Сейчас загружается

Мир спасен (История одного рукопожатия)

Из десятка фотографий, сделанных в апреле 1945 года на берегу немецкой реки Эльба, самая известная – из журнала «Лайф». Это снимок командира взвода автоматчиков Александра Сильвашко и младшего лейтенанта разведывательной службы Уильяма Робертсона. Удачному черно-белому кадру навсегда было суждено стать символом соединения войск 1-го Украинского фронта и 1-й армии США вблизи города Торгау. В результате остатки немецких частей были расколоты, а спустя несколько недель Германия капитулировала.

Тем самым советским солдатом, который тепло приветствует американского пехотинца на фоне штабного плаката «Запад встречается с Востоком», оказался уроженец Черкасской области, чья послевоенная жизнь была связана с Беларусью и Клецким районом.

Александр Сафронович позже так вспоминал это событие:

«Утром 25 апреля город Торгау и его окрестности окутал туман. О том, что происходило на противоположном берегу Эльбы, нам было неизвестно. И это неведение еще больше томило. Около одиннадцати часов стало светлеть. Вдали виднелся мост, взорванный фашистами при отступлении. А потом мы  заметили флаг на ратуше. Понять, чей это стяг, было почти невозможно. Среди солдат пробежал разговор: не очередная ли провокация?

Накануне взвод автоматчиков, которым я командовал, вышел к водному рубежу. На другой стороне Эльбы появились офицеры с белыми повязками на рукавах. На немецком языке обратился к ним на предмет сдачи в плен. Предложение было принято. Стали пробираться по мосту, и вдруг фашисты открыли огонь. В тот момент нас спасла только бдительность. Поэтому, когда увидели флаг на ратуше, дали два предупредительных выстрела из противотанкового орудия. Затем услышали слова: «Москва! Америка!» Стало понятно, что подошли войска США».

Легендарный снимок Сильвашко и Робертсона был сделан в расположении американских войск. Это хорошо помнит лейтенант Сильвашко:  

«Как только я доложил о встрече, в мой окоп примчались майор Ларионов и другие офицеры. По приглашению Робертсона отправились на его джипе в штаб 69-й пехотной дивизии. Туда уже сообщили, и нас ждали. Хотя час был поздний, встретили радушно, даже празднично. Репортеров столько, что невозможно от них оторваться, еле поужинали. Впечатлений много, гостеприимство столь обильно, что незаметно прошла ночь. Тосты за наши армии и страны. И бесконечное фотографирование на память».

Растиражированный кадр со своим участием Александр Сафронович увидел спустя долгое время:

– Да я и не знал, что есть такое фото. Повторяю, во время встречи на Эльбе фоторепортеры делали, наверное, тысячи снимков. Никто тогда из нас, по крайней мере я, и не думал, что в газетах со временем будет печататься столько фото о том событии. А тут еще холодная война, тема встречи стала непопулярной. Жил спокойно в Колках, работал директором местной школы и никогда того фотоснимка не видел. Но в 1955 году готовилась встреча в Вашингтоне американских и советских ветеранов войны. В состав нашей делегации включили и меня. К сожалению, мы в США не полетели – их госдепартамент отказал в выдаче виз.

Молодцы американские ветераны: через некоторое время в Москву, вопреки усилиям официальных властей США, прибыла делегация из девяти участников встречи на Эльбе. Возглавил ее Джозеф Половски, бывший рядовой 273-го пехотного полка 69-й дивизии. Верный солдатской памяти, он создал в США Ассоциацию американских ветеранов встречи на Эльбе. А главное – привез тогда в Москву огромное количество интереснейших фотоснимков. Они сразу же разошлись по рукам участников, и каждый надеялся, что вдруг и он есть на фото.

Я также с большим интересом рассматриваю снимки. И вдруг – чудо: узнаю на фото самого себя и американского офицера Уильяма Робертсона. Гляжу на нас обоих, и дух перехватывает от волнения, будто вновь возвращаюсь на Эльбу в апрель.

Дочь Александра Сафроновича – Татьяна – рассказывала в своих интервью, что семья Сильвашко после окончания войны не раз ездила в немецкий Торгау. Приезжала в Беларусь и семья Уильяма Робертсона. Наша землячка сообщила журналистам:

– Папа по-дружески называл его Вилли, – отмечает Татьяна Александровна. – Помню, как он старательно готовился к этим встречам, поездкам. Советский комитет ветеранов войны пригласил Робертсона на встречу с отцом в честь тридцатилетия Великой Победы. Поседевшие ветераны спустя время обнялись с такой же теплотой, как тогда на Эльбе. Каждый год 25 апреля папа ездил в Торгау на торжества. Стал почетным гражданином немецкого города.

В один из таких визитов в Германию Александра Сильвашко лично встретил реставратор старинной военной техники Владимир Протасеня: 

«В моей коллекции есть машины времен второй мировой, и немецкая сторона несколько раз приглашала меня поучаствовать в реконструкции исторических событий на Эльбе. И лет 20 назад мы приехали колонной в город Торгау. Я был за рулем одного из автомобилей. Один из организаторов праздника попросил провезти по спланированному маршруту фронтовиков. Ко мне подсел Александр Сафронович Сильвашко. Удалось пообщаться во время пути. Мне понравилось чувство юмора нашего ветерана. Вместе с тем, он произвел впечатление скромного человека, который не кичится тем, что является героем знаменитой на весь мир фотографии со встречи на Эльбе. Мы проехались по дорогам, по которым передвигались советские и американские войска. Поэтому что-то из увиденного постоянно вызывало реакцию у фронтовика. Несмотря на нахлынувшие воспоминания о войне, он был в бодром расположении духа. Его везде принимали, как героя».          

В школьном музее агрогородка Морочь, где прожил свои последние годы Александр Сильвашко, создана отдельная экспозиция с архивными документами и фотографиями, которые знакомят молодые поколения клетчан с биографией человека, вписавшего собственное имя в историю.

Среди артефактов – бумажная салфетка с печатью президента США Рональда Рейгана. Ее наш земляк, видимо, взял на память, после торжественного ужина в Белом доме, устроенного в честь приезда делегации из СССР в 1987 году. 

Уже давно не стало обоих участников знаменитого фото. Уильям Робертсон умер в 1999-м в Лос-Анджелесе, а Александр Сильвашко покинул этот мир в 2010-м на 88 году жизни.

На фото из журнала «Лайф» они навечно остались молодыми. Их измученные боями с врагом красивые лица светятся от счастья. Солдаты радуются, что спасли мир.    

Юрий МЫСЛИЦКИЙ.

Мир спасен

Берлинская операция началась 16 апреля и закончилась 2 мая 1945 года. 1-й Белорусский фронт маршала Жукова взял столицу при поддержке с юга частей 1-го Украинского маршала Конева и с севера частей 2-го Белорусского маршала Рокоссовского – это стало фактическим завершением войны.

Замысел операции был таков. Взять Берлин поручалось войскам 1-го Белорусского, которые в течении двух недель после этого должны были выйти к реке Эльбе. 2-й Белорусский должен был «очистить» земли к северу от Берлина и выдавить немцев к Балтике. 1-му Украинскому ставилась задача изолировать с юга группу армий «Центр» от берлинской группировки и за 10 дней достичь Эльбы в районе Дрездена.

Итогом Берлинской операции должен был стать не только захват столицы Германии и соединение с союзниками, но и полная капитуляция боеспособных частей третьего рейха. Захватить Берлин быстро было важно и потому, что часть немецкой верхушки начала переговоры с представителями союзников для заключения с ними сепаратного мира, направленного против СССР.

Сделав около 15 тысяч (!) аэро­фотоснимков, в штабе 1-го Белорусского фронта получили точный макет Берлина для создания плана его штурма и боев в ключевых точках столицы. 14 апреля три десятка передовых отрядов провели разведку боем для вычисления огневых точек противника. А саперы навели через Одер 25 мостов и 40 паромных переправ. Взятие Берлина обеспечили пять фронтовых операций.

Главный удар поначалу наносили 5 общевойсковых и две танковые армии 1-го Белорусского фронта с Кюстринского плацдарма (60 км до Берлина). 25 апреля кольцо вокруг Берлина сомкнулось. Непосредственно столицу штурмовали 6 армий 1-го Белорусского и 3 армии 1-го Украинского фронтов. В их составе было до 460 тысяч человек, полторы тысячи танков и самоходок, 12 700 орудий и минометов. Им противостоял 200-тысячный гарнизон, имеющий не менее 3000 орудий и около 250 танков.

К 27 апреля немцы держали оборону на полосе в 16 км длиной и от 3 до 5 километров шириной. К вечеру 28 апреля части 3-й ударной армии вы­шли к Рейхстагу. Соседнее с ним здание МВД было захвачено утром 30 апреля. И хотя первое знамя на крыше Рейхстага было водружено в тот же день в 14:25, его гарнизон капитулировал лишь в ночь на 2 мая. В 6 утра 2 мая командующий обороной Берлина генерал Вейдлинг с тремя генералами сдался в плен и подписал приказ о капитуляции. К концу суток войска 8-й гвардейской армии Чуйкова очистили центр Берлина.

Битва за Рейхстаг 30 апреля вошла в историю как одна из самых упорных последних схваток с гитлеровцами. События этого сражения многим запомнились по фильму «Последний штурм» киноэпопеи «Освобождение» со знаменитой песней Михаила Ножкина «Последний бой». Нашим солдатам именно оставалось сделать «еще немного, еще чуть-чуть». Но овладеть сходу в утренние часы Рейхстагом не получилось. Повторный штурм был предпринят после полу­дня. Характерно, что даже в ситуации, когда исход войны был полностью ясен, остатки немецких войск предпринимали яростные контратаки. Советским солдатам приходилось не только сражаться с противником, но и с беспощадным огнем и дымом. С нашей стороны были раненые, задохнувшиеся в этом аду в центре германской столицы.

Только когда первомайским вечером бойцам Степана Неустроева удалось загнать гитлеровцев в подвалы здания, поняв бессмысленность сопротивления, немецкий гарнизон согласился на переговоры. Правда, немцы были готовы сложить орудия, если только советские войска покинут огневые позиции. Советская сторона это предложение отвергла и потребовала безоговорочной капитуляции. Ранним утром 2 мая немецкий гарнизон защитников Рейхстага капитулировал.

Кто и когда водрузил Знамя Победы над Рейхстагом?

Историки утверждают, что при штурме Рейхстага в разных местах нашими солдатами было установлено около сорока советских штандартов. Солдаты Победы поднимали на обгоревших колоннах, лестницах, балконах полуразрушенного здания красные флаги – от знамен частей до самодельных. Старинное здание Рейхстага состояло из множества башенок. Поэтому можно понять эмоциональный порыв советских воинов, дошедших до логова фашистского зверя и стремившихся скорее поднять родное красное полотнище над поверженной немецкой столицей. Один из участников сражения за Рейхстаг Абдулхаким Исмаилов утверждал, что еще 28 апреля, то есть в первый день боя, он с товарищами поднял красный флаг на одной из башенок здания. Через пару дней Абдулхаким Исмаилов станет участником знаменитого фотоснимка Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом».

Однако ответ на главный вопрос: «Кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине?» – школьники знали точно. Имена русского красноармейца Михаила Егорова и лейтенанта, уроженца грузинской Сванетии, Милитона Кантария были известны миллионам советских людей – от участников битвы за Берлин, ветеранов Великой Отечественной войны до обычных мальчишек и девчонок.

Берлинская операция привела не только к падению столицы третьего рейха и деморализации и сдачи в плен той части фашисткой верхушки, которая оставалась в живых. После 2 мая и вплоть до 8 мая, когда был подписан акт о капитуляции Германии, масштабных оборонительных или наступательных действий со стороны остатков вермахта практически не велось, а около 200 тысяч заключенных нацистских лагерей в зоне операции были освобождены.


Лидия Андреевна Овчаренко

2 мая 1945 года Лидия заступила в Берлине на «пост №1» возле Бранденбургских ворот. Во время работы на посту она была сфотографирована фотокорреспондентом газеты «Правда» Яковом Рюмкиным. Ее фотография была напечатана во многих газетах и облетела весь СССР и зарубежные страны. Благодаря снимку она стала знаменитой. Из каждой машины ее приветствовали солдаты со словами: «Сестренка, с Победой!». Лидию Андреевну прозвали «хозяйкой Бранденбургских ворот».

Мирон Ефимович Кузовлев

В 4 часа утра 16 апреля 1945 года под прикрытием артиллерийской подготовки подразделения 23-й стрелковой дивизии перешли в наступление с Кюстринского плацдарма в районе населенного пункта Киниц. Следуя непосредственно за огненным валом, первым немецких позиций достиг взвод гвардии старшины Кузовлева. В траншеях в этот момент от огня артиллерии пряталось более взвода немецких солдат, но численное превосходство противника не смутило гвардейцев. Сходу уничтожив гранатой пулеметную точку, Мирон Ефимович со своими бойцами ворвался в немецкие траншеи и в ожесточенной рукопашной схватке овладел ими, уничтожив при этом до 50 немецких солдат и офицеров и еще 30 взяв в плен.

Сергей Никифорович Андриянов

Пулеметчик С.Андриянов 16 апреля с группой разведчиков углубился в оборону противника. Андриянов скрытно пробрался к доту, откуда по ним вел огонь пулемет, и бросил в амбразуру две гранаты, тем самым заставив пулемет замолчать. После этого он вступил в бой с пятью гитлеровцами, четверых из них сразив из автомата, а пятого –  пленив. 1 мая Андриянов отличился в боях на улицах Берлина, в числе первых он проник во двор имперского театра, точным броском гранаты уничтожил расчет зенитной пушки, а затем с разведчиками в помещении театра поразил семь гитлеровцев, удержав с товарищами позиции до подхода основных сил батальона.


Факты о битве

Берлинская наступательная операция занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самое крупное сражение в истории. С обеих сторон в нем участвовало около 3,5 млн человек, 52 тысячи орудий и минометов, 7750 танков и 11 тыс. самолетов. Впервые с начала войны превосходство советских войск в живой силе и технике было не просто значительным, а подавляющим.

В Берлине насчитывалось более 400 железобетонных долговременных сооружений. Самые крупные – врытые в землю шестиэтажные бункеры – вмещали до тысячи человек.

За штурм Берлина было вручено больше наград, чем за все остальные военные операции. Медали «За взятие Берлина» удостоены около 1 млн 100 тысяч человек.

 Марина Калейник, учитель истории Клецкой СШ №1.

#80летвеликойпобеды   #деньпобеды

#Беларусьпомнит_Минщинагордится

Отправить комментарий

Возможно, пропустили