Исследование клетчанки о развитии вытинанки в нашем районе опубликовали в России

 

Клетчанка Ольга Пилецкая стала участницей 13-го международного симпозиума по искусству вытинанки. Новая часть проекта, который ежегодно проводит Домодедовский историко-художественный музей, называлась «Художественное вырезание: многообразие видов».

В этот раз из-за пандемии вырезальщики со всего мира не смогли съехаться в Московской области. Мастерам предложили поделиться своим опытом дистанционно. Ольга Пилецкая отправила организаторам  статью «Особенности Клецкой вытинанки. Экспедиция, как основная форма изучения образцов местной вытинанки».

Материал методиста по народному творчеству районного центра культуры о клетчанках, знакомых с искусством резных узоров из бумаги, по итогам симпозиума был опубликован в коллективном сборнике.

Экземпляр сборника со статьей об особенностях Клецкой вытинанки из Москвы доставили в Беларусь самолетом.

В мой текст вошли истории трех женщин, с которыми я познакомилась во время этнологических экспедиций по нашему краю, – сообщила Ольга. – В таких поездках всегда ищу людей старшего поколения, которые могут поделиться информацией о местной культуре рукоделия. Проводниками в прошлое вытинанки для меня стали – Анна Иосифовна Лобко из Кухчиц, морочанка Софья Ивановна Ромашко и жительница агрогородка Щепичи Анна Владимировна Борщевская. Каждая из них внесла свой большой вклад в наши познания о вытинанке. Они помогли понять особенности художественного вырезания на Клетчине.   



Анна Иосифовна Лобко.

Ольга Пилецкая отмечает, что в каждой деревне района обнаружились свои отличия в искусстве вырезания из бумаги кружев, занавесок и салфеток:

В послевоенные годы у нас в большинстве случаев вытинанку не вырезали, а выбивали или высекали гильзами из-под пуль. Реже это делали ножом. 

Анна Иосифовна Лобко рассказала, как всякий раз перед Пасхой в ее семье украшали дом белым бумажным кружевом.

Приобретали тонкую сигаретную бумагу у спекулянтов, что ходили по деревням, а затем, используя гильзы из-под пуль, выбивали занавески на окна.

Почему это делали таким необычным способом? Да потому что ножницы после войны были не у каждого, а гильзы разного калибра валялись буквально под ногами.   

Ольга подробно описала, как клецкие женщины в мирных целях применяли то, что еще недавно угрожало их жизням:

Технология простая – поверх узора (например, на скатерти) накладывали бумагу, обводили контуры карандашом, затем бумагу переносили на деревянную колодку и гильзами мелко высекали дырочки по нарисованому. Удар за ударом – отверстия складывались в рисунок. Когда гильза приходила в негодность, её заменяли другой.



Софья Ивановна Ромашко.

Во время экспедиции в агрогородок Морочь Ольга узнала от Софьи Ивановны Ромашко, что местные жители делали занавески из обычных газет:

Нам сейчас сложно соотнести формат страниц печатного издания с размером современного окна. Но в те годы окна были небольшими для лучшего сохранения в доме тепла. Стопку газет, чтобы занавески везде были одинаковыми, помещали на деревянную колодку. Карандашом рисовали контуры цветов или птиц, кто что придумает, а после теми же гильзами по намеченным линиям молотком высекали рисунок.

Чтобы конструкция не двигалась, газеты по периметру сшивали нитками. «Зубчики» по краю занавески вырезали ножницами. В некоторых дерявнях Клецкого района бумажные занавески закрепляли над окнами запаренной картошкой. У морочских «фіранак» была ещё одна особенность – их детали всегда были яркими. Центральную часть цветочков, например, подрисовывали вишнёвым цветом.

Краски можно было найти в продаже, потому что жили на границе с Польшей. Из-за дешевизны производства бумажных занавесок, их заменяли новыми перед большими праздниками. Когда по описанной выше технологии я сделала свою занавеску, то пришлось еще дорабатывать, так как моя наставница из Морочи указала на несколько допущенных ошибок.  Софья Ивановна вспомнила также, что «чырвоны кут», где висела икона, во время свадеб украшали вытинанкой.



Анна Владимировна Борщевская.

Жительница агрогородка Щепичи Анна Владимировна Борщевская  передала Ольге Пилецкой технологию создания объёмного вида вытинанки - бумажного «паучка», который пришёл на замену соломенному в тяжёлое послевоенное время.

Такая местная вытинанка встречалась на Клетчине в 50-х и начале 60-х годов, – поясняет Ольга. – По функционалу бумажный паучок напоминает своего соломенного собрата, но он более простой. Резали его из бумаги, когда находилось время, чтобы украсить дом.

Вешали конструкцию на балку под потолком, где она висела долго, а когда там появлялась настоящая паутина, сметали её метлой и отправляли в печь. 

Чтобы увеличить формат бумаги, листы склеивали запаренной картошкой, а вместо грузика использовали сушеные сливы.

У Анны Владимировны сразу же сработала двигательная память рук, когда она начала вырезать «паучка».



По итогам своих исследовательских экспедиций Ольга Пилецкая в прошлом году провела в Клецком РЦК мастер-класс по вытинанке «Клецкі павучок ад бабы Ганны Баршчэўскай». Ее творчество в 2020-ом было представлено на выставке «Колер жывой выцінанкі» в музее белорусского народного искусства в Раубичах. Там она представила 12 работ. В этом жанре клетчанка оформила старинные свадебные фотографии, которые наша землячка собирала для проекта по реконструкции наряда молодоженов 30-х годов.

Так выглядели занавески из бумаги, которые раньше использовали наши земляки для украшения окон

Своими наработками наша землячка поделилась и на республиканском мастер-классе в Молодечно. Все юные воспитанницы творческого кружка «Чердачок», который организовала Ольга в РЦК, тоже владеют навыками художественного вырезания из бумаги.

Клетчанка углубленно изучает этот вид народного ремесла всего третий год. Под ее авторством появляются как традиционные вещи, так и концептуальные вытинанки.

Собеседница с сожалением отмечает, что уникальные особенности белорусской вытинанки теряются с уходом старшего поколения:

Бабушки, у которых я перенимала опыт создания вытинанок, все как одна задавали мне вопросы «Зачем тебе это?», «Это разве кому-то сейчас нужно?». Но я считаю важным знать о том пути, который прошел твой народ, к чему стремилась душа людей. После этого ты сам становишься зрелее и лучше.

Юрий Мыслицкий.

Фото из архива Ольги Пилецкой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *