Сейчас загружается

Под счастливой звездой

Вот уже более 80 лет 22 июня является скорбным днем – Днем всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа. Живя под мирным небом, мы должны быть благодарны тем, кто положил свои жизни на алтарь свободы,  кто в боях и в тылу сражался за свободу и будущее. Но есть еще одна категория – чье детство украла война. С началом войны их привычный мир рухнул в одночасье: игрушки сменились инструментами, школьные парты – станками, а мечты о

будущем – просто борьбой за выживание. Тысячи мальчиков и девочек встали на трудовые и боевые рубежи. Взяв на себя взрослые обязанности, дети рано столкнулись с утратами, страхом и голодом, что закаляло их характер, формировало  стойкость и чувство долга перед страной.

Две страницы детства

Галина Яковлевна Кононович считает, что  родилась под счастливой звездой. Уроженка Столинского района много лет живет на Клетчине, но бережно хранит воспоминания о своей малой Родине.

 Родилась Галина Яковлевна в д.Деревная в 1934 году в многодетной семье. Жили они в собственном доме, имели земельный участок, большой огород, держали скотину. Как и многие другие, выживали благодаря подсобному хозяйству. Но детство было веселым и счастливым: лес, где много грибов и ягод; речка, где можно вдоволь купаться и практически руками ловить рыбу.

В тот день Галя со старшей сестрой возвращались из леса домой и обратили внимание, что на улицу вышло много людей. Они стояли группами и в одиночку, о чем-то шептались, некоторые женщины плакали. Уже дома узнали, что началась война. Родители ходили понурые, дети в полной мере не понимали значения этого слова. Через несколько дней в деревне появились немцы. Они по-хозяйски заходили во дворы, топтали своими огромными сапогами траву и требовали: «Матка! Яйка!» Дальше – больше. Людей выселяли из домов, где размещали немецких солдат. Лишилась крова и семья Галины – в их доме устроили немецкую столовую. Около 40 сельчан согнали в одно строение, где не было элементарных условий для проживания, а лишь много «Нельзя!»: нельзя зажигать свет (окна закрывали подушками), нельзя на улице мыться, хотя блохи и вши ползали по всему телу; нельзя рвать овощи в огороде, хотя очень хотелось есть…

Через несколько дней  начались настоящие бои. Было очень страшно. Особенно детям, никогда не слышавшим грохота выстрелов и крика раненых. Их детство навсегда было потеряно. Их глаза, помня все, слишком рано увидели, что такое беда, голод, смерть. Мальчишки и девчонки не играли в войнушку, они ее проживали.

В памяти маленькой Галины  запечатлелся и  курьезный случай, произошедший с ней в то время. Были у неё любимые кожаные тапочки, сшитые отцом, которые в спешке ни она, ни мама не забрали из занятого фашистами дома. Уж очень она их жалела: красивые, мягкие, удобные. И вот девочка решается пойти в дом и попробовать забрать их. Идет босиком по росной траве, а прямо перед ней автоматная очередь. Идёт дальше. Опять автоматная очередь и выкрики: «Партизанка!» Это немцы так шутили и пугали. А мама отругала и сказала, что она под счастливой звездой родилась – могли ведь и застрелить.

Спаслись побегом

– Вокруг гремели бои, – вспоминает наша героиня. Немцы согнали мирное население нескольких окрестных деревень и обозом погнали людей в сторону границы. Во время налета отец уловил момент, схватил меньших детей за руки и бросился в лес. Следом мама с маленьким братиком на руках.  Спали под открытым небом, боялись попасть на глаза немцам. А вокруг тяжёлый гул советских самолетов, летящих с бомбами на вражеские позиции, а потом совсем другой звук: значит, сбросили на врага смертоносные снаряды. Долго шли, иногда останавливаясь и задумываясь – куда деться? Лето, жара, вокруг убитые животные, тяжелый воздух наполнен гнилостным запахом. Усталость такая, что еле ноги волочили. Наконец вышли к заброшенному хутору. Вокруг ни русских, ни немцев. Ночевали здесь в сарае. На зорьке раздавалось разноголосое пение птиц, будто и нет никакой войны, чистое небо виднелось сквозь крышу и  вокруг – приятная тишина. Сидеть в этом сарае и чего-то ждать не имело смысла, решили двигаться дальше. Вышли к пустующей деревне. Жители или сами ее оставили, или их угнали немцы. Только остановились в какой-то избе, как услышали выстрелы и немецкую речь – отстреливали уцелевшую домашнюю птицу. И все время выстрелы, взрывы снарядов!

Под немецким прицелом

Вспоминает Галина Яковлевна и мадьяров на повозках. Они двигались обозом  по территории Столинского района, отличались своей наглостью  и развязностью,  останавливались в населенных пунктах, съедали все живое, что было в сараях. Отец предупреждал не попадаться им на глаза. Галина в силу своего возраста не совсем понимала всю опасность встречи с мадьярами, но, Слава Богу, и  в этот раз их семье повезло. Отчетливо засел в памяти день, когда немцы с самолетов разбрасывали разноцветные листовки. Яркие и красочные, они описывали прекрасную жизнь в Германии. Об этом ей рассказала старшая сестра, которая до войны уже училась в школе и умела читать. Дети мчались вслед за самолетом и собирали разноцветные бумажки. Это была как бы игра – кому больше достанется. В поисках Галина добежала почти до окопов, по которым сверху были уложены скрутки проволоки. Как раз под ними и лежало много интересных листиков. Девочка села под проволоку и начала их собирать. Прямо перед ней в окопе разместился немецкий солдат с автоматом в руке. Он внимательно смотрел на девочку, но не выстрелил. «Родилась под счастливой звездой!» – с легкой улыбкой говорит Галина Яковлевна и продолжает свой рассказ.

– Шли дальше, искали кров для семьи.  Русские войска приближались, немцы отступали, но при этом минировали все вокруг. Минные «засады» были везде: в лесу, поле, деревнях, на обочинах дорог. С сестрой и отцом решили сходить  в родную деревню, чтобы разведать ситуацию, сколько же можно скитаться в поисках крова и ночлега?! Отец, еще достаточно молодой мужчина, не был призван в армию из-за увечья, полученного на лесопилке: лишился пальцев на одной руке. Высоким, красивым, сильным – именно таким я его запомнила. Недалеко от деревни папа подорвался на мине, был тяжело ранен. Мама отвезла его в военный госпиталь, располагавшийся недалеко от деревни, но врач сказал, что надежды нет, слишком тяжёлое ранение. Отец не выжил. А  нам с сестрой повезло. «Родилась под счастливой звездой!», – как рефреном повторяет женщина.

Испытание болезнью

Испытания для Галины и её семьи не закончились смертью отца: вся семья заразилась тифом. Из лечения только собственные внутренние ресурсы и народные средства. Вот тут, наверное, и сыграл свою роль аир, обладающий противовоспалительными свойствами, корни которого, из-за отсутствия еды, вытягивали из воды, очищали от слизкой оболочки и с удовольствием грызли голодные дети. Обошлись без лекарств, но 10-месячного братика спасти не удалось. Тиф свирепствовал, многие умирали семьями. Галина опять делает вывод, что родилась под счастливой звездой.

Жили тяжело, без хозяина в доме было туго: ни огород вспахать, ни сена накосить, ни дом отремонтировать. Мама падала от усталости, но прокормить всех была не в силах. В Столине жили тетка с дядей. Вот они и решили забрать к себе на проживание Галину – и в доме будет одним ртом меньше, и родственникам  поможет – у них подрастала  9-месячная дочка. Так девочка и осталась в их доме на долгие годы.

Жизнь после

Галина Яковлевна хорошо помнит момент, когда узнала об окончании войны. Это была неописуемая радость для всех и одновременно грусть, потому что им некого было встречать с фронта. Сложным было и  послевоенное время. Разруха, невспаханные поля заросли дикими травами, в школе писали синькой на книгах и старых газетах, не было учебников. Но постепенно жизнь налаживалась. В магазинах появились продукты, в аптеках – лекарства, в школу возвращались учителя-фронтовики.

После окончания школы девушка поступила в Пинский финансово-кредитный техникум, затем приехала на работу в Клецк. Вышла замуж, родила троих детей,  работала в банке, было время, когда ездила на работу в Несвиж, а потом пошла на механический завод, откуда и вышла на заслуженный отдых. Живет на тихой городской улице в собственном доме вместе с младшим сыном и его семьёй. У нее четверо внуков и трое правнуков. В свой  91 год Галина Яковлевна обладает чудесной памятью, юмором, трудится на огороде, не желая сидеть сложа руки. Приятная, улыбчивая и добродушная, она радуется приходу гостей, с удовольствием общается.  Всем землякам желает мирного неба, быть добрее друг к другу, помнить о своих родных и близких, жить и радоваться жизни.

Дети войны… Особая, трагическая и в то же время героическая страница нашей истории, которую мы должны беречь, помнить и передавать следующим поколениям. Опыт людей, переживших это время – самый настоящий урок мужества, ответственности и любви к Родине, даже для самых маленьких и уязвимых. А в тревожном современном мире всегда должно звучать напоминание о необходимости защищать детство от ужасов прошлого века. Пусть больше это не повторится никогда!

Людмила Иванейчик, внештатный автор.

Фото Полины Дегтяревой.

Отправить комментарий

Возможно, пропустили