Право граждан, их представителей, индивидуальных предпринимателей, представителей юридических лиц на обращения в организации

Конституция Республики Беларусь предоставляет и гарантирует своим гражданам, их представителям,  юридическим лицам право и свободы, а также наделяет их средствами для защиты, в качестве одного из которых выступает институт права граждан и юридических лиц на обращения в организации.

Право граждан, их представителей,  представителей юридических лиц на обращения в организации имеет широкую правовую базу, основу которой составляет Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 года №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» ( в дальнейшем Закон).               

Законодательная норма, закрепляющая право на обращения граждан, юридических лиц носит общий характер, распространяет свою силу на многие сферы жизнедеятельности, за исключением обращений, рассматриваемых в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйствен-ным процессуальным, уголовно-процессуальным судопроизводством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения.

Обращения граждан,  индивидуальных предпринимателей, юридических лиц должны соответствовать требованиям установленным в Законе  Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

В соответствии со ст.3 Закона граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений.

Для разрешения устных обращений в организациях проводится личный прием граждан, их представителей, представителей юридических лиц, что регламентируется ст.6 Закона.

В суде Клецкого района проводится прием граждан согласно графику, утвержденном председателем суда.

Ежедневно в суде с 08 до 18 часов канцелярией суда производится прием исковых заявлений, заявлений и жалоб, требующих разрешения в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Следует отметить, что подача заявлений и предложений сроком не ограничивается, Жалобы могут быть поданы заявителем в течение трех лет со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В случае, если указанный срок пропущен по уважительной причине (тяжелое заболевание, инвалидность, длительная командировка и др.), наличие которой подтверждено соответствующими документами, представленными заявителем, этот срок подлежит восстановлению по решению руководителя организации или индивидуального предпринимателя, и жалоба рассматривается в порядке, установленном Законом.

Ст.12 Закона предъявляет требования к обращениям, которые могут излагаться на белорусском или русском языке. Кроме того, в письменных обращениях, за исключением замечаний и предложений, которые вносятся в книгу замечаний и предложений, должны содержаться обязательно:

    -   наименование и адрес организации либо должностного лица, которым направляется обращение;

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы);

личную подпись гражданина (граждан).

         Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.    

         Письменные   обращения считаются рассмотренным по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы. 

        Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения, если:

они не соответствуют требованиям, указанным в пунктах 1-6 3 ст.12   Закона;

обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным судопроизводством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;

обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в том числе если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касающиеся  качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;

заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;

с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителя, их представителей, полномочия представителей заявителей; обращения содержат вопросы, решение, которых не относится к компетенции организации, заявителю в ходе личного приема дан исчерпывающий ответ на все интересующие вопросы либо переписка  с этим заявителем прекращена пот таким вопросам; заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.

При оставлении обращения без рассмотрения по существу и при наличии данных о месте жительства (месте пребывания), месте работы (учебы) заявителя организация в пятидневный срок со дня регистрации обращения письменно уведомляет заявителя о причинах оставления обращения без рассмотрения,  а также при необходимости разъясняет, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения изложенных в обращениях вопросах.

Ответственность за организацию работы с обращениями граждан несут руководители  организаций.

В суде Клецкого района прием граждан, их представителей, представителей юридических лиц по вопросам организации работы суда и неэтичного поведения работников аппарата судов проводится не реже одного раза в месяц председателем суда; по вопросам, касающимся рассмотрения дел, производит консультант суда Додь С.Н.; по вопросам, касающихся исполнения судебных решений и других исполнительных документов – ст. судебный исполнитель Жук О.Н., судебные исполнители Дрозд В.Л., Высоцкая О.В. в рабочие дни с 08 по 18 часов, а в субботние дни - с 09 до 13 часов в соответствии с графиком, который вывешен в фойе здания суда на 1 этаже.

Исключен личный прием граждан, их представителей, представителей юридических лиц судьями суда.

     На информационном стенде в суде вывешены графики приема граждан в Министерстве Юстиции Республики Беларусь, в главном управлении юстиции Миноблисполкома, Верховном Суде Республики Беларусь и Минском областном суде. 

Судом проводится определенная работа по разъяснению действующего законодательства в различных формах, как выступления в местной газете «Да новых перамог», так и в трудовых коллективах, школах и других учебных заведениях.

Т.Л.Любанец, председатель суда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *