«ДРУЗЬЯ»: Главное правило – быть на службе у клиента, или Так рождается бренд 

 

Инна Мечиславовна Лобко - администратор-консультант кондитерского отдела.

От декабря до декабря время прожито не зря

Магазину «Друзья» - год. Это обстоятельство может кого-то удивить: одни не заметили, как быстро пролетело время, а другие настолько успели привыкнуть к новой торговой точке, что поражаются, как раньше без нее обходились. И самое главное, этот период от декабря до декабря она функционировала по своему собственному, заранее прописанному сценарию, вне зависимости от появления и исчезновения других продуктовых магазинов.

Их в радиусе доступности жителей центральной части улицы Советской было достаточно, в том числе и сетевых, которые, казалось бы, являются прямыми конкурентами любому соседнему универсаму. Однако первые 12 месяцев истории «Друзей» оказались наглядным подтверждением того, как названная правильно «лодка» может идти верно взятым курсом, укрепляя свою команду свежей силой и заполняя трюмы новым багажом.

Вместе с ее капитаном, ИП Денисом Леонидовичем Алексейчиком, мы заглянем в те бухты, где на протяжении года приходилось делать остановки, и поговорим, каким для него и его единомышленников оказался этот год.

Решение задачи - от обратного

Не зря подмечено в народе, что первый блин он всегда – комом. Как признается предприниматель, начальный опыт работы с продуктами дал прямо противоположный результат, чем ожидалось.

В магазине «Мясные ряды», где были собраны под одной крышей несколько продавцов, Денис Алексейчик реализовал свое давнее представление о том, какие мечты потенциального покупателя нужно удовлетворить в первую очередь. Сам ездил за товаром, сам его отбирал.

Но спроса на дорогостоящую качественную продукцию, к удивлению продавца, не последовало. Это сегодня он спокойно произносит: «Там мы поняли, как делать не надо», а тогда - цитирую: «Промахи, конечно, надламывают желание заниматься начатым. Но… Собрав большое количество неправильных действий, переосмыслил ошибочность прежних убеждений и занялся поиском другого подхода».

Ольга Васильевна Максименко - исполнительный директор.

Первая позиция - высокое качество товара – осталась неизменной. В нынешнем изобилии покупатель стал избирательным, далеко не всегда, отправляясь за продуктами для своей семьи, он готов сметать с прилавков дешевку.

Наблюдая за предпочтениями клетчан, начинающий новое направление в своей работе частник одну за другой определял группы товаров, которые встанут на полки нового магазина.

- Изначально решил для себя: нужно брать только то, что пользуется спросом, - Денис Леонидович рассказывает о правиле годовой давности, которое не теряет актуальности и сегодня. – Мы не хотим от поставщиков бонусов, не нужны «откаты» и маркетинговые оплаты. Мы готовы давать предоплату, брать объемы на склад, продвигать новинку при условии хорошей цены за качественный продукт.

Правило понятное, и, несмотря на то, что оно неожиданно сужает рамки для привыкших их устанавливать, ни один поставщик, ни один производитель за прошедший год не отказался от сотрудничества с «Друзьями». Что нельзя сказать о последних. Лояльность – в данном случае не главное. Еще полтора десятка лет назад Д.Л.Алексейчик выбрал девизом другие слова: «Мое дело должно служить людям». Отсюда требования – к себе, к партнерам, к подчиненным, к каждому, кто зримо и незримо стоит по обратную сторону прилавка от покупателя.

Без лишних «фокусов»

Любой, кому хотя бы раз приходилось браться за какое-то новое дело, выбирает два пути: работает по кальке, в деталях повторяя оригинал и понимая, каким должен быть результат прилагаемых усилий, либо воплощает в реальность собственную идею, корректируя с учетом своего интереса возможные неожиданности и дополняя первоначальную задумку новыми мыслями.

И те, и другие – созидатели. Но вторые – ближе к творцам. И не важно, что они поглощены далеким от искусства занятием. Их детище, как и любое произведение, не родится, если не соединятся в единый сплав наблюдательность, опыт и аналитика.

Интуитивно создатель «Друзей» понимал, что фокус успеха – не в волшебстве, иллюзии или обмане зрения, а, наоборот, в простоте.

- Несколько раз в одном из магазинов Пинска ловил себя на мысли, насколько комфортно ходить и выбирать там покупки, - вспоминает те ощущения, что помогли выстроить первоначальную основу в арендуемом здании нынешней торговой точки, ее владелец. – Затем пошел туда еще раз и уже лишь с целью узнать, в чем кроется секрет моих ощущений. Хороший свет, правильная высота витрин, доступность, сдержанный дизайн – ничего не мешало делать выбор, не утомляло, не заставляло покидать отдел, не сделав покупку.

Признаться, еще в нескольких магазинах ходил с рулеткой, чтобы сделать замеры и отдельное перенять. И когда стал на практике осуществлять увиденное, старался обойтись без лишних «фокусов» - крадущих внимание от главного. Холодильники, установленные в мясном отделе, были изготовлены под заказ почти по предложенным чертежам.

Покупатели, возможно, не замечают их «секретов», значит, цель достигнута, ведь пусто в отделе никогда не бывает.

Оригинал всегда сложнее копии

Вторая половина уходящего года была для «Друзей» не менее беспокойной, чем первая. Пришедшая за пару первых месяцев популярность, безусловно, радовала, и в то же время подсказывала, как можно дать еще больше, пришло понимание, что нужно улучшить.

Когда здание покинули соседствующие в нем продавцы одежды, предприниматель тут же заявил арендатору о желании расширить свои торговые площади. Таким образом за сезон из 140 квадратных метров к декабрю торговый зал вырос до 200. Стало просторнее, это позволило увеличить ассортимент, расположить его более доступно.

Немаловажно и то, что покупатели без труда могут сохранять продиктованную эпидемиологической ситуацией дистанцию. У стеллажей с полками и холодильников нет необходимости толпиться – здесь легко можно разминуться, перейти к другой витрине, а затем вернуться, не создавая неудобств из вынужденных «пробок».

Екатерина Владимировна Зуйкевич и Алина Олеговна Гордейчик - операторы-кассиры.

В то же время работа продавцов, которые в час-пик обновляют товарный ассортимент, не затрудняет выбор покупателей. Сотрудников практически не замечаешь в зале. Но чуть замешкался, тут же слышишь: «Вам что-то подсказать?»

- Буквально каждый работник знает свою главную задачу: все внимание клиенту! Покупатель не должен ожидать, теряться в неизвестности, стоять в очереди. Безусловно, новичкам нелегко справляться, ведь сказывается то, что необходимо запомнить огромный список товаров и знать, как они выглядят, - с пониманием к сложностям первых недель работы своих подчиненных говорит их руководитель. – Каждому новичку внушаю, что нельзя бояться ошибок. Чтобы сделать правильно, порой нужно десять раз сделать неправильно, но потом применить весь свой профессионализм, чтобы избежать негативных последствий. Так приходит навык. А когда он уже есть, работа не кажется трудной. Да и за приобретенную квалификацию мы поднимаем зарплату.

Сегодня в одной команде с индивидуальным предпринимателем трудится около трех десятков человек. Давать объявления о поиске новых сотрудников не приходится, клетчане высказывают желание устроиться сюда на работу. Казалось бы, при таком выборе можно кастинг проводить и уж точно не заботиться о том, насколько человеку удобен режим труда.

Любовь Александровна Рычик - оператор-консультант.

Но «Друзья» имеют такое название не только потому, что проявляют уважение к покупателям, им немаловажно каждого члена коллектива принять в свой круг, объединяющий людей с одинаковыми взглядами, подходами к исполнению обязанностей, пропитанный духом товарищества, взаимопонимания и доверия, готовности быть на службе у покупателя.

Кстати, здесь всегда готовы к диалогу с ним, решению любых спорных вопросов и компромиссам. Главное, чтобы о своих претензиях клиент не молчал, в том числе и касающихся качества товара – купленного или полученного по доставке. Через диалог небольшое открытие для себя сделал и сам владелец магазина:

- Пришел к выводу, что есть люди, которые хотели бы иметь почасовую работу и почасовую оплату, что связано с различными обстоятельствами. Если человеку удобно быть занятым только 4 или 6 часов в день, то мы найдем ему применение при, безусловно, добросовестности и полной самоотдаче с его стороны. Даже новичок-ученик за каждый час работы у нас получает 2,5 рубля, а опытный сотрудник – 4.

Вот так, деталь за деталью, как в детском пазле, складывается в единую картинку то увиденное, почувствованное, подсмотренное, возникшее внутри собственного сознания, что превращается в бренд «Друзья».

И слово «бренд» - никак не преувеличение, несмотря на короткий, всего лишь годовой срок существования. Потому что тот, кто по крупицам собирает лучшее, знает, для чего это делает.

Партнерство

Даже в человеческих отношениях дружбы без партнерства не бывает. Невзирая на то, что главную ответственность за бизнес несет сам его владелец, строит он его вместе со своими компаньонами и именно в этом видит перспективу. Интерес наемного работника простирается не дальше хорошего заработка.

Исполнительному директору же выгодно, чтобы дело развивалось, поэтому у каждого, кто этому способствует, есть своя – малая или большая – доля акций. Вторая часть партнеров – это те, с кем «Друзья» сотрудничают. На полках магазина представлены все местные производители. И хотя у покупателей нет дисконтных карт, а у торговой точки – дней скидок, выигрыш от цены очевиден, если ее сравнить со стоимостью аналогичного товара в другом магазине.

Нужно просто внимательно следить за предложениями продавца. Постоянные клиенты, покупая три единицы, возможно, не знают, что делят наценку магазина на половину, но точно чувствуют, что экономят. Поставщики, в свою очередь, также успели понять, насколько быстро «уходит» с полок этой торговой точки товар. Благодаря тому, что продавцы аккумулируют претензии покупателей, налажена обратная связь с производителем.

Растет количество предлагающих сотрудничество и география. В Клецк приезжает продукция, изготовленная в Могилеве, Бресте, Гомеле. В планах пополнение ассортимента от лидского, витебского, сморгонского производства.

- Мы хотим, чтобы в магазине присутствовали самые разные предложения, даем покупателю успеть «соскучиться» по какому- то виду товара, заменяя его другим, а заодно изучая спрос, - посвящает в нюансы работы Денис Леонидович.

Доброе имя дороже сокровищ

По тому, сколько в «Друзьях» оборачивается покупателей, можно рассуждать о товарообороте, о прибыли, показатели по которым всегда в торговле считаются контрольными. Но, как заверяет сам владелец, этот магазин пока не приносит никакой прибыли, потому что полученное от его работы вкладывается в дальнейшее развитие.

- Нередко приходилось слышать от старших людей, как они сожалеют об упущенных возможностях – предлагали, не согласился, теперь бы поступил по-другому, да время ушло… Не хочу в будущем вот так же о чем-то жалеть, потому соглашаюсь на любые предложения, - раскрывает секрет своего драйвера предприниматель. – Когда появилась возможность взять в аренду магазин на улице Ленина в микрорайоне СПЛ, заявил о том, что готов это сделать, но никому не буду переходить дорогу. Правда, конкурентов у меня так и не оказалось, поэтому вот уже несколько недель ведутся работы – внутренние и снаружи.

Совсем скоро откроется еще один магазин "Друзья" на ул.Ленина.

Чтобы въехать в построенное в 70-е годы прошлого века здание, пришлось многое переделать. Реконструкция вот-вот закончится и новый объект распахнет свои двери не только перед покупателями, но и перед желающими получить новый вид услуг от «Друзей».

- Появилась возможность предложить землякам то, на что с их стороны постоянно поступает запрос – готовую еду, - с удовлетворением сообщает частник о шансе ответить на не раз звучавшие от местного населения пожелания. – Мы предложим горожанам и тем, кто бывает здесь проездом, фастфуд: «лодочки», лавороллы, пиццу, кондитерские изделия. Кроме этого, появившийся в нашем штате шеф-повар разрабатывает меню для кайтеринга. Знаете, что это?

Заодно объясним всем: это еда на вынос, приготовленные блюда с доставкой. Услуга пользуется популярностью, особенно сейчас, когда многие рестораны и кафе свернули свою деятельность из-за отмены массовых мероприятий, а их кухни начали работать для тех же клиентов, но питающихся дома.

С нового года не нужно будет заказывать все это где-то в другом районе, возможность появится на месте. К тому же, откроем секрет, даже в таком «обкатанном» другими деле, клецкий предприниматель хочет вставить свои «фишки», выделяющие кухню «Друзей» от другой.

- Дорого и вкусно – это просто, но, как показал мой первый опыт работы с продуктами, - малопривлекательно. Мы предлагаем вкусно, но недорого. Хотя когда-нибудь, я уверен, сможем удовлетворить вкусы настоящих гурманов, готовых платить за высокое качество, - чуть-чуть заглядывает за горизонт сегодняшнего дня Денис Леонидович.

Почему-то сомнения в том, что и эти планы обязательно осуществятся, даже не закрадываются. И такие идеи не единственные. Есть мысли по расширению зоны на улице Советской, о продвижении в сторону 17 Сентября, мечты о гастроэкотуризме и многие другие, помогающие двигаться к главной и достаточно амбициозной цели. Но сегодня не о ней.

А о том, благодаря чему завоевывается репутация, которая стоит во главе всех затеянных «Друзьями» дел. Следить за ними есть возможность в режиме реального времени.

В сообществе в Вайбере «Магазин «Друзья» его участники общаются, высказывают предложения, просьбы, замечания, оставляют комментарии и благодарности. Попасть в чат просто: скажите об этом сотруднику магазина, и уже через несколько минут вы станете другом «Друзей».

Наталья Александровна Демидчик - заведующий мясным отделом.

И поймете то, что уже многие поняли: не о сиюминутной выгоде пекутся здесь, вкладывая деньги в дорогое оборудование и комфорт покупателей и коллектива, занимаясь бесплатной доставкой по городу Клецку товара стоимостью от 10 рублей, развивая с нуля свой сайт https://друзья.магнит.бел, а о том, что известно с давних времен: доброе имя дороже любых сокровищ. Да, дружной командой «Друзья» заботятся о репутации с большой уверенность - именно она и даст самые ощутимые дивиденды.

А ведь это уже работает!

Жанна Гордиевич.

Фото автора и Евгении Семенчук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *