С сентября в белорусских школах действует ограничение на использование мобильных телефонов в учебное время. Эта инициатива Министерства образования уже вызвала немало обсуждений по всей стране. Где-то новшество встретили с энтузиазмом, где-то – с опасениями. В конце первой четверти газета «Да новых перамог» узнала у клецких педагогов и учеников о занятиях без смартфона.

«Это разумное решение»
Директор гимназии г.Клецка Инна Васильевна Жданович рассказывает, что в учреждении образования, которое она возглавляет, идея отказа от телефонов не стала чем-то революционным.
– Примерно два-три года назад ребята уже сдавали смартфоны в начале уроков. Разница в том, что теперь они оставляют мобильные устройства на весь учебный день, – поясняет педагог. – И это, на мой взгляд, абсолютно разумное решение. Телефон на уроке – это, в любом случае, отвлекающий фактор. Ребенок знает, что он у него есть, и мыслями может быть не на занятии.
По словам директора, в гимназии созданы все условия, чтобы эффективно использовать современные технологии в образовательных целях: интерактивные доски, мультиборды. То есть педагоги спокойно обходятся без смартфонов на парте.
– У нас даже не возникло особых проблем с внедрением этого порядка. Возможно, потому что морально ребята уже были к этому готовы, – отмечает она. – Да и на переменах видны изменения: дети больше общаются между собой, меньше замыкаются. Классы стали сплоченнее.
Как все устроено
Телефоны в гимназии сдают с утра, во время первого урока. Каждый ученик кладет свой гаджет в специальный кейс с индивидуальной ячейкой – это исключает вероятность повреждений или путаницы.
– Затем учитель или классный руководитель относит чемоданчик со смартфонами в учительскую, где есть выделенный закрывающийся шкаф. Ключ от него берет на хранение дежурный администратор, – поясняет Инна Васильевна. – После занятий телефоны возвращаются детям. Все спокойно, организованно, без суеты.
Вопрос безопасности имущества продуман до мелочей, уверяет директор. А если возникает экстренная ситуация?
– Алгоритм действия есть: ребенок обращается к классному руководителю или ответственному педагогу и при необходимости получает доступ к своему телефону. В случаях не экстренных – связываются с родителями через учителя. Все предусмотрено, – добавляет директор.
Учитель – пример
Важно отметить, что запрет на использование мобильных телефонов в школе распространяется не только на детей, но и на педагогов. Учителям запрещено пользоваться личными смартфонами во время учебного процесса, за исключением экстренных случаев или рабочих нужд, одобренных администрацией.
Это решение направлено на создание максимально сосредоточенной и дисциплинированной образовательной среды, в которой ни ученики, ни преподаватели не отвлекаются на гаджеты во время занятий.
По мнению Инны Васильевны, важно, чтобы и педагоги соответствовали новым стандартам:
– Учитель – это пример. Если ребенку нельзя пользоваться телефоном на уроке, значит, и учителю не стоит. Мы проговорили это с коллективом. На занятиях смартфоны не используются, если нет специальной необходимости.
«Мы просто начали больше разговаривать»
А как к нововведению отнеслись сами ученики?
Одиннадцатиклассница Валерия Карпович признается:
– Да, на первых порах было непросто, но сейчас уже привыкли. На переменах больше общаемся между собой. Иногда играем не в телефоны, а в обычные игры: морской бой, слова. Стали лучше понимать друг друга.
Что касается учебы, по словам Валерии, привычные задания, которые раньше выполнялись через приложения или сайты, теперь ребята делают на интерактивных досках или отвечают устно.
– В целом, учебный процесс не пострадал. Технические средства есть. А насчет безопасности телефонов – мы уже привыкли доверять их сохранность педагогам, – говорит гимназистка.
«Сейчас мы играем и дружим»
А вот мнение пятиклассницы Милены Багеша:
– Мне это новшество нравится! Перемены теперь проводим вместе: кто-то приносит настольные игры. Также мы выходим с классным руководителем на улицу, общаемся. Раньше почти все сидели в смартфонах, а теперь веселее. Никто не проносит запасные телефоны – у нас так не делают.
«Стали ближе друг к другу»
Заместитель директора по воспитательной работе Анастасия Ивановна Сидорович отмечает, что изменения в поведении детей заметны невооруженным глазом:
– Ребята стали более общительными, спокойными, расположенными друг к другу. Видно, как на переменах дети заняты: одни повторяют материал, другие играют, кто-то просто разговаривает. А раньше в телефоне сидели в одиночку. Младшие дети в основном играли, старшие – общались в соцсетях. Теперь и тем, и другим важно научиться проживать время «здесь и сейчас». Конечно, адаптация может быть сложной. Поэтому мы стараемся предлагать альтернативы: подвижные игры, мероприятия на улице. Эмоциональная разрядка важна.
Родители без претензий
Как рассказывает Инна Васильевна Жданович, на родительских собраниях новую меру обсуждали подробно:
– Ни одной жалобы или нарекания не было. Все прозрачно, все понимают, зачем это сделано. Если родителям нужно связаться с ребенком, всегда есть классный руководитель. Связь есть.
Запрет не ради запрета
Опыт гимназии г.Клецка показывает, что ограничение на пользование мобильными телефонами в учебное время – это не просто административная мера, а шаг к формированию более живого, вовлеченного и сплоченного школьного сообщества. Там, где взрослые не просто запрещают, а предлагают замену – результат не заставляет себя ждать.
Хотя в первые дни после нововведения по всей стране в интернете активно обсуждалась «волна недовольства» среди школьников и родителей, реальная картина, особенно в регионах, выглядит совсем иначе.
Почти прошла первая учебная четверть, и за это время ни дети, ни родители массово не выражали недовольства в связи с решением Минобразования.
Школьники начали больше смотреть друг на друга, а не в экраны. И, как ни удивительно, им это начало нравиться.
Алексей КУЛЕШ. Фото автора.




Отправить комментарий