Сейчас загружается

В школах уже действует ограничение на использование мобильных телефонов в учебное время

С сентября в белорусских школах действует ограничение на использование мобильных телефонов в учебное время. Эта инициатива Министерства образования уже вызвала немало обсуждений по всей стране. Где-то новшество встретили с энтузиазмом, где-то – с опасениями. В конце первой четверти газета «Да новых перамог» узнала у клецких педагогов и учеников о занятиях без смартфона.

«Это разумное решение»

Директор гимназии г.Клецка Инна Васильевна Жданович рассказывает, что в учреждении образования, которое она возглавляет, идея отказа от телефонов не стала чем-то революционным.

– Примерно два-три года назад ребята уже сдавали смартфоны в начале уроков. Разница в том, что теперь они оставляют мобильные устройства на весь учебный день, – поясняет педагог. – И это, на мой взгляд, абсолютно разумное решение. Телефон на уроке – это, в любом случае, отвлекающий фактор. Ребенок знает, что он у него есть, и мыслями может быть не на занятии.

По словам директора, в гимназии созданы все условия, чтобы эффективно использовать современные технологии в образовательных целях: интерактивные доски, мультиборды. То есть педагоги спокойно обходятся без смартфонов на парте.

– У нас даже не возникло особых проблем с внедрением этого порядка. Возможно, потому что морально ребята уже были к этому готовы, – отмечает она. – Да и на переменах видны изменения: дети больше общаются между собой, меньше замыкаются. Классы стали сплоченнее.

Как все устроено

Телефоны в гимназии сдают с утра, во время первого урока. Каждый ученик кладет свой га­джет в специальный кейс с индивидуальной ячейкой – это исключает вероятность повреждений или путаницы.

– Затем учитель или классный руководитель относит чемоданчик со смартфонами в учительскую, где есть выделенный закрывающийся шкаф. Ключ от него берет на хранение дежурный администратор, – поясняет Инна Васильевна. –  После занятий телефоны возвращаются детям. Все спокойно, организованно, без суеты.

Вопрос безопасности имущества продуман до мелочей, уверяет директор. А если возникает экстренная ситуация?

– Алгоритм действия есть: ребенок обращается к классному руководителю или ответственному педагогу и при необходимости получает доступ к своему телефону. В случаях не экстренных – связываются с родителями через учителя. Все предусмотрено, – добавляет директор.

Учитель – пример

Важно отметить, что запрет на использование мобильных телефонов в школе распространяется не только на детей, но и на педагогов. Учителям запрещено пользоваться личными смартфонами во время учебного процесса, за исключением экстренных случаев или рабочих нужд, одобренных администрацией.

Это решение направлено на создание максимально сосредоточенной и дисциплинированной образовательной среды, в которой ни ученики, ни преподаватели не отвлекаются на га­джеты во время занятий.

По мнению Инны Васильевны, важно, чтобы и педагоги соответствовали новым стандартам:

– Учитель – это пример. Если ребенку нельзя пользоваться телефоном на уроке, значит, и учителю не стоит. Мы проговорили это с коллективом. На занятиях смартфоны не используются, если нет специальной необходимости.

«Мы просто начали больше разговаривать»

А как к нововведению отнеслись сами ученики?

Одиннадцатиклассница Валерия Карпович признается:

– Да, на первых порах было непросто, но сейчас уже привыкли. На переменах больше общаемся между собой. Иногда играем не в телефоны, а в обычные игры: морской бой, слова. Стали лучше понимать друг друга.

Что касается учебы, по словам Валерии, привычные задания, которые раньше выполнялись через приложения или сайты, теперь ребята делают на интерак­тивных досках или отвечают устно.

– В целом, учебный процесс не пострадал. Технические средства есть. А насчет безопасности телефонов – мы уже привыкли доверять их сохранность педагогам, – говорит гимназистка.

«Сейчас мы играем и дружим»

А вот мнение пятиклассницы Милены Багеша:

– Мне это новшество нравится! Перемены теперь проводим вместе: кто-то приносит настольные игры. Также мы выходим с классным руководителем на улицу, общаемся. Раньше почти все сидели в смартфонах, а теперь веселее. Никто не проносит запасные телефоны – у нас так не делают.

«Стали ближе друг к другу»

Заместитель директора по воспитательной работе Анастасия Ивановна Сидорович отмечает, что изменения в поведении детей заметны невооруженным глазом:

– Ребята стали более общительными, спокойными, расположенными друг к другу. Видно, как на переменах дети заняты: одни повторяют материал, другие играют, кто-то просто разговаривает. А раньше в телефоне сидели в одиночку. Младшие дети в основном играли, старшие – общались в соцсетях. Теперь и тем, и другим важно научиться проживать время «здесь и сейчас». Конечно, адаптация может быть сложной. Поэтому мы стараемся предлагать альтернативы: подвижные игры, мероприятия на улице. Эмоцио­нальная разрядка важна.

Родители без претензий

Как рассказывает Инна Василь­евна Жданович, на родительских собраниях новую меру обсуждали подробно:

– Ни одной жалобы или нарекания не было. Все прозрачно, все понимают, зачем это сделано. Если родителям нужно связаться с ребенком, всегда есть классный руководитель. Связь есть.

Запрет не ради запрета

Опыт гимназии г.Клецка показывает, что ограничение на пользование  мобильными телефонами в учебное время – это не просто административная мера, а шаг к формированию более живого, вовлеченного и сплоченного школьного сообщества. Там, где взрослые не просто запрещают, а предлагают замену – результат не заставляет себя ждать.

Хотя в первые дни после нововведения по всей стране в интернете активно обсуждалась «волна недовольства» среди школьников и родителей, реальная картина, особенно в регионах, выглядит совсем иначе.

Почти прошла первая учебная четверть, и за это время ни дети, ни родители массово не выражали недовольства в связи с решением Минобразования.

Школьники начали больше смотреть друг на друга, а не в экраны. И, как ни удивительно, им это начало нравиться.

Алексей КУЛЕШ. Фото автора.

Отправить комментарий

Возможно, пропустили