Сейчас загружается

Мемориальный комплекс в центре Клецка будет отмечать свой 40-летний юбилей

IMG_2921Совсем недавно майским утром все мы пришли сюда, чтобы отдать дань памяти воинам-освободителям и нашим землякам, погибшим в годы военного лихолетья. С трехблочного высокого пилона мемориального комплекса в городском сквере на нас спокойно и уверенно смотрели три лица – воина, партизана и женщины, символизирующих единство народа, самоотверженно сражавшегося с фашизмом. В год 70-летия Великой Победы это святое и любимое клетчанами место будет отмечать свой 40-летний юбилей…
Молодым жителям нашего города, да и людям среднего возраста кажется, что здесь, на площади, так было всегда: без малого 15-метровый пилон в центре, холм с мемориальной стеной, на которой высечены фамилии воинов, погибших при освобождении Клецка, Вечный огонь в пятиконечном рельефном обрамлении, аллея и пять бетонных блоков с мемориальными досками, на которых выбиты наименования воинских частей и партизанских соединений, освобождавших район от гитлеровских захватчиков. С правой стороны у входа – еще один блок с надписью, посвященной жителям Клецкого района, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Однажды побывавшие в нашем городе гости по фотографии этого места узнают его и через годы. Но почти никто не знает подлинную историю создания мемориала, которая тоже по-своему удивительна.
1975 – завершающий год девятой пятилетки. Управление всей нашей огромной многонациональной страной (кто-то помнит, а кто-то и не знает) осуществлялось руководством коммунистической партии. Система партийного подчинения не подразумевала никаких инициатив, не согласованных с вышестоящими органами. Заниматься «самодеятельностью» не позволялось ни в каких вопросах, даже в тех, которые укрепляли авторитет партии в целом и отвечали задачам того времени. Слова «новаторство», «новое мышление», «мотивация к поиску», «креатив» возникли гораздо позже, и хотя в людях, занимавших государственные посты, они жили своей сутью, но каждый внутренне зажимал ростки любых свежих идей, понимая, в какую личную проблему они в конечном итоге могут вырасти. И в это время в районную казну поступает крупная сумма денег, выделенная на отрасль культуры. Сегодня бы это назвали «целевым назначением», практически то же подразумевалось и тогда. Первый секретарь районного комитета партии Вячеслав Иосифович Алешко, работавший к тому времени на Клетчине не первый год, решил пойти на риск…
– В короткий срок, пока там, наверху, разберутся, что у нас здесь, в райцентре, происходит, нужно было создать мемориальный комплекс советским воинам, партизанам и клетчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, – начинает откровенничать спустя годы Вячеслав Иосифович. – В срочном порядке собираем строительную бригаду, в помощь им зовем студенческий стройотряд и начинаем работать.
Архитекторы Евгений Ковалевский, Сергей Карпов, Валерий Рысаков предложили вариант проекта и, выслушав пожелания Вячеслава Иосифовича, внесли туда некоторые изменения.
– Считал очень важным, чтобы в этом мемориале была увековечена память не только сложивших головы в боях при освобождении города, но и не забыты имена его 7 250 жителей, погибших от фашистских карателей за три года войны, – как вчерашнюю встречу вспоминает разговор с творческими людьми В.И.Алешко.
Он же перед ними и теми, кто чертежи превращал в бетонные конструкции, поставил два принципиальных условия: работать без огласки, трудиться день и ночь. Вячеслав Иосифович понимал, что в тот момент, когда все раскопали, вырезали деревья, когда взволновалась самая неравнодушная часть общественности, которая существовала во все времена и любым преобразованиям предпочитала привычку к постоянству, появись в Клецке даже заведующий отделом обкома партии, его по голове не погладят. Но район к тому времени уже имел свой авторитет, в нем строились комплексы и начало возводиться жилье, надеждой на то, что совсем уж снести голову не должны, был и недавно полученный орден «Знак почета».
– Безусловно, можно было бы установить памятник Ленину, который был почти в каждом городе, но я почему-то думал, что это не навсегда, хотя, конечно, ни с кем этими мыслями не делился. А вот мемориал погибшим на войне – это совсем иная альтернатива, – еще больше открывает душу Вячеслав Иосифович, сам потерявший на войне отца-пулеметчика, чей прах покоится у памятного монумента в Варшаве.
И, нужно сказать, все благоприятствовало задуманному, а первый секретарь Минского обкома партии Иван Евтеевич Поляков и Председатель Совета Министров БССР Тихон Яковлевич Киселев, оба – члены бюро ЦК КПБ, прибыли как раз вовремя – комплекс был возведен.
«Посмотри, что соорудил этот человек!» – обратился Иван Евтеевич к Тихону Яковлевичу, и с вопросом: «Почему не сказал, какая тут у тебя стройка?» – повернулся к Алешко. Тот был готов к подобному разговору. «Да разве ж тогда разрешили бы?» – ответил вопросом на вопрос Вячеслав Иосифович, внутренне понимая, что за сделанное ругать не должны – с первого взгляда были видны масштабы осуществленного проекта и его цель. «Конечно, не разрешили бы! Это же такая ответственность!» – прозвучали заранее известные слова.
Безусловно, потом разговор продолжился, руководители высокого ранга еще несколько раз пожурили за несанкционированность проведенных работ, но только на словах. Из окна кабинета первого секретаря РК КПБ в новом здании Дома Советов еще лучше можно было оценить открывшуюся панораму, ставшую с того момента визитной карточкой нашего города.
Сегодня сюда приносят цветы молодожены и делают в сквере трогательные фотографии в свои свадебные фотоальбомы, с колясками гуляют мамы с малышами, которые спустя несколько лет классами приносят к Вечному огню яркие майские тюльпаны, в почетном карауле в таких же алых галстуках приветствуют участников торжественных мероприятий пионеры городских школ, получают воинское напутствие призывники, возвращаются мыслями в военное прошлое фронтовики. И каждый из нас замирает во время праздничного салюта – с благодарностью в сердце миллионам погибших за право жить в свободной независимой стране.

Жанна Гордиевич.
Фото Александра Абрагимовича.

Отправить комментарий