«Для поддержание социальной стабильности и развития человеческого капитала»: Депутат Людмила Нижевич о начале работы V сессии парламента

 

2 апреля 2021 года начала свою работу пятая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва. Ее подготовка проходила на фоне уникального по своему масштабу общественного диалога, кульминацией которого стало проведение VI Всебелорусского народного собрания.

Всестороннее и заинтересованное обсуждение вопросов стратегии экономического и общественно-политического развития страны побудило депутатский корпус активно включиться в реализацию прямых поручений Главы государства и документов, определяющих развитие Беларуси в текущем пятилетии. Подробнее об этом рассказывает депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Л.И.Нижевич:

- В целом законодательная повестка пятой сессии направлена на укрепление суверенитета, повышение стрессоустойчивости экономики в условиях мировой неопределенности. Отдельные законопроекты были приняты уже в первые дни работы сессии – как инструмент для поддержания социальной стабильности и развития человеческого капитала. Остановлюсь на примерах.

В целях надежного обеспечения безопасности и защиты граждан от деструктивных сил, стремящихся расколоть белорусское общество одобрен в первом чтении закон о недопущении реабилитации нацизма, подготовленный при непосредственном участии депутатского корпуса и регулирующий вопросы противодействия искажению исторической правды, героизации нацистских преступников и их пособников.

Поддержан парламентариями проект закона, направленный на противодействие экстремизму. Им расширено понятие «экстремизм» за счет включения в него таких признаков, как совершение незаконных действий, посягающих на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность. Дано новое определение понятия «экстремистские материалы», под которыми предлагается признавать не только информационную продукцию, но символику и атрибутику, предназначенные для осуществления экстремизма и его пропаганды.

Органам внутренних дел и государственной безопасности предоставлены полномочия по признанию групп граждан экстремистскими формированиями и запрещению их деятельности. Расширены полномочия органов прокуратуры. Прокуроры областей и города Минска наряду с Генеральным прокурором наделяются правом приостанавливать деятельность организаций, подавать в суд иски о признании организаций экстремистскими, запрещении их деятельности и ликвидации. Для учредителей и участников экстремистских организаций устанавливается запрет в течение пяти лет учреждать новые организации и средства массовой информации.

Граждане, осужденные за экстремизм, будут включены в данный перечень и лишены права на занятие отдельными видами деятельности, например, связанной с оборотом наркотических средств, оружия и боеприпасов, педагогической и иной деятельностью. Финансовые операции таких граждан будут подлежать особому контролю. При этом иностранным гражданам будет запрещен въезд на территорию нашей страны, а для граждан Беларуси станет основанием для утраты приобретенного гражданства.

Расширены основания уголовной ответственности за экстремистские проявления. В частности, впервые предусматривается ответственность за такие проявления экстремизма, как участие в экстремистском формировании, финансирование экстремистской деятельности, вербовка, обучение и подготовка лица для участия в такой деятельности. В настоящее время уголовно наказуемо лишь создание либо руководство экстремистским формированием.

Предлагается также установить ответственность за распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном и международном положении Беларуси, правовом положении граждан, деятельности государственных органов власти и управления, дискредитирующих Республику Беларусь, совершенное в любом публичном выступлении, в том числе в СМИ и сети Интернет.

Также предусматривается уголовная ответственность за призывы к нарушению территориальной целостности нашей страны, установить ответственность за распространение запрещенной информации владельцами интернет-ресурсов, которые не являются средством массовой информации.

Полагаем, что предлагаемые меры дадут правоохранительным органам новые инструменты в борьбе с экстремизмом, позволят обеспечить общественную безопасность, будут способствовать предупреждению правонарушений и преступлений.

В целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением общественной безопасности и охраной общественного порядка при проведении массовых мероприятий внесены изменения в Закон «О массовых мероприятиях».

Вот основные новшества. Упраздняется уведомительный порядок организации и проведения массовых мероприятий в постоянных местах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами. Все массовые мероприятия могут проводиться исключительно на основании разрешения местных органов власти. При этом местные исполнительные и распорядительные органы наделяются правом определения мест, рекомендованных для проведения массовых мероприятий.

Для организаторов массовых мероприятий, иных лиц вводятся прямой запрет публичных призывов к организации и проведению массового мероприятия, в том числе путем объявления в средствах массовой информации, сети Интернет или иных информационных сетях о дате, месте и времени его проведения, а также запрет на изготовление и распространение в этих целях листовок, плакатов, иных материалов до получения разрешения о проведении данного массового мероприятия.

Одновременно запрещается освещение в средствах массовой информации, сети Интернет или иных информационных сетях в режиме реального времени массовых мероприятий, проводимых с нарушением установленного порядка с целью их популяризации или пропаганды.

На политические партии и общественные объединения возлагается ответственность, предусмотренная законодательными актами, за осуществление их членами от имени этих организаций публичных призывов к организации и проведению массового мероприятия до получения разрешения на его проведение, изготовление и распространение в этих целях листовок, плакатов, иных материалов.

В целях предотвращения и пресечения угроз массовых беспорядков, попыток разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды инициированы вопросы о восполнении пробелов правового регулирования и создании эффективных механизмов реагирования на распространение в сети Интернет информации, способной причинить ущерб национальным интересам и интересам граждан, депутатами приняты изменения, внесенные в Закон Республики Беларусь «Об электросвязи».

В первом чтении принят проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов» по вопросам трудовых отношений. Документ направлен на обеспечение стабильной работы трудовых коллективов и предприятий с опасными производствами.

Политические события, которые имели место осенью прошлого года, показали, что немотивированные отказы работников от работы, незаконные акции, в том числе создающие препятствия другим работникам в выполнении их трудовых обязанностей, должны получить четкую правовую оценку в трудовом законодательстве. Предприятия республики не должны являться местом для реализации политических амбиций. На решение данной задачи направлен законопроект, который предусматривает внесение изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь, Гражданский процессуальный кодекс и Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности».

В Трудовой кодекс Республики Беларусь включаются нормы, предоставляющие нанимателям дополнительные полномочия по дисциплинарному воздействию на работников, не выполняющих надлежащим образом свои трудовые обязанности. В частности, статья 42 Трудового кодекса дополняется новыми основаниями увольнения по инициативе нанимателя: первое - за принуждение других работников к участию в забастовке, создание им препятствий для выполнения трудовых обязанностей, а также за призыв к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин; второе - за участие в незаконной забастовке, а также за иные формы отказа от выполнения своих трудовых обязанностей (полностью или частично) без уважительных причин.

Кроме того, в целях исключения правовой неопределенности с учетом сложившейся правоприменительной практики данная статья Трудового кодекса дополняется таким основанием увольнения, как отсутствие на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей.

Согласно нормам законопроекта в отношении названных трех оснований увольнения исключается необходимость предварительного уведомления профсоюза, а также исключается возможность включения в коллективные договоры или соглашения требования о предварительном согласии профсоюза на увольнение по данным основаниям.

Соответствующие изменения предусмотрены статьей 46 Трудового кодекса.

Законопроектом устанавливается дисциплинарная ответственность за противоправные действия с персональными данными. Статья 47 Трудового кодекса дополняется новым основанием увольнения – за нарушение работником порядка обработки персональных данных.

В рамках корректировки статьи 49 Трудового кодекса расширены полномочия нанимателя для отстранения работника от работы. В частности, наниматели смогут отстранять работника от работы в случаях, когда он призывает к прекращению работы других работников без уважительных причин.

Законопроектом уточняется порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности. В настоящее время до применения дисциплинарного взыскания, в том числе в виде увольнения, от работника должны быть затребованы объяснения по поводу совершенного дисциплинарного проступка. Несоблюдение данного порядка может повлечь за собой признание увольнения незаконным.

Причем следует подчеркнуть, что законодательство не делает исключений даже в тех случаях, когда работник, к которому применяется дисциплинарное взыскание, находится за пределами Республики Беларусь или же его местонахождение вовсе нанимателю не известно. В таких условиях наниматель вынужден предпринимать дополнительные усилия по поиску работника.

Как следствие, принятие решения об увольнении недобросовестного работника затягивается на неопределенное время. В целях исключения данных чрезмерных требований, обеспечения баланса интересов нанимателя и работника предлагается внести изменения в статью 199 Трудового кодекса, согласно которым наниматель сможет на законных основаниях применять к работнику дисциплинарное взыскание, в том числе и в тех случаях, когда невозможно получение от работника объяснения по поводу совершенного дисциплинарного проступка.

Законопроектом предусматривается корректировка отдельных нормативных предписаний в отношении забастовок. Первое – цель ее проведения. Согласно статье 388 Трудового кодекса забастовка является временным добровольным отказом работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Коллективный трудовой спор возникает на предприятии между нанимателем и представителями работников.

Предметом коллективного трудового спора являются неурегулированные разногласия сторон по вопросам, связанным исключительно с трудовыми отношениями. Вместе с тем практика показала, что данные требования законодательства не всегда соблюдаются. На отдельных предприятиях исключительно политические акции выдаются их организаторами за забастовки.

Как уже было сказано, предприятие не должно являться местом для реализации политических амбиций. Кроме того, такими акциями вводятся в заблуждение работники предприятия, которые не всегда осознают, что, отказываясь от работы, они нарушают трудовую дисциплину и на законных основаниях могут быть уволены. Поэтому необходимо поставить четкий законодательный заслон таким злоупотреблениям.

В этой связи предлагается дополнить статью 388 Трудового кодекса нормой, согласно которой при проведении забастовок запрещается выдвижение политических требований.

Еще один вопрос - последствия. Забастовка может привести к остановке работы целого предприятия. В результате такой приостановки на опасных производственных объектах могут наступить негативные последствия не только для предприятия и его работников, но и для общества в целом.

Следует отметить, что согласно действующей редакции статьи 388 Трудового кодекса специальным законом могут быть установлены ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц. С учетом данной нормы Трудового кодекса проектом Закона предлагается установить запрет на проведение забастовок на предприятиях, имеющих

опасные производственные объекты. Соответствующая норма вносится в Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности».

Внесение изменений в статью 395 Трудового кодекса (с одновременной корректировкой статьи 313 Гражданского процессуального кодекса) позволит решить вопрос об исполнении решения о признании забастовки незаконной с момента его вынесения. Немедленное исполнение судебного постановления нужно для минимизации негативных последствий проведения незаконной забастовки.

Таким образом, представленные изменения законодательных актов позволят сделать очередной шаг в направлении совершенствования законодательства о труде, обеспечения баланса прав и обязанностей работников и нанимателей.

Так в первом чтении подготовлен проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации».

Ряд новаций, содержащихся в законопроекте, нацелен на регулирование правоотношений в интернет-пространстве.

ДНП.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *