Железнодорожники отмечают профессиональный праздник. Репортаж со станции «Клецк»

 

…Ночную тишину нарушает стук колес товарного поезда. Жителям пятиэтажки по улице Ленина в городе он слышен отчетливо, и невольно возникает мысль: а как же научились под этот гул отдыхать те, кто всю жизнь живет у железнодорожной станции!?

Когда с этим вопросом на следующий день обратилось к дежурному по станции "Клецк" УП "Барановичское отделение Белорусской железной дороги" А.В.Савицкому, мужчина улыбнулся и искренне ответил:

– Привыкли! Человеку свойственно ко всему привыкать, даже к такому громыханию.

Нельзя с этим не согласиться. Ведь если бы было иначе, то любители абсолютной тишины давно переселись или изначально выбрали для себя другое место жительство. Значит, комфортно им здесь и удобно. Впрочем, железная дорога – это словно другая "республика", где не только действуют "свои законы", но и жизнь в целом протекает по иному.

Дежурный по станции "Клецк" Александр Витальевич Савицкий: В преддверии нашего профессионального праздника хочу поздравить коллег и пожелать всем крепкого здоровья, благополучия, и терпения. Пусть все пути-дороги ведут нас к успеху в профессии и счастью в личной жизни. Еще хочу пожелать, чтобы в нашей жизни было как можно больше приятных моментов и для них всегда горел зеленый свет, а вот для печалей пусть всегда будут закрыты все шлагбаумы!

Будучи 19-летней студенткой одного из Барановичских техникумов, на время летних каникул я попала в студенческий отряд проводников пассажирских поездов. Впечатлений от обучения и поездок не передать словами! Даже сейчас, спустя более трех десятков лет, сны иногда воссоздают отдельные моменты из прекрасного прошлого, когда жизнь "на колесах" была полна романтики и юношеского оптимизма. Но с тех пор многое изменилось…

К сожалению, – констатирует Александр Витальевич, – коронавирус внес свои коррективы и в нашу отрасль: пассажиропоток на железнодорожном транспорте сильно сократился, и по нашему отделению 150 проводников остались практически без работы.

Лето всегда было самым горячим временем, ведь все стремились попасть в отпуск на море. Сейчас маршруты закрыты. Вот и наши кассиры работают всего по нескольку часов в сутки. Сегодня удобнее заказать и оплатить билет через интернет, чем ехать для этого специально в кассу железнодорожного вокзала.

Электромеханик связи Александр Владимирович Барташевич на своем посту уже более 13 лет. Это он обеспечивает связь между станциями и диспетчерами на участке от Баранович до Слуцка, громкоговорящую связь на самой станции, радиосвязь с поездами и телефонную железнодорожную связь. Впервые Александр сел в поезд в 15 лет, когда ехал в Брест поступать к колледж. С тех пор ни дня не сожалел о том, какую профессию получил, подтвердив ее потом учебой в университете.

Что касается пассажирского железнодорожного транспорта, то через станцию "Клецк"  дважды в день проходит поезд региональных линий эконом-класса (дизельпоезд) Барановичи-Слуцк и Слуцк-Барановичи. Однако желающих – совсем не много.

На дополнительном по пятницам, – рассказывает А.Савицкий, – ездят студенты, а в будние дни у нас вообще не бывает пассажиров.

Электромеханик СТБ Игорь Александрович Василец хорошо помнит свое первое рабочее место – станцию "Городея", отмечая, как разниться теория, полученная в железнодорожном колледже от практики. Но клетчанина притягивала малая родина, потому через год (в 2010-ом) Игорь приступил к своим обязанностям на станции "Клецк". Его задача – обслуживание станционных светофоров, стрелочные переводы и многое другое. Рабочий день не нормирован, и хоть должность относится к разряду "опасных", Игорь Василец любит свое дело.

На момент нашего посещения станции, на путях стоял грузовой состав. Рабочие в спецформе и ярких жилетах четко и без суеты выполняли свои обязанности. Вдалеке послышался гул и стал приближаться еще один "товарняк". На платформу тут же вышла красивая девушка в синей форме, разрешая "калийному" беспрепятственно проследовать дальше.

У нас за сутки проходит по 9-10 поездов с калийными удобрениями, – предупреждая очередной вопрос, говорит дежурный по станции. – В среднем это 46 тысяч тонн. Что касается маневровой работы по станции, то местный лесхоз отгружает лес-кругляк на Польшу, Румынию, Литву, доску – на Азербайджан.

Тесное сотрудничество у нас с учреждением по хранению материальных ценностей "Космос". Во время уборочной кампании и посевной они отгружают дизтопливо и бензин (на прошлой неделе со вторника по пятницу - 100 вагонов), а потом – принимают горючее на хранение. ДРСУ (Клецкое и Несвижское) отгружают на нашей станции щебень, сельхозпредприятия района – удобрения, ООО "Биорапспродукт" отправляет по 3-5 цистерн в месяц своей продукции на Литву.

С середины сентября и по декабрь грузим в вагоны свеклу. Максимум мы можем отправить 40 вагонов в сутки, но как правило их бывает по 20 (вес каждого 50 тонн). Если еще несколько лет назад во время жатвы грузили зерно, то сегодня в приоритете автоперевозчик.

Количество работающих именно на станции "Клецк" – 19 человек. Они распределены на четыре смены. У каждой – свои конкретные задачи. За последние годы из общих обязанностей "выпало" обслуживание территории вдоль железнодорожного полотна.

Четвертый год трудится на железной дороге Христина Викторовна Уласень. Эта хрупкая блондинка в строгой синей форме четко управляет движением поездов по станции, руководит маневренной работой и контролирует соблюдение безопасности по станции. Но стоит ей оторвать глаза от огромного пульта с множеством горящих красных и зеленых огней, как приветливая улыбка появляется на милом девичьем лице.

Теперь этим занимается служба ПЧЛ Барановичского отделения, в обязанности которой входит обкоска и ликвидация кустарниковой растительности по графику. Они же следят и за деревьями вдоль железной дороги. В обязанности местных станционных работников входит поддержание чистоты и порядка на самой железнодорожной станции "Клецк".

Что касается обязанностей дежурного по станции, то они затрагивают абсолютно все. Потому и во время нашей беседы Александр Витальевич не проигнорировал ни одного телефонного звонка, заранее предупредив о важности всего, что происходит на железной дороге.

После окончания Брестского государственного колледжа  железнодорожного транспорта, – продолжаем разговор, – пришел сюда работать по специальности – путейцем (менял рельсы, шпалы). Потом меня перевели на маневровые работы. А когда предложили должность дежурного по станции, понял, что круг обязанностей резко поменяется.

На вес золота на любом предприятии специалист, прошедший все ступеньки профессионального роста. За 11 лет работы на железной дороге и мой собеседник постиг все нюансы профессии, которой решил себя посвятить. Сегодня он отвечает за маневровую работу и отправку поездов, пристально следит за тем, чтобы вовремя переводились стрелки и маршруты, ведь в промежутках между поездами на путях работают люди.

На перегонах тоже может возникнуть непредвиденная ситуация, – поясняет Александр Витальевич, – например, светофор не откроется, произойдет выброс пути или обнаружатся на рельсах посторонние предметы. Дежурный по станции в ответе за все, что связано с безопасностью движения, он обязан вовремя среагировать и оперативно довести всем нужную информацию, раздать соответствующие указания и дать поезду "зеленый свет".

Железнодорожная станция "Клецк" обслуживает 5 станционных путей и 7 – подъездных, а также 5 переездов на территории Клецкого района. Если говорить о железнодорожной ветви Барановичи-Слуцк, то ответственность за ее состояние несут в равной степени и работники  станции "Тимковичи".

Но нюансы, – замечает А.Савицкий, – происходят, как правило, именно на станциях. Когда случается серьезный сбой – отключается вся автоматика, и мы переходим на ручное управление. Дело это хлопотное, благо, что такое случается редко. Для ликвидации же подобных ЧС у нас есть свои специалисты.

Коллектив здесь действительно опытный, хотя много и молодежи. Всегда готовы помочь и подсказать новоиспеченным железнодорожникам начальник станции Василий Петрович Климович, дежурный по станции Петр Тадеушевич Шиш, составитель поездов Николай Петрович Калейник, под руководством которого постигал азы на первом своем рабочем месте год назад Константин Букато.

С сожалением констатирует Александр Витальевич, что с каждым годом уменьшается количество клетчан, желающих работать на железной дороге, получая для этого соответствующее образование.

Я и сам, честно говоря, не задумывался, почему именно выбрал эту профессию, но ни разу об этом не пожалел! Конечно, раньше у работников железной дороги было больше льгот, но и сегодня мы один раз в год можем поехать поездом (туда-обратно) бесплатно (вместе с детьми) в любую из стран СНГ, или же воспользоваться бесплатной "формой" (годовым проездным билетом) внутри страны. И все же, несмотря на сегодняшнее не совсем простое для нас время, надеемся, что в будущем на железной дороге все поменяется к лучшему!

Валентина Сенкевич.

Фото Инны Федарчук.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *