«Если ребята идут на занятия, значит, я им нужна. Ради этого стоит жить, любить, творить»: Мария Кисель, педагог

 

Ее путь в удивительный мир творчества, наполненный многообразием и красотой, начинался с обычного рисунка. Еще в детстве Мария любила наблюдать за отцом, когда тот, ненадолго отложив все свои повседневные хлопоты и заботы, брал в руки карандаш и чистый лист бумаги и наносил какие-то штрихи. Тогда ей казалось, что он просто небрежно черкал на белом полотне, словно выплескивая на него все плохое, что накопилось в душе.

Может, в какой-то степени рисование и было для родителя Марии Владимировны способом выражения эмоций, но уж точно не негатива. Потому что в результате гнева и злости вряд ли могли появляться на свет рисунки, от которых было сложно оторвать взгляд.

– Папа рисовал в основном животных – оно и понятно, будучи лесником не только по профессии, но и по призванию, он просто обожал живую природу, – погружаясь в воспоминания из далекого детства рассказывает моя собеседница, педагог дополнительного образования детей Клецкого центра детского творчества М.В.Кисель.Он не имел художественного образования, но так ловко работал с карандашом, что увлекал самой техникой рисования, не говоря уж о том, что получалось в итоге.

Удивляло не столько внешнее сходство героя рисунка с живым прообразом, сколько, как умело отец передавал эмоции своих четвероногих друзей. Сколько не пыталась повторить то, что так искусно выходило у него, мне не удавалось. Но как бы то ни было, рисование все равно цепляло, причем с каждым годом все сильнее. Я подрастала, а вместе со мной росло желание совершенствовать навыки и способности, доставшиеся в наследство от папы.

Стремление превратить детское увлечение в профессиональное мастерство привело Марию в Бобруйское профессионально-техническое училище. Там она получила квалификацию художника росписи по дереву и инкрустатора соломки, которая стала лишь первой ступенью на пути в мир креатива, фантазий и вдохновения.

Мария Владимировна признается, что без творчества просто не мыслит ни одного дня. Она называет свою профессию образом жизни и причисляет себя к тем счастливчикам, которые идут на работу как на праздник.

В творческой мастерской сама может воплотить все идеи в жизнь, но главное, что здесь у нее есть возможность работать с детьми. Всех без исключения своих воспитанников называет способными и талантливыми. А их у нее почти пол сотни.

Первую группу она набрала в 2018 году. В основном это были второклассники второй городской школы. Три года назад вместе со своим воодушевленным педагогом они сделали первый шаг в мир искусства. Родители сразу отметили, как загорелись глаза ребят, как малыши с нетерпением ждали очередного занятия в ЦДТ. Их желание творить, развиваться, приобщаться к красивому вселяли радость в сердцах пап и мам.

Сегодня взрослые всячески поддерживают детей и их педагога: помогают приобретать нужный материал для занятий, вместе отмечают праздники, где обязательно получают в подарок приятные сувениры, с любовью сделанные руками их чад.

Занятие по интересам, которым руководит Мария Владимировна, имеет символическое название «Скарбніца», и каждый, кому удается приоткрыть дверь сюда, по-другому и не называет увиденное. Стены, полки стеллажей – все в творческих работах: картинах, пано, поделках и т.д. И в каждой из них столько трогательности, фантазии и непередаваемой красоты!

Рядом с этими шедеврами просто невозможно не восхищаться талантами юных мастеров и их педагога. Здесь творчество царит и вдохновение.

Мария Владимировна говорит, что на занятиях они постоянно меняют род деятельности – то рисованием занимаются, то лепкой из мастики, декупажем, шитьем брошей и других украшений из фоамирана и войлока и многим другим. В последнее время много работают над пополнением авторской коллекции одежды, украшенной росписью в технике «современная маляванка» или «декупаж».

Юные мастера придают вторую жизнь старым джинсам. Прежде чем пустить их в работу, педагог тщательно подготавливает изделия, перешивает (помощь в этом деле оказывает швея ЦДТ), а уже затем на занятиях дети расписывают кардиганы и безрукавки влагоустойчивыми акриловыми красками и украшают стразами и пайетками. Сюжеты – самые разнообразные, начиная от изображения пейзажев и цветов до героев современных мультфильмов.

На сегодня коллекция одежды «Скарбніца» насчитывает более 20 экземпляров. И это не только костюмы для сценических образов – в них смело можно собираться на любую вечеринку, дискотеку, романтическую встречу, изначально обрекая себя на внимание и восторженные взгляды. К слову, творческие работы школьников участвуют в выставках и конкурсах декоративно-прикладного мастерства районного, областного и республиканского масштабов и занимают там высокие места.

В 2018 году в областном этапе республиканского конкурса «Калядная зорка» дипломов 1 степени в номинации «новогодний костюм» удостоены работы Анастасии Кисель и Киры Андрончик, а в номинации «арт-объект» работа Михаила Киселя.

Диплом 2 степени в этом конкурсе завоевала Руслана Ключенович, а годом позже мастерство девочки было отмечено дипломом 3 степени в финале республиканского конкурса «Калядная зорка». Воспитанники Марии Владимировны продолжают создавать новые произведения и участвуют с ними в новых конкурсах, тем самым развивая свои творческие способности и заявляя о себе все громче и громче.

Мария Владимировна работает с детьми разных возрастов. К ней на занятия ходят и совсем еще малютки, и ребята, которые уже умеют показать свой характер. Девочки и мальчики. Но каждого из них она любит как родного. Видит, когда их что-то тревожит, когда обидели, не услышали, не заметили, не подбодрили.

Душа ребенка – открытая книга, – замечает опытный педагог. – Все его эмоции и переживания легко прочитать. Для меня очень важно, чтобы дети всегда были в хорошем настроении, чтобы радовались жизни, а если вдруг что-то не так, мы вместе пытаемся разобраться и найти правильный выход из ситуации. За чашечкой чая со сладким угощением разговор по душам всегда идет легче.

И уже буквально через несколько минут, когда на лице снова сияет улыбка, а на сердечке легко и спокойно, ученик вновь активно включается в рабочий процесс. Вмиг появляется масса идей и фантазий. А в творчестве по-другому ничего не выйдет: главные его составляющие – любовь, настроение и вдохновение! А еще очень важно признание и одобрение. Даже если что-то у ребенка не получается, обязательно нужно найти, за что его можно похвалить.

Как только почувствует, что вы в него верите, возлагаете на него ответственность и доверяете ему, он превзойдет сам себя. В моей практике были детки, которые на первом занятии не могли провести ровную линию, а спустя некоторое время со своими работами успешно участвовали в конкурсах и выставках. Любовь творит чудеса! Любовь к людям, природе, Родине – это то, что находит отражение в тех работах, которые создаются руками воспитанников и педагога «Скарбніцы».

И не важно, через какой вид творчества проявляются чувства мастеров. Главное, что у них есть желание разглядеть красивое в обычных вещах и нести красоту в окружающий мир.

Мария Владимировна стремится показать своим подопечным, насколько удивительный мир их окружает, и учит понять их, что красота его зависит исключительно от каждого в отдельности, от того, каким смыслом он его наполнит. Смысл педагога, в первую очередь, – в счастливых глазах ее детей.

Я начинаю очень переживать при мысли, что время летит, а мои воспитанники взрослеют и скоро уйдут в самостоятельную жизнь. Но пока они рядом со мной, стараюсь наполнить их мир яркими красками, – откровенничает собеседница. – Чувствую себя по-настоящему счастливым человеком вместе с ними. Ведь если ребята идут на занятия и обнимаются при встречах, значит, я им нужна. Ради этого стоит жить, любить, творить.

Светлана Орпель.

Фото Юрия Мыслицкого и Евгении Семенчук.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *