У её счастья – семь нот: История жизни Светланы Чалык

ДО

До того, как сделать первый шаг навстречу своей мечте, эта девочка точно знала, как мечта выглядит. Она время от времени видоизменялась, не теряя своей сути и оставаясь самой желанной, как это бывает только однажды в жизни – когда ты ребенок.

То она появлялась словно первый подснежник, с неуловимым шуршанием пробивающийся сквозь белую наледь на опушке, чтобы открыть свои нежные лепестки весеннему солнышку… То вспыхивала вместе с лучом света, рассыпающимся веером из-за туч и рождающим семицветную радугу на широком лугу, откуда коровы неспешно возвращаются к своим хозяевам, приветствуя их многозначительным "мууу…"

А иногда приходила с дождем, который в заданном кем-то сверху ритме барабанит в окно твоей комнаты, призывая сосредоточиться и вслушаться… Ее мечта – это шепот листьев под ногами, в которых прячутся крепыши-боровики, это снежинка, медленно опустившаяся на ладонь, чтобы удивить неповторимым кружевом из кристаллов и… умереть.

Это тихий рассвет, пронизанный криком петухов, и соловьиные песни после утонувшего в тумане черемухи заката, это остающаяся за спиной родная деревня и сшибающий с ног шумом и скоростью большой город, куда и привела ее, сельскую девчушку, мечта. Ее музыка.

Сложно сказать, в каком возрасте она впервые услышала мелодию, глядя на  окружающий мир, но то, что это стало ее внутренним состоянием, в семье хорошо понимали. Ни мама, ни папа не останавливали дочь, когда та после окончания 8 классов Гурновщинской средней школы решила поступать в музыкальное училище им.Глинки. Они даже представить не могли, каким непростым будут эти ступеньки восхождения на сцену для девочки, которая, кроме обычных уроков пения, не сталкивалась ни с чем, чему учат в музыкальной школе.

Это сейчас она понимает, что буквально повторила судьбу героини Екатерины Савиных из кинофильма "Приходите завтра", простой девушки Фроси Бурлаковой, приехавшей поступать в консерваторию из сибирской глубинки. Тогда профессор смотрел на яркое самобытное исполнение ею "Вдоль по Питерской" и почувствовал певческий талант незнакомки.

Нечто подобное произошло и во время прослушивания Светланы Якубчик. 15-летняя скромная, но решительная девочка из художественной самодеятельности  не была близко знакома ни с одним музыкальным инструментом, но как она владела своим голосом!!! Опытный педагог не могла это не почувствовать, и ее приняли!

Сказать, что только первый год, когда пришлось совмещать изучение общеобразовательных предметов, занятия по специальности и интенсивное самостоятельное обучение игре на фортепиано, был сущим испытанием, значит, опустить все последующие и такие же непростые, насыщенные различными направлениями постижения специальности курсы.

Но первую сессию с 12 экзаменами вчерашняя сельская школьница будет вспоминать потом всю жизнь. На каникулы приехала обессиленной. Папа невероятно жалел тогда ее, но чем, кроме сочувствия, могли помочь простые люди своей доченьке, захотевшей стать артисткой?

Помните, как тот же профессор, увидев слабую подготовку Фроси на одном из занятий, сказал: "Вы пришли сюда учиться и потрудитесь работать, как лошадь. Не можете, не хотите – уходите!" Несколько грубовато звучит? Светлана и без такого "воззвания" в свой адрес понимала, что по-другому быть не может, и после каникул "впряглась" с новыми силами.

РЕ

Репетиции, репетиции, репетиции… Сложно сосчитать, сколько их было в ее жизни, начиная с тех студенческих лет. Сначала по утрам, до занятий, и вечерами –уже после них, овладевала инструментом, на клавишах которого для быстрейшего запоминания были сделаны наклейки. Нужно было выровняться с остальными однокурсниками.

А потом, когда стали готовить свои программы выступлений, в первой половине дня бежали на пары, а во второй с той же скоростью устремлялись с концертом к зрителям, чтобы в выпускной год точно знать и самим определить, как вместе с хоровым коллективом, уже в качестве его дирижера-хормейстера, и каким репертуаром удивлять публику.

В те времена практика для будущих специалистов была не эпизодическим занятием, а постоянной строчкой в еженедельном расписании. Чтобы приехать хотя бы раз в месяц домой на выходные, нужно было уплотнять график занятий с хором, отработать полагающуюся программу.

Но вряд ли она тогда подозревала, что и вся ее профессиональная деятельность будет подчиняться этому неписаному правилу: жертвовать выходными ради главной цели – аплодисментов благодарных зрителей.

Во время репетиций к ней и сейчас лучше не подходить. Не услышит. Пока на сцене происходит действо, она, говоря современным языком,  "вне зоны доступа": никого постороннего не видит и не слышит. Иногда кажется, будь в руках у этой женщины карандаши, они бы ломались, как спички – в таком напряжении находится до финальных аккордов любой программы.

Выйти и спеть самой было бы во сто крат легче, чем наблюдать за выступлением других. Но разве ж она в этом признается?

Выйти и спеть… Не вспомню, какой была та песня, потому что впервые в жизни уже со мной произошло что-то невероятное: с первого куплета в исполнении женского дуэта вокалисток по моей спине побежали мурашки. Пыталась разобраться, что со мной случилось в те минуты, и только на каком-то из следующих номеров праздничного концерта районных артистов на сцене кинотеатра "Искра" осознала, что мощь, мелодичность, глубина, слияние двух голосов произвели на меня такой эффект, повторения которого я потом всякий раз ожидала при ее выходе на сцену и почти безошибочно угадывала.

Возможно, тогда, на прослушивании в училище, и педагога в ее втором сопрано поразили именно эти берущие за душу интонации, которые дарят песне жизнь и благодаря которым артиста запоминаешь с первого его выступления.

Но наша новая встреча произошла совсем в другой обстановке. К Светлане Александровне как-то вечером я отправилась за интервью о работе любительских объединений, а проще говоря – самодеятельных артистов, собиравшихся еще в стенах старого дома культуры.

Она уже была его инструктором, имея за плечами опыт работы художественным руководителем Нагорновского СДК, куда пришла молодым специалистом, и методиста РДК. А чтобы я поняла, в чем состоит специфика их вечерних занятий, предложила поприсутствовать на репетиции. Как сейчас помню, это изменило жанр планируемой публикации и дало хоть какое-то представление о закулисной деятельности работников культуры.

Ее личное закулисье было еще сложнее. Так сложилось, что в один из периодов жизни приходилось работать по совместительству, мотаясь в разные точки района, из одного сельского клуба в другой, от коллектива к коллективу.

Но даже тогда, валясь с ног от усталости, она не могла предположить, каким испытанием окажется для нее выход к зрителю в другой стране.

МИ

Минор в жизни любого из нас неизбежен. Но разве можно предвидеть, что он зазвучит именно в то время, когда судьба повернется к тебе солнечной стороной, когда ты наконец обретаешь опору и поддержку, можешь довериться и разделить свои радости и тревоги с близким человеком, не боясь прочитать в его глазах непонимание.

Кто-то скажет: напускное… А для нее это было первым зерном сомнений, которые перечеркнули ранее принятое решение уехать из Беларуси и постепенно привыкать к жизни в другой стране. Все бы ничего, но она с самого детства, а затем уже профессионально напрямую связанная с народной культурой, вынуждена была привыкать к другой… пересиливая, ломая себя.

Это только кажется, что в венке СССР цветы всех братских республик были одинаковыми. Хотя, конечно, каждый был по-своему красив, но родным – один-единственный, как мамина песня, как язык. У нее все вышло с точностью, как у классика:

…І тчэ, забыўшыся, рука,

Заміж персідскага узора,

Цвяток радзімы васілька.

Уже был готов номер, отутюженная расшитая блузка, юбка, жилет висели в шкафу вместе с традиционным головным убором, который ей необычайно шел. Но именно в день выступления она так и не смогла выйти в национальном костюме другой страны выступать перед ее зрителями, для которых надеялась стать землячкой. Терзания, сомнения, слезы… И никакого желания петь…

Муж Василий Григорьевич понял, что ему проще "вписаться" в близкую по духу культуру соседней страны, чем видеть мучения любимой жены, тщетно пытавшейся измениться. Ей, насквозь пропитанной белорус-костью, как пропитаны живительной влагой нежные цветы льна, это было не под силу.

Чтобы спасти ее песни, семья приехала на родную для Светланы Клетчину.

ФА

 

Факт, вписанный каждому из нас в "метрику", нельзя изменить. Можно забыть, уехать и больше никогда не вернуться, можно видеть во сне, но никому об этом не говорить, но нельзя вычеркнуть из биографии, даже если родного дома больше нет, если там колосится рожь или к небу устремилась этажами новостройка.

В доме своих родителей теперь она хозяйка, а в Головачах – односельчанка для каждого из его жителей. Клетчанкой остается только пару зимних месяцев, когда плотный рабочий график не позволяет приехать на малую родину на целый день. Здесь она восстанавливает свои силы, здесь приходит в равновесие, осмысливает, осознает…

В городской суете порой очень сложно принять верное решение. А вот в уединении, тишине родные стены не только лечат душу, но и помогают побороть страх и заглянуть за новый поворот на жизненном пути.

Очередной такой был заготовлен небесами через полтора года после возвращения в Беларусь. В качестве художественного руководителя районного дома культуры Светлана Александровна Чалык получает предложение перейти на новую должность – возглавить его. Все предшественники были мужчины, и потому принять бразды правления в свои женские руки даже на время моя героиня соглашается неохотно.

Почти год она тешила себя мыслями, что вот-вот в "исполняющей обязанности" отпадет необходимость, потому что районное руководство подберет директора, а она вернется в прежнюю стихию мероприятий, концертов, новых программ, творческих отчетов, праздников. И ее обрадовали: такой человек действительно есть, он выкристаллизовался, сплотил вокруг себя коллектив и готов вести его за собой, понимая, куда и для чего он это делает. И это – она!

Для коллег оказалось очень важно, что во главе встал "их" человек, знающий все изнанки профессии. Логичным и неудивительным было и когда через три года это же владение спецификой сыграло ключевую роль при назначении нового начальника отдела культуры райисполкома.

Правда, всякий раз сама женщина, для которой статус деловой становился все ближе и ближе,  противилась этой логике, понимая, что в ее путевой рюкзак снова прибавляется дополнительный груз. И разве будучи студенткой, когда писала партитуру, она могла предвидеть, что на ее столе вместо нот появятся папки с документами, а вместо любимых произведений классиков придется слушать и готовить справки, отчеты, доклады, презентации.

Но жизнь мудрее нас, ей известно: как примитивная музыка не может вызывать у нас глубокие чувства, а остается только звуковым фоном, так и однообразие не приносит нам истинного удовлетворения.

СОЛЬ

Соль… Ее недостаток оставляет блюдо пресным, ее избыток заставляет от него отказаться. В поисках гармонии мы ищем себя, копаемся в прошлом, вытаскивая оттуда поступки, кажущиеся ошибками. И, наверное, от того, что ничего уже нельзя исправить, не можем сдержать слезы…

Всю свадьбу дочери Марины она проплакала. Нет, не дочери – доченьки. Только так и сегодня Светлана Александровна называет уже давно ставшую взрослой женщиной свою Мариночку, с которой созванивается как только на это есть свободная минутка.

Наверное, это неосознанное желание наверстать те часы, дни и месяцы, когда дочь была маленькой, часто оставалась с бабушкой, пока мама дарила праздник другим. Увидев девушку в свадебном платье, материнское сердце разрывалось от того, что взросление прошло так стремительно и так незаметно. Еще вчера казалось, вся жизнь впереди, но вот уже и дочь – невеста…

Но это ее удел, ее выбор, и коль раньше он казался единственно правильным, значит, сегодня нет смысла терзаться сожалениями. Тем более чувствуя каждой клеточкой своего жен-ского естества, сколько радости и незабываемых эмоций приносят минуты общения с внучками!

Их фотографиями заполнен бабушкин телефон, свой отпуск она старается совмещать с их каникулами, и каждый день интересуется успехами, о которых Валерия и Диана рассказывают с огромным удовольствием: старшая больше увлекается спортом, а вот младшая – артистка! С ясельного возраста готова была устраивать представления для бабушки, даже если та заезжала по дороге с совещания не более чем на полчаса.

И каким бы скептицизмом не одаривала при этом сестра, подрастающая звездочка уверенно демонстрирует свою исключительность и неповторимость.

До выбора будущей профессии еще ой как далеко, но как же это здорово, когда твоя родная бабушка – профессионал! И хотя внучки вряд ли понимают весомость нагрудного знака "За вклад в развитие культуры Беларуси", который мамина мама получила в этом году, они все равно прочувствовали искренность поздравлений в адрес любимого человека со стороны близких людей.

А уж то, что первыми поздравляющими ее с профессиональным праздником будут Валерочка и Дианка, Светлана Александровна знает и сама.

ЛЯ

Лядой называют откидную крышку в люке, который выводит в новое помещение. И нередко перемещая ее, человек не знает, что его ждет по другую сторону, по сути идет в неизвестность. Когда объединили два направления – идеологии и культуры – в одну зону ответственности, случился такой же шаг в новое, незнакомое ранее пространство.

"Наверное, ничего в этой жизни не происходит просто так", – подумала тогда Светлана Александровна, вспомнив два года работы в отделе идеологии. Работа эта была ей знакома, а совмещать… Крепкая группа поддержки, команда единомышленников, которая уважает в своем руководителе сочетание требовательности и человечности, всегда приходила на помощь.

Именно потому даже в новом виде отдел вместе со своими подразделениями несколько лет к ряду признавался самым лучшим в области. И это, непосредственно наблюдая за его деятельностью, воспринимаешь как закономерность.

"Заполучить" клецкие коллективы на любой праздник стремятся многие в соседних районах. Эта форма работы и, что скрывать, дополнительного заработка, кстати, прижилась именно при С.А.Чалык. Как и сотрудничество с именитыми коллективами, благодаря которым у наших артистов появляются великолепные костюмы, сшитые для столичных подмостков. Они делают номера яркими, "вкусными", ненавязчиво-шикарными.

Не зря же в университете культуры она училась по специальности «менеджмент в социокультурной сфере». Но не диплом, а характер подталкивает ее первой искать нужный "люк", налаживать личные контакты. Зато какими лучезарными бывают ее глаза, когда на сцене в финале концерта, где все задуманное получилось, а зал встает и утопает в овациях, выходят все артисты районного центра культуры!!!

Забываются бессонные ночи, выходные, проведенные на работе, появляется надежда на то, что "ну теперь-то я со спокойной душой" займусь… Вы не представляете, сколько у этой деловой женщины есть исключительно дамских интересов!

И даже краткое их описание с подтверждающими примерами заставит добавить к этому материалу еще несколько разделов. Но... как из песни не выкинешь слов, лишние ее тоже испортят.

СИ

 

Сила женщины – в ее слабости. А еще – в искренности, порядочности, мудрости, преданности и многих-многих других качествах, которыми наделила природа. Наверное, в этом и ее счастье. Только у каждого оно – своя неповторимая мелодия. И что удивительно: для написания любой музыки достаточно семи нот…

Однажды услышала, что тот, кто между делом напевает, – счастливый человек. Светлана Александровна ни на сцене, ни на публике давно не поет. Просто приняла для себя такое решение и пока принципиально его придерживается.

Зная это, я однажды полюбопытствовала: "А дома?" И с теми же вдруг загоревшимися глазами она призналась: "Пою!"

Жанна Гордиевич.

 

 

 

 

У её счастья – семь нот: История жизни Светланы Чалык: 1 комментарий

  • 13.10.2020 в 10:29 пп
    Permalink

    Жаль, что под статьей нет значка » (like)». Лайк и героине и автору!

    Рейтинг комментария:Vote +1+1Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *