Сейчас загружается

900 дней осады

Блокада – самая трагическая страница в истории Ленинграда. Ее началом считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь со всей страной.

Однако жители потеряли возможность покинуть город двумя неделями ранее: железнодорожное сообщение было нарушено 27 августа. На вокзалах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток.

В октябре ленинградцы почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от недоедания на улицах и на работе, а позже появились смерти от истощения.

Запасы продовольствия доставлялись в город как по воздуху, так и по замерзшему Ладожскому озеру. Но все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнем противника.

Нормы хлеба все время уменьшались. Если в сентябре 1941 года суточная норма для рабочего составляла 600 граммов, то в ноябре она сократилась до 250 г. Все остальные, в том числе и дети, получали всего по 125 г. Но и столько хлеба печь было не из чего: в тесто добавляли все, вплоть до древесных опилок.

Представляя жизнь людей в блокадном Ленинграде, вспоминаю, как  к нам, ученикам Домоткановичской средней школы, на встречи приходила бывшая блокадница Прасковья Трофимовна Крышева (она работала в амбулатории участковой больницы). Как же трогательно она говорила о том, насколько бережно люди относились к  хлебу!

Радиосеть несла информацию для населения. Быстрый ритм (150 ударов в минуту) знаменитого метронома, вошедшего в историю города, означал воздушную тревогу, медленный – отбой.

Летом 1941-го из Ленинграда было эвакуировано много детей, осенью возле города шли бои. Многие учебные заведения были отведены под госпитали или эвакуационные пункты. Уроки в классах начались не в начале сентяб­ря, как обычно, а только 3 ноября 1941 года. Открылись 103 из 408 работавших до войны школ. Лишь в 39 из них занятия продолжались всю блокадную зиму.

В ноябре 1941-го положение горожан резко ухудшилось. Собственных запасов продовольствия у населения уже практически не было. Смертность от голода стала массовой. Рыть могилы в промерзшей земле было тяжело, поэтому хоронили десятки, а иногда и сотни трупов в братские могилы, не зная имени погребенных.

Жительница блокадного города Елена Скрябина в дневнике записала: «Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают».

Голод не единственная трудность, которая подстерегала ленинградцев. Сильные морозы еще больше ужесточили условия их существования.

С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива: выработка электроэнергии составляла всего 15% от довоенного уровня. Прекратилось централизованное отопление домов, замерзли или были отключены водопровод и канализация. Люди делали проруби в Неве и совершали настоящие подвиги, добираясь до воды.

Главным отопительным средством для большинства обитаемых квартир стали особые маленькие печки-буржуйки. В них жгли все, что могло гореть, в том числе мебель и книги.

Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах, кроме оборонных предприятий.

В дни блокады горожане объединялись, чтобы помочь тем, кто оказался на грани жизни и смерти. Специальные бытовые отряды обходили квартиры. В период зимы 1941-1942 годов с ростом смертности от истощения с каждым днем стала возрастать численность детей, потерявших родителей.

С ранней весны 1942 года по решению городских властей началась массовая централизованная заготовка съедобных дикорастущих растений. О степени их использования в питании горожан свидетельствует сохранившееся меню столовой одного из цехов Кировского завода в 1942 году: щи из подорожника, пюре из крапивы и щавеля, котлеты из свекольной ботвы, биточки из лебеды, «печень» из жмыха. Использовались также капустный лист и свекольная ботва.

В течение 1941-1942 годов было предпринято несколько попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными.

12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов, при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия, в ходе операции «Искра» перешли в наступление и 18 января объ­единились на левом берегу Невы, тем самым прорвав блокаду Ленинграда.

Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной сухопутным путем, заменив ледово-паромную переправу – «Дорогу жизни».

«Дорога Победы» – временная железнодорожная линия «Поляны-Шлиссельбург», действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944,  тоже использовалась для доставки грузов в блокированный Ленинград. Она пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3-4 километрах от немецких  артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». 33-километровая «Дорога Победы», построенная за 17 дней, сыграла важную стратегическую роль в обороне Ленинграда.

Утром 14 января 1944 года ленинградцев разбудил гул оглушительной канонады. Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием «Январский гром» по полному снятию блокады города.

Уже к 20 января советские войска добились значительных успехов.  Соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород.

27  января 1944 года Ленинград был полностью освобожден.

Марина Калейник, учитель истории Клецкой СШ №1.


Герои блокадного Ленинграда

Нина Куковерова

Войну Нина встретила в д.Нечеперть Тосненского района, куда семья отправилась на летний отдых. Отец ушел на фронт, а Нина с семьей осталась в деревне, которую вскоре заняли немцы.

Девушка не осталась в стороне и начала посильно помогать партизанам. Когда стало известно, что отец Нины погиб, защищая Ленинград, она ушла в партизанский отряд и стала незаменимой разведчицей.

Немцы объявили Куковерову своим злейшим врагом. Местный староста-предатель выдал местонахождение девушки. Ее схватили и подвергли чудовищным пыткам. Изуродованное тело партизанки с петлей на шее нашли в подвале, спустя несколько дней. Нине было 15 лет.

Таня Савичева

Таня Савичева – маленькая девочка, ученица начальных классов из Ленинграда, стала знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику. Страшному дневнику, в котором она заполнила всего 9 страниц и который стал одним из главных скорбных символов Великой Отечественной войны. Вместе с другими юными ленинградцами Таня помогала взрослым тушить зажигательные авиабомбы и рыть окопы.

Под буквой «М» Таня записала – «Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»; под буквой «С» – «Савичевы умерли»; под буквой «У» – «Умерли все»; под буквой «О» – «Осталась одна Таня».

Факты о жизни в блокадном Ленинграде

18-летние ленинградки добровольно вступили в 34-й отдельный инженерный батальон миноразыскников и истребителей танков. Их батальон называли «девичья команда». Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов.

13 сотрудников Института растениеводства имени Вавилова не стали покидать осажденный город, чтобы сохранить огромный фонд зерновых культур для ленинградцев. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах.

#80летвеликойпобеды   #деньпобеды

#Беларусьпомнит_Минщинагордится

Отправить комментарий

Возможно, пропустили