«Цифровые деньги»: Банки Беларуси активно развивают свое присутствие в цифровой среде

 

Быстро развивающиеся цифровые технологии кардинально меняют привычные рынки платежей, кредитования, страхования, становясь ключевым фактором для потребителей финансовых услуг.

Безусловным преимуществом их развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг.Об этом говорим с начальником Центра банковских услуг №519 в городе Клецк региональной дирекции по Минской области ОАО «Белагропромбанк» Инессой Константиновной Кочубей.

Специалист считает, что по мере глобализации данного сегмента потребительского рынка у граждан возникают новые социально-экономические возможности. Однако успешное развитие цифровой экономики возможно только при условии, что все используемые в данной сфере технологии будут не только общедоступны, но и защищены от мошенничества, злоупотреблений и технических ошибок.

– Как на сегодня Белагропромбанк развивается с точки зрения цифровизации? Какие используются средства платежей без участия банковского кассира?

– Идеи цифровой трансформации в настоящее время проявляются в самых различных сферах жизни, включая финансовое обслуживание. Банки активно развивают свое присутствие в цифровой среде. В Белагропромбанке есть все составляющие, чтобы идти в ногу с технологиями и изменчивыми ожиданиями потребителей.

Ключевым направлением цифровой трансформации банка является оцифровка банковских продуктов. Речь идет о развитии дистанционного банковского обслуживания, о предоставлении клиентам возможности экономить свое личное время. Традиционные банковские продукты и услуги сейчас полностью представлены в сервисах дистанционного банковского обслуживания (СДБО): можно открыть и пополнить вклад, оформить или погасить кредит, открыть счет с карточкой или перевыпустить карточку в случае утери.

Также можно в любой момент заблокировать карточку (если ее потеряли или есть подозрения, что ей пользуется кто-то другой), установить лимиты расходования денег по карточке (очень актуально по детским карточкам) или подключить 3-D Secure для безопасной оплаты в интернете.

Помимо онлайн-сервисов ДБО (интернет-банкинг, мобильный банкинг) Белагропромбанк предлагает также возможность совершать расчетно-кассовые операции самостоятельно (без участия сотрудников банка) при помощи таких устройств самообслуживания, как банкоматы (ATM) и инфокиоски (в том числе, оснащенные модулем приема наличных денег (cash-in), автоматы для обмена валют.

– Каким образом можно совершать платежи, переводы и т.п., не выходя из дома?

 Возможность пользоваться банковскими услугами без посещения банка предоставляют сервисы дистанционного банковского обслуживания. Самыми распространенными технологиями ДБО сегодня являются интернет-банкинг и мобильный банкинг. Преимущества их использования заключаются в том что круглосуточно можно получить доступ к своим счетам в банке и совершить операции с ними в любое время с любого устройства, имеющего доступ в интернет.

В случае интернет-банкинга для выполнения операций используется специальный интернет-сайт, в случае с мобильным банкингом – мобильное приложение для смартфонов и планшетов. Понадобилось оплатить мобильную связь или коммунальные услуги ночью? Без проблем. Интернет- и мобильный банкинг работают без праздников и выходных.

Платежи либо без комиссий, либо с заметно более низкой комиссией, чем в отделении банка. Если самостоятельно оформлять заявку на выпуск новой карточки, это обойдется дешевле, чем при личном посещении банка. И так по многим другим банковским услугам.

В Белагропромбанке, например, выпуск виртуальной карточки осуществляется без взимания платы, полностью в онлайн-режиме. Достаточно лишь несколько кликов в мобильном приложении или интернет-банкинге, и у потребителя абсолютно бесплатно появится новый счет с карточкой в любой валюте.

– Какие банковские операции доступны в интернет- или мобильном банкинге?

– Посредством этих систем совершаются самые различные операции. Можно получить информацию о счетах, а также выписки по ним; осуществить любые платежи – от коммунальных услуг до налогов и взносов; перевести деньги с карточки на карточку, в том числе совершить переводы между карточками, выпущенными в разных банках, а иногда – и в разных странах; открыть и пополнить депозиты, открыть и погасить кредиты; выпустить и перевыпустить платежную карточку; управлять дополнительными услугами по карточкам: лимитами, смс-информированием, технологией безопасности платежей 3-D Secure и др.; быстро заблокировать карточку в случае утери, кражи и других форс-мажорных обстоятельств.

Кроме того, здесь всегда можно ознакомиться с актуальными курсами валют, последними новостями вашего банка и получить множество другой полезной информации. А в мобильном приложении Белагропромбанка можно даже выбирать и оформлять понравившиеся призы за активный образ жизни и использование карточки Mastercard «O-GO!». Дистанционное банковское обслуживание дает больше возможностей и свободного времени на любимые дела.

– Как защититься от мошенников, которые могут воспользоваться, например, мобильником для отслеживания цифровых данных клиента?

– В настоящее время наблюдается высокая активность злоумышленников, применяющих вишинг (вид телефонного мошенничества, позволяющий получить у клиентов банков конфиденциальную информацию – номера банковских платежных карточек, логины и пароли и т.д.).

Обычно преступники представляются сотрудниками банка или службы безопасности, а также работниками органов служб по борьбе с мошенничеством. На людей это производит впечатление, и многие верят.

Действуют мошенники примерно по такой схеме: сначала говорят, что в данный момент с карточки человека пытаются несанкционированно вывести средства. Затем в целях проведения операции по предотвращению этого просят сообщить данные о том, в каком банке он обслуживается и примерный остаток по счету, утверждая, что вся эта информация будет направлена в нужный банк.

Через некоторое время клиенту поступает звонок с подменного номера  от имени банка, в котором открыт карточный счет. Злоумышленники уточняют фамилию, имя отчество, идентификационный номер, номер паспорта и карточки. Далее доверительно сообщают, что есть короткий интервал времени для приостановления операции и просят передать им все коды, которые будут поступать на телефонный номер клиента.

После этого доступ к счету открыт, а вместе с этим и все манипуляции им.

Хочу напомнить, что сотрудники банка никогда не спрашивают номер вашей карточки, ПИН-код, CVV-код, а также коды, пришедшие от имени вашего банка в СМС. Мошенники готовы прикинуться кем угодно, лишь бы выведать данные: не только работником банка, но и родственником, другом, попавшим в беду. Ни в коем случае не надо воспринимать всерьез такие инсинуации незнакомых людей.

Также нередки случаи взлома страниц пользователей в социальных сетях и отправки с них ложных писем друзьям, родственникам с просьбой предоставить реквизиты платежных карточек, логины и пароли, паспортные данные и другую конфиденциальную информацию. Как правило, для решения вроде бы сложившихся трудностей и проблем пользователя. В таком случае лучше созвониться с человеком, чтобы все уточнить и сообщить ему о взломе аккаунта.

Никому не следует сообщать персональные данные, такие, например, как личный номер паспорта! Если речь идет о банковских карточках, то в секрете необходимо хранить ПИН-код и все реквизиты – пароли от интернет-банкинга, данные из СМС-сообщений, CVV-код, который находится на задней стороне карточки. Для того чтобы обезопасить себя от нападок мошенников, можно подключить СМС-оповещение по карте, а также услугу 3D-Secure. СМС-оповещения помогут контролировать все списания с карточки, а сервис 3D-Secure защитит от несанкционированных операций, если товары и услуги оплачиваются через интернет.

Важно помнить – никогда не стоит переходить по ссылкам из писем и СМС от незнакомцев. Их активация может подключить хакерскую программу, используемую для получения персональных данных.

Если у клиентов появились подозрения, что с банковской карточкой совершена мошенническая операция, немедленно надо ее  заблокировать. Сделать это можно несколькими способами.

Первый – обратившись в круглосуточную Службу сервиса клиентов Банковского процессингового центра по телефону (+375 17) 299-25-26 (или по указанным на оборотной стороне карточки телефонам). Второй – посредством услуги «USSD-банкинг», отправив следующий запрос: *250*5*1*ХХХХ#, где ХХХХ – последние 4 цифры номера карточки.

Третий – при помощи системы «Интернет-банкинг», зайдя в раздел «Ваши карточки» – «Управление карточками», где необходимо выбрать нужную карточку и нажать кнопку «Блокировать карточку», далее – следовать инструкциям на экране. Четвертый – с использованием соответствующих пунктов меню в мобильных приложениях или при помощи системы «СМС-банкинг», отправив на номер 1250 сообщение «block <пароль>», где <пароль> – это пароль пользователя системы «СМС-банкинг».

После блокировки карты следует обратиться в банк для детального разбирательства по вашей ситуации.

Елена КАРАЖАН.

Фото Юрия МЫСЛИЦКОГО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *