«Горы и ущелья, горячий воздух, жгучее солнце нас изматывали»: Александр Морозко, ветеран афганской войны

 

Долгих девять лет, один месяц и восемнадцать дней длилась афганская война. Среди воинов-интернационалистов были 30 000 белорусов, 800 человек не вернулись домой, где их ждали матери и отцы, жены и дети, невесты и друзья. Тогда, в 1979 году даже вопроса не стояло о том, оказывать ли дружественному афганскому народу помощь в борьбе с экстремистами, и наши офицеры и солдаты часто добровольно шли воевать.

Воспитанные в мирное время парни даже не догадывались, с чем могут столкнуться в реальности, и только сегодня, через более чем три десятка лет, завещают своим детям и внукам: цените каждое мгновение дарованной вам жизни, берегите своих родных и мир в родной стране!

…Восемнадцать Александру исполнилось в сентябре 1985 года,  а уже в октябре юношу призвали в армию.

Служить я попал в Московский погранотряд, – вспоминает Александр Яковлевич Морозко, житель агрогородка Яновичи, участник боевых действий в Афгане, – который находился фактически на границе с Афганистаном (в семи километрах). - Нас там было около тысячи человек, из них 300 белорусов и 500 украинцев. В восьмидесятые годы в каждый призыв из Клецкого района уходило в армию по 30-40 человек, но в тот раз нас было всего одиннадцать, и девять из них призвали для несения службы в Афганистане. В их числе был и я…

С 1980 по 1989 годы пограничники Московского погранотряда, кроме охраны государственной границы, выполняли также служебно-боевые задачи и в Афганистане, неся службу в усиленном режиме. Пограничники в эти годы стали непреодолимой преградой для афганских моджахедов на самых угрожаемых направлениях.

Образцы мужества и самоотверженности показали бойцы сводных боевых отрядов "Хоун", "Сеабдашт", "Калай-Куф", "Новобад", "Дархад", "Чахи-Аб". Для несения службы в военных условиях необходима была соответствующая подготовка, и новобранцев осеннего призыва 1985 года направили в учебную дивизию в Туркменистан.

Нас готовили в учебке жить и выживать на войне на протяжении пяти месяцев, – переносится в своих воспоминаниях ефрейтор в отставке А.Морозко в Ашхабад. – Если Вы смотрели "Девятую роту" Федора Бондаручка, то я скажу: та учебка, что показана в фильме, идентична нашей, реальной. За исключением нескольких деталей.

Идеология была в те годы сильная, поэтому сомнений по поводу того, что мы освобождаем от захватчиков афганский народ и тем самым обеспечиваем безопасность родной стране – не было сомнений. Командиры взвода и роты сами уже повоевали, а поэтому нас готовили серьезно, не скрывая реальности происходящего вокруг.

За годы афганской войны погибло 47 пограничников Московского отряда. Было задержано 202 нарушителя государственной границы и 2880 - пограничного режима. Герою нашего повествования посчастливилось остаться в живых, но и сегодня воспоминания о тех днях волнуют его сердце так, что на глазах выступает скупая мужская слеза: полтора года бок о бок со смертью!

Нас изначально распределили по полученным до службы в армии специальностям, – поясняет Александр Яковлевич, как он был определен служить наводчиком-оператором БМП. – Первостепенно отбирали водителей и трактористов. Готовили и морально, и физически. Да и нам, восемнадцатилетним, было все интересно, хоть и страшно. Но то, куда едем и зачем – знали, а вот родным старались многое не говорить…

За время службы в Афганистане А.Морозко вместе со своими боевыми товарищами под руководством опытных командиров сопровождали колонны, ходили в засады, освобождали кишлаки с мирным населением. Как вспоминает мужчина, прошедший суровое горнило войны, встречали советских солдат коренные жители Афгана по-разному, но в большинстве случаев доброжелательно, как освободителей. При всем этом кровная месть для этого народа – дело святое, а потому осторожными необходимо было быть каждую секунду.

Ко всему прочему очень непросто было белорусским парням адаптироваться к сложному климату чужой страны. Привыкшие к суровым снежным зимам, в той стране юноши столкнулись с полной противоположностью в погоде и природе.

Горы и ущелья, воздух сухой и горячий, жгучее солнце нас изматывали, – оглядываясь на снежные сугробы, произносит мужчина, словно опять сравнивая. – Когда на подъезде к Душанбе подул афганец (сильная песчано-пыльная буря), мы растерялись. Был уже октябрь, нам выдали зимнюю форму, а тут температура воздуха поднялась за плюс тридцать по Цельсию. Вместо солнца над головой – диск, скрытый толстым слоем пыли, под одеждой – песок. В тот момент всплыли в памяти кадры из фильма "Белое солнце пустыни"…

Как рассказывает Александр Яковлевич, в 1986 году лето в Афганистане было особенно жарким. Даже местные старожилы отмечали, что температура воздуха 45-50 градусов скорее исключение, чем норма. Когда следующим летом воздух прогревался до 38-400С, белорусы облегченно вздохнули. К тому же сказывалась годовая привычка к местному климату.

Ночью температура воздуха на равнинах опускалась до 25-27, поэтому раздвигали камни и ложились между ними на землю: накопленное в них тепло грело до утра.

Конечно, удивляло многое не только в природе. Привыкшие совершенно к другим традициям и образу жизни белорусы обращали внимание буквально на все. Бросился в глаза моему собеседнику и тот контраст, который он до сих пор не может объяснить:

Уже тогда у афганцев были на руках японские часы, слушали они двухкассетные магнитофоны Panasonic или Sharp, но при этом землю обрабатывали примитивной деревянной сохой, которой наши предки пользовались для земледелия где-то в XIV веке.

Когда разговор заходит о самом дорогом и близком сердцу, остаться равнодушным не может даже солдат, прошедший самые суровые испытания в своей жизни. Вот и Александр Яковлевич Морозко несколько теряется, когда задаю вопрос о детях.

Его суровое и строгое лицо вдруг обретает покой, гордость и тревогу одновременно. Оно и понятно: воспитать троих достойных сыновей, научить их любить Родину, жизнь и свою семью – что может быть более ответственно, чем это?

Андрей выбрал путь военнослужащего, – волнуясь, произносит мужчина, – седьмой год он служит в Военной академии Республики Беларусь. Женя и Олег – братья-двойняшки. Олег проходил воинскую службу в пограничных войсках в непосредственной близости от Украины, а Евгения из-за проблем со зрением в армию не призвали, за что он очень переживал.

Полгода назад воин-афганец стал дедушкой, и от одной мысли о маленьком Ярославе Александр Морозко преображается. Он, как никто другой, понимает, как все зыбко в мире. Потому и дает нынешней молодежи свой мудрый отцовский и мужской наказ из-за пережитого и выстраданного лично на той войне в мирное время:

Цените время, берегите жизнь и свою страну, потому что нет ничего дороже Родины, семьи, свободы и независимости!

Валентина Сенкевич.

Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *