постоять некоторое время у старинного памятника, то можно себе представить, что поток туристов – это сельчане, которые привезли зерно на помол. Кажется, что многометровые лопасти, простоявшие бездвижно десятки лет, вот-вот снова начнут снова вращаться, а из технического окошка появится белое от муки и усталое лицо мельника. Так оживает застывшая история. Наша история.           

Юрий МЫСЛИЦКИЙ.

Фото Полины ДЕГТЯРЕВОЙ.

Отправить комментарий

Возможно, пропустили