С каждым годом все меньше остается участников и живых свидетелей Великой Отечественной войны. На Клетчине проживает один участник и семь несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Пожилые седовласые земляки до сих пор не могут забыть те ужасы, которые им пришлось пережить в годы страшного лихолетья.
Сегодня, в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, к Нине Демидовне Курочкиной, Валентине Иосифовне Буйвило, Евгении Александровне Сафроновской, Анатолию Альбертовичу Жванскому с доброй миссией приехали Марина Бобко, председатель районной организации РОО «Белая Русь», Аксана Жданко, председатель Клецкой районной организации Белорусского Красного Креста, и Валентина Воропай, ответственный секретарь совета Клецкой районной организации ветеранов. В этот день представители общественных организаций также поздравили с праздником и вручили подарки Тамаре Трофимовне Барановой.
В адрес узников звучали искренние пожелания здоровья, долгих лет жизни, благополучия, хорошего настроения и мира. Услышали они слова признательности за мужество, стойкость, за добросовестный труд в послевоенное время.
Земляки в свою очередь поблагодарили гостей за заботу, добрые, искренние слова и подарки.
– Спасибо вам большое за внимание, которое оказываете нам, за ваше тепло. Нам приятно и радостно, что нас не забывают, – сказала Валентина Иосифовна.
Люди, прошедшие через ад концлагерей, перенесшие ужасы нацизма, сегодня желают молодому поколению светлого, ясного, чистого неба над головой, а также ценить и сохранять то, что имеем сегодня.

У каждого из них своя история, своя боль и свой страх. Им трудно делиться тяжелыми воспоминаниями о немецком рабстве. Сразу начинает щемить сердце и дрожать голос от волнения.
Евгении Александровне было всего лишь два годика, когда ее, сестру, маму вместе с другими односельчанами угнали в Германию. Что им там довелось пережить, она знает из воспоминаний мамы, наполненных горечью и болью.
– Я родилась в деревне Крупеники. Это бывший Слуцкий район, теперь Любанский. Это была партизанская зона. Недалеко располагался немецкий аэродром. Партизаны взорвали несколько самолетов. За что каратели жестоко отомстили: они сожгли от первого до последнего дома в селе и погрузили жителей в машины, кто в чем был одет, не дали возможности хоть что-то взять с собой, – говорит Евгения Александровна. – Нас вывезли в Германию. По приезду взрослых отправили в концлагерь, а детей в госпиталь. Нас использовали в качестве доноров крови. Моя старшая сестричка Валечка умерла. Маме только тело ее показали со второго этажа. А меня вернули совсем слабой, я не могла уже даже ходить. Чудом выжила.
Несовершеннолетняя узница с дрожью в голосе продолжает:
– Мама рассказывала, что мы жили в поселке возле самой французской границы. Сначала родительница работала у бауэра. Затем нас забрала к себе немка Эльза, злая женщина. Она издевалась над работниками, практически не кормила их. Таким образом хотела отомстить за мужа, который погиб на Восточном фронте, и за погибшего девятнадцатилетнего сына.

Евгения Александровна отмечает, что узников освободили американские солдаты:
– Они предлагали остаться и работать, убеждали, что здесь будем хорошо жить, никто издеваться не будет. А в Беларуси нас ждут одни только руины и бурьян. Некоторые согласились. Но многие категорически отказались. Потому что нет ничего дороже, чем родная земля.
Немногим ранее добрые поздравления прозвучали в адрес узников Ивана Васильевича Каленчица, Анатолия Михайловича Анохина.
96-летний Иван Васильевич Каленчиц – самый пожилой узник, проживающий в Клецком районе. Он поделился своими воспоминаниями:
– Я родился в 1929 году в д.Мацкевичи Копыльского района. Когда началась война, мне было 12 лет. В то время я проживал вместе с матерью в г.Кировске Могилевской области. Было трудно, своего жилья не имели, скитались по съемным домам.

Помню, как нас с мамой вывезли в Германию. 1 год и 10 месяцев я отработал у бауэра на сельскохозяйственных работах, управлял волами.
В апреле 1945 года узников освободили американские войска. Немного позже пришли и советские солдаты.
Радость, которую ощутили, узнав о Победе, невозможно передать словами.
Не дождавшись всеобщей отправки, мы, я, мама и еще два мужчины, взяли ночью у бауэра коня и поехали домой. На реке Бобр нас остановили военнослужащие воинской части. Здесь мы с матерью задержались на пару лет. Работали вольнонаемными.
Спустя два года вернулись в родную Беларусь. Сначала нас привезли в Гродно и разместили в фильтрационном лагере, где мы пробыли месяц. Оттуда нас забрал брат мамы, который жил в Синявке Клецкого района.
Сегодня мы не должны забывать о тех неимоверных страданиях, через которые прошли узники фашистских концлагерей, и той силе духа, которую они проявили. Мы должны помнить горькие страницы прошлого и передать эту память будущим поколениям, чтобы больше никогда не повторилась такая трагедия.
Ирина ЖДАНКО.
Фото Инны ФЕДАРЧУК.
#Живыесвидетели #Беларусьпомнит_Минщинагордится
Отправить комментарий